Практически каждый вечер в одной из социальных сетей можно найти ряд сообщений с одним лишь номером телефона. Понять, что происходит, можно лишь по псевдонимам пользователей «Алко Бум», «Алко Доктор», «Алко Шоп» и т.д. Так у нас в регионе работает теневой рынок алкогольной продукции.
В каждой строчке – только точки
Главный козырь нелегалов – работа ночью, когда горячительное официально не приобрести. Так ли это на самом деле, «НВ» решила проверить на собственном опыте.
Мы находимся на съемной квартире и читаем сообщения в региональном чате социальной сети «ДругВокруг». Уже в 10 часов вечера пользователь с ником «Алко Доставка» выкладывает сообщение со смайлом (условным изображением, выражающим эмоции), печатающим что-то на компьютере. Это своеобразный условный знак, ведь сообщение «Продам алкоголь», скорее всего, будет удалено либо автоматически, либо модератором. Поэтому бутлегеры просто пишут один номер телефона, либо короткое сообщение «работаем», либо ставят какой-то специфический смайлик, а то и вовсе обозначают свое присутствие многоточием.
После вопроса «Что есть в наличии?» через соцсеть нам скидывают номер телефона и добавляют: «Много чего». Прейскурант начинается от 500 рублей за водку и восьми сотен за коньяк.
Звоним по указанному номеру. Происходит следующий диалог:
– Да, слушаю Вас, – отвечает мужской голос на том конце провода.
То есть с покупателями бутлегер общается тактично и вежливо. Для такого рода деятельности это плюс, часто приходится разговаривать с основательно нетрезвыми личностями.
– Сейчас писал Вам по поводу водки, – говорит участник «контрольной закупки».
– Коньяка и водки, – уточняет собеседник.
– Ну да, нам водку пожалуйста.
– Какую Вам надо?
– За 500 какую предлагаете?
– За эти деньги могу предложить «Хортицу» и «Гжелку».
Останавливаемся на первом варианте, мужчина узнает у нас адрес и обещает приехать через 10–15 минут.
Спустя время у подъезда останавливается серебристый ВАЗ 13-й модели. На заднем сиденье – внушительный ассортимент, коробки наполнены алкоголем и сопутствующими товарами. Продавец сообщает, что будет работать до 10 утра, и в обмен на деньги вручает нам бутылку.
Так всем желающим алкоголь оказывается доступен, несмотря на запреты. И это не преувеличение, ведь в таких, почти подпольных условиях, паспорт не спрашивают. А значит, бутылка «крепача» без проблем может оказаться и в руках подростка. Были бы деньги.
Дальше – больше. Наша самостоятельная экспресс-экспертиза показала: алкоголь оказался контрафактным, неизвестного качества. Но об этом чуть позже, пока окунемся в историю вопроса.
Подарок для бутлегера
Региональный закон «Об упорядочении оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории НАО» был принят в нашем регионе еще 15 июня 2006 года и пережил с тех пор несколько редакций. Напомним главные его тезисы: ограничение продажи спиртного выше 16,5 градуса с 20 часов до 11 часов следующего дня, ниже 16,5 градуса – с 23 до 8 часов. При оказании услуг общественного питания розничная продажа крепкого алкоголя запрещается с 24 до 11 часов, а продажа спиртного ниже 16,5 градуса осуществляется в соответствии с режимом работы. Аналогичные, но менее жесткие ограничения были введены и на федеральном уровне, но каждый субъект РФ волен устанавливать свои доп-ограничения.
Для ушлых бутлегеров такой сухой закон в ночи оказался подарком судьбы. Ведь максимум, что им грозит, – штраф по статьям 14.1 КоАП РФ (осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или без государственной регистрации в качестве юридического лица) и 14.2 (незаконная продажа товаров, свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством). Для физических лиц санкции за первое нарушение – штраф до 2 тысяч, за второе – до 2,5 тысячи и конфискация продукции.
В сумме можно потерять 4,5 тысячи рублей и несколько бутылок. Эти затраты отбиваются за пару ночей. Контрольные закупки иштрафы случаются несколько раз в месяц. Так, в 2016 году по статьям 14.1 и 14.2 Административного кодекса в НАО было составлено 47 протоколов. Только за один вечер в социальной сети мы насчитали четыре бутлегера. При условии, что штрафные санкции разделяются между ними равномерно, выходит не такая уж и большая сумма.
Проведем нехитрый расчет. Допустим, нелегал продает 20 бутылок водки за выходные по 500 рублей каждая. В лучшем случае он купил их в магазине, скажем, по 250 рублей. На этом он заработает пять тысяч. Сопутствующие товары – сигареты, соки, газировка – принесут ему, например, еще 2,5 тысячи. Получается около 30 тысяч в месяц. По нашей скромной оценке, это уже потянет на неплохую подработку. А если «толкать» контрафакт без акцизов, купленный за копейки? Если работать по будням? Получается высокоприбыльный бизнес, а 3–5 тысяч штрафа становятся издержками, включенными в стоимость каждой бутылки.
Экспертиза на дому
Тем временем наша контрольная закупка продолжается. Первая бутылка (которую нам удалось приобрести примерно в 22.40) после пристального изучения вызывает опасения. Этикетки на ней наклеены криво, но акцизная марка выглядит довольно убедительно, все голограммы и цветопеременные элементы на месте. Однако проверку эта поллитра не проходит, приложение для смартфонов «АнтиКонтрафакт Алко», разработанное Росалкогольрегулированием, сразу выдает приговор – «продукция находится в нелегальном обороте» и предлагает нам воспользоваться функцией «сообщить о нарушении».
Если бы акцизная марка оказалась настоящей, мы бы увидели подробную информацию о наименовании алкоголя, его производителе, емкости и крепости. Вся эта информация берется из единой государственной автоматизированной информационной системы (ЕГАИС), которая отслеживает алкопродукцию от места производства до точки продажи.
По аналогичной схеме мы вызываем еще одну службу доставки под псевдонимом «Алко Пати». Второй бутлегер к нам явно не спешил. Что-то заподозрив, он приехал позже и позвонил: у него якобы где-то недалеко сломалась машина и он подойдет через минуту. Видимо, таким способом страховался от изъятия у него спиртосодержащей продукции. Да и при самой встрече изрядно нервничал. Получив деньги, развернулся и быстрым шагом начал удаляться, потом даже перешел на бег.
Неудивительно, что вторая бутылка также оказалась контрафактной, причем она была замаскирована под тот же бренд. А это значит, что как минимум два бутлегера связаны с одним поставщиком. Означает ли это, что в городе действует целая сеть по распространению такого горячительного без родословной?
Бить рублем и запретом
Оставить как есть, ослабить или усилить ограничения на продажу алкоголя? Мнения на этот счет абсолютно противоположные. Мы собрали аргументы сторон.
– Считаю, что нужно поднимать планку возраста продажи алкоголя, тем более для нашего региона, одного из самых пьющих в России, – делится Александр Терлецкий, председатель регионального движения «За здоровый образ жизни Ненецкого АО». – В возрасте 14–20 лет человек не сформирован ни психологически, ни физически. И употребление алкоголя в этом возрасте несет большой вред.
Общественник уверен, что необходимо запретить продажу крепкого алкоголя даже с 18.00. А санкции за незаконную продажу алкоголя в ночное время должны быть не менее 50 тысяч рублей для физлица и 200 тысяч рублей для юрлица. Возможно, стоит ввести за это и уголовную ответственность, считает Терлецкий.
– Впервые слышу, что люди покупают впрок и выпивают больше, чем до введения запретов, – говорит он. – Если это и происходит, то в единичных случаях. Мы предлагаем продавать алкоголь с 21 года. С этой инициативой выступаем уже второй год подряд, но наше предложение почему-то не рассматривают. Не исключаю, в этом есть заинтересованность некоторых недобросовестных лиц, которым наплевать на здоровье подрастающего поколения и общий социальный комфорт граждан нашего региона.
Продажа алкоголя по ночам стала очень прибыльным делом, сейчас этим занимается каждый второй таксист, и они не видят каких-то реальных препятствий, – считает он.
– Помимо остальных мер, я предлагаю сотрудникам УМВД более тщательно бороться с незаконным алкоголем, почаще проводить рейды, рассказывать об их результатах и привлекать общественность. Как и любой гражданин, которому не все равно, готов лично участвовать в рейдах в рамках закона об общественном контроле. Помимо работы правоохранительных органов, призываю региональные власти не занимать выжидательную позицию и принять меры. По моему мнению, нежелание менять ситуацию уже становится явным.
Нужна помощь общественности
– Наши сотрудники проводят целенаправленную работу по выявлению и пресечению фактов незаконной продажи спиртосодержащей и алкогольной продукции, а также лиц, не имеющих соответствующих лицензий на данный вид деятельности, – сообщили в УМВД России по НАО. – На постоянной основе полицейскими осуществляется мониторинг социальных сетей, в том числе и «ДругВокруг», с целью пресечения правонарушений, связанных с незаконным оборотом алкогольной продукции.
По информации управления, в 2016 году изъято из незаконного оборота 1 015 литров алкогольной и спиртосодержащей продукции, составлено 47 протоколов об административных правонарушениях в отношении 28 лиц. Из них 39 протоколов составлены в отношении 22 торговцев за нарушение КоАП при реализации алкогольной и спиртосодержащей продукции через социальную сеть «ДругВокруг».
В текущем году уже изъято из незаконного оборота 328,5 литра алкогольной и спиртосодержащей продукции, составлено 23 административных протокола в отношении 11 лиц.
– Достичь положительных результатов в борьбе с незаконной продажей алкоголя будет возможно только при активном участии жителей округа, – подчеркнули в УМВД. – Принципиальная позиция граждан и других заинтересованных организаций играет немаловажную роль. Поэтому стражи порядка призывают всех жителей региона не оставаться равнодушными к данной проблеме и сообщать о фактах незаконной реализации спиртосодержащей и алкогольной продукции в правоохранительные органы.
Отсечь временем
– Дополнительные ограничения на продажу алкоголя ведут к развитию нелегального распространения, – считает директор ООО «Белые ночи» Сергей Фенёв. – Если запретить, как это предлагалось, продажу алкоголя в выходные с 15 часов, то люди просто будут покупать его втридорога у нелегалов. Если мы говорим о контрафактном спиртном, то его зачастую завозят через зимник, а летом на баржах.
У нас в магазинах все работает через ЕГАИС, которая ведет учет оборота алкоголя.
Предприниматель предлагает продавать крепкий алкоголь с 8 утра до 22 часов, чтобы «отсечь» у нелегалов часть времени.
– У нас часто утром бывает картина: в магазины приходят трясущиеся с похмелья люди, которые требуют продать им крепкий алкоголь, – приводит пример Сергей Викторович. – Такое случается, когда они не могут найти нелегальных торговцев.
В пьяном угаре дебоширы доходят до рукоприкладства, оскорблений продавцов, и нам приходится вызывать полицию. А дополнительные ограничения еще сильнее увеличат эти негативные явления.
Это социальная болезнь
– По ряду причин любой здравомыслящий человек будет против серого рынка, – делится депутат парламента НАО Виктор Кмить. – Предлагаются разные способы борьбы с ним, кто-то выступает за свободу продажи легального алкоголя. Но это то же самое, как бороться с наркоманией путем легализации наркотиков. Каждый человек, конечно, сам волен распоряжаться своим здоровьем и свободным временем, но делать это так, чтобы не ущемлять права других.
Надо решать вопрос комплексно, считает депутат. Пьянство – это социальная болезнь. В России вновь появляется группа людей, которые пьют от безысходности. Они не могут найти работу, не видят перспектив, оказались на обочине жизни. Это говорит о том, что в обществе существуют глубинные проблемы. У нас закрытый регион и мобильность населения низкая, люди не решаются на переезд.
А уровень безработицы высок.
И им надо помочь: переучиться, трудоустроиться и т.д. Это также становится причиной роста алкоголизма.
– Штрафы за продажу алкоголя в неустановленное время с рук, думаю, можно увеличить. Две тысячи не пугают нелегальных торговцев, – отмечает Виктор Юлианович. – Тем более опасен контрафактный алкоголь. За продажу такой жидкости неизвестного происхождения надо жестко наказывать. Ведь люди могут отравиться или вообще умереть. А это непредумышленное убийство. Мне кажется, что органы внутренних дел здесь не дорабатывают, ведь если бы они доказали опасность контрафакта, то это была бы другая статья, ведь подвергаются опасности жизнь неопределенного круга лиц.
Подводя итог
Нелегальная торговля алкоголем уже прочно укоренилась в жизни многих жителей Нарьян-Мара и поселка Искателей: о ней знают, ею пользуются. Самопровозглашенные торговцы не боятся ни штрафов, ни изъятий. Только вот ради прибыли они торгуют контрафактным алкоголем. Кто знает, возможно, для какого-нибудь любителя «остограммиться» посреди ночи очередной вызов «Алко Доктора» может закончиться в больнице. Об этом нужно помнить всегда.