Вы здесь

Истории, написанные войной

Искореженный остов самолета в тундре

Говорят, что на территории Ненецкого автономного округа, среди его тундровых топей и бескрайних тундровых просторов, есть места, где до сих пор человеческий след – большая редкость. Возможно, это, действительно, так. Но что верно, так это то, что в наших тундрах существует еще бесчисленное количество тайн, о которых мы можем услышать лишь из рассказов стариков, а вот подтвердить документально или реально многие из них бывает очень трудно.

Например, мне несколько раз приходилось слышать странную историю времен Великой Отечественной о том, как на морской берег в районе Варандея в годы войны высадилась группа немцев с подводной лодки. Сначала их видели недалеко от мыса Сенгейского, но фашисты заметили людей на берегу и вернулись к своей субмарине.

А вот в районе Варандея, ближе к Песчанке, народу не было, и фашистский десант высадился на берег с несколькими деревянными ящиками. Ненцы, случайно проезжавшие мимо, решили, что это снаряды, и очень быстро откочевали подальше от опасного места.

Каково же было их удивление, когда через некоторое время оленеводы вернулись и обнаружили на возвышенности деревянный крест, на котором непонятными для тундровиков буквами были начертаны какие-то слова. Ненцы решили, что немецкие моряки похоронили здесь своих умерших или погибших товарищей. Могилу трогать не стали, по случаю рассказали через полгода представителям местной власти о захоронении.

Весной следующего года, когда тунд-ровики из рода Ледковых кочевали по этим местам, нового креста уже и в помине не было. Потом об этой истории и месте забыли, пока недавно в районе Песчанки вдруг этот крест не выплыл. Хотя, кто знает, тот ли это самый крест, надписи-то на нем стерло время. Кто будет спорить, семьдесят лет – немалый срок, хотя, может быть, в далекой Германии еще живы потомки моряков той немецкой субмарины, и они до сих пор ничего не знают, где был упокоен прах их близких. Война и смерть уравняли всех!

Если предыдущая история сегодня может выглядеть не совсем правдоподобно, поскольку людей, рассказавших ее мне, уже нет в живых, а католический крест вновь поглотило находящееся в состоянии войны с берегом Баренцево море, то другая, не менее интересная история, произошедшая на берегах моря Карского, уж точно является правдой.

Оленеводы Карской тундры, начиная с 1943 года, рассказывали друг другу о том, как недалеко от морского побережья, неподалеку от нынешней Усть-Кары, рухнул военный самолет. Никто не знал, чей это самолет – советский или немецкий, но подъезжать к этому месту тундровики долгое время не решались. Военные – народ крутой, мало ли чего от них можно ожидать, да еще в такое время.

Через полгода, когда тундровики начали возвращаться на зимние пастбища, их маршрут как раз пересекся с местом падения самолета.

Немного поразмыслив, они все же решили посмотреть, чей это самолет взорвался в Карской тундре. Оказалось, советский: звезды на крыльях выгорели не до конца, летчиков внут-ри кабины сразу не заметили: их тела изрядно обгорели, а потом еще и пролежали столько времени. Но когда оленеводы забрались на обгоревшее крыло, заметили останки двух пилотов. Оставлять их просто так не захотели и похоронили недалеко в тундровом насте, кусочек искореженного металла на месте могилы оставили и поехали дальше...

В конце 70-х об этом самолете вспомнили и зачем-то решили перетащить поближе к поселку. За сорок лет корпус машины изрядно истлел, следов могилы летчиков уже никто не смог обнаружить, а те, кто хоронил солдат, умерли сами. А тундра, как понимаете, большая, и указателей в ней нет. Самолет притащили поближе к берегу Карского моря да там и оставили среди ржавых бочек, старых металлических контейнеров и всякого хлама. Летом прошлого года мне удалось получить фотографию остова этого военного самолета. Как мне сказали позднее, это был самолет-разведчик марки По-2, а, может, и вовсе не он.

Те, кто его видел, говорят, что там, среди искореженного металла, даже просматривается серийный номер. Естественно, кроме того, что наши читатели видят сейчас на этой фотографии, неопытный человек вряд ли что-то сможет разглядеть. Но ведь есть военные архивы, есть описания полетов и так далее. Кто-то же отправлял этих летчиков на задание? А кто-то их так и не дождался...