Вы здесь

Поиск продолжается

В апреле этого года в поиске данных о погибших наших земляках я посетила города Кировск и Сланцы Ленинградской области, а также Санкт-Петербург.

Поездка в Сланцы

Как-то раз, где-то около года назад, я встретила знакомую, которая бывала в Сланцах. Она рассказала, что там есть братское кладбище, на мемориальных досках которого она нашла много фамилий, которые встречаются в нашем округе, в нашей Книге Памяти.

Приехав в Санкт-Петербург, я сказала об этом своей родственнице.

Она подумала и сказала, что это очень далеко, но один день для поездки в Сланцы сможет выделить, правда, выезжать нужно рано.

Город Сланцы находится на юго-западе Ленинградской области, вблизи границы с Эстонией, в 188 километрах от Санкт-Петербурга.

Город раскинулся на живописных берегах реки Плюссы, немного южнее ее впадения в Нарвское водохранилище, возникшее в 1955–1956 годах при строительстве Прибалтийской ГЭС. Название городу дал добываемый здесь горючий сланец – уникальное химическое и энергетическое сырье. Город этот уникален тем, что является единственным в России, где в таком масштабе ведется добыча и переработка сланца.

Суровые испытания выпали на долю жителей Сланцев в период Великой Отечественной войны. Горняки, механизаторы, строители, энергетики, взяв в руки оружие, грудью встали на защиту Отчизны.

Уже 12 июля 1941 года на экстренном заседании Сланцевского райкома ВКП(б) были сформированы партизанские отряды и принято решение оставить в тылу врага для подпольной работы первого секретаря райкома Кондратия Климчука и других работников.

Фашисты ворвались в Сланцы 18 июля 1941 года, и сланцевские ополченцы влились в разведовательно-диверсионный отряд Ленинградского фронта. Командиром отряда был назначен кадровый офицер, Герой Советского Союза майор Ю.С. Знаменский. Одновременно на территории района активно действовал и Гдовский комсомольско-молодежный отряд во главе с Александром Кравчуком и Владимиром Зайцевым.

Несмотря на сложные условия борьбы и массовые карательные экспедиции, партизанское движение в районе росло. В сентябре 1943 года из отрядов лужских, сланцевских, осьминских и гдовских партизан была сформирована 9-я партизанская бригада. Командиром ее назначили И. Светлова, комиссаром – И. Дмитриева.

Бойцы этой бригады взорвали 28 паровозов, 336 вагонов и платформ, 64 моста, уничтожили много живой силы и техники противника.

Осенью 1943 года фашисты неоднократно предпринимали попытки разгромить 9-ю партизанскую бригаду, которая к тому времени очистила от врага более половины территории Сланцевского района. Однако народные мстители в ночь на 17 декабря 1943 года полностью уничтожили фашистский гарнизон на руднике № 3 в Сланцах численностью более 300 человек. Руководил действиями отрядов начальник штаба бригады А.Ф. Филиппов.

Во время этого боя на сторону партизан перешло более 30 голландцев, пригнанных фашистами в Сланцы на восстановительные работы. Насильно мобилизованные, они ненавидели фашистов и впоследствии храбро сражались в составе интернациональной диверсионной группы, созданной в бригаде.

Еще более активизировали партизаны свои действия в январе 1944 года, когда началось наступление войск Ленинградского фронта. Первого февраля партизаны заняли Сланцы и, преследуя гитлеровцев, вышли к границе Эстонии. А через день в город вступили части Красной армии.

Громадный ущерб, превышающий сумму в 100 миллионов рублей, причинили фашистские захватчики промышленности Сланцевского района. Они уничтожили сланцеперегонный завод, затопили рудники, вывезли шахтное оборудование, превратили в пепелище рабочий поселок.

О героической борьбе жителей на территории Сланцевского района говорит братское захоронение советских воинов, погибших в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, установлен памятник.

На воинском захоронении покоится прах более 7 500 воинов. Здесь, действительно, много фамилий, которые встречаются в нашем округе , в том числе и Книге Памяти НАО.

Мы с Тамарой обошли все захоронение, выписывая знакомые фамилии. На это ушел не один час. Выписали всего 204 фамилии. Но когда я стала сравнивать их с нашей Книгой Памяти, то оказалось, что во многих случаях не совпадают инициалы, звания, места боев и гибели.

Чаще всего встречаются следующие фамилии: Поповы (15 человек) Филипповы (14 человек), Яковлевы (12 человек), Макаровы (11 человек), Михеевы (6 человек), Марковы (7 человек), Тарасовы (5 человек), Терентьевы (5 человек). Кроме этих фамилий, есть Поздеевы, Коноваловы, Шевелёвы, Соболевы, Кокорины, Тюлюбаевы. Полный список фамилий у меня есть.

Совпали данные по следующим погибшим:

1. И.Н. Попов – командир, у нас – рядовой (КП НАО, стр. 104);

2. А.А. Поздеев – рядовой, у нас – рядовой 9 ОЛБ (стр.102);

3. А.Т. Тарасов – рядовой, у нас – умер в Саратовской области (стр. 126);

4. Г.Т. Терентьев – рядовой, у нас – рядовой 2 ОЛБ 31 ОЛБр Мурманской области (стр. 128);

5. П.В. Филиппов – ефрейтор, у нас – рядовой 31 ОЛБ (стр. 135);

6. М.И. Филиппов – красноармеец, у нас в КП подходят трое: двое воевали в Мурманской области, один умер от ран в Польше (стр. 134);

7. А.А. Кокорин – гвардии рядовой, у нас – младший лейтенант (стр. 68);

Из вышеизложенного напрашивается вывод, что, несмотря на большое количество схожих фамилий и даже инициалов, наших земляков на данном воинском захоронении мало или они отсутствуют. Вероятно, здесь захоронены в основном партизаны и подпольщики, сражавшиеся в Сланцевском районе. Уточнять это надо уже в военкомате г. Сланцы.

Поездка в Кировск

Целью поездки было посещение администрации Кировского района и встреча с Николаем Васильевичем Михайловым, ответственным за работу с молодежью и поиск. Я хотела узнать, есть ли новые книги из серии «Имена из солдатских медальонов», которые издаются в Казани издательством «Отечество».

Их не было, но я решила более внимательно просмотреть последний 6-й том этой серии, в котором ранее нашла нашего земляка Николая Фёдоровича Парядина (у нас – Порядин) из п. Каратайка, найденного поисковиками в сентябре 2010 года и захороненного на мемориальном комплексе «Синявинские высоты», а также Тимофея Васильевича Вокуева (Вакуева) из с. Мохча Ижемского района Коми АССР. Он был найден поисковиками в апреле 2011 года, захоронен у себя на родине. Об этом я уже писала.

На этот раз в этом томе я нашла данные на нескольких наших земляков из Архангельской области.

1. Акимдин Яковлевич Власов (установлен из архивных списков по медальону К.М. Зайцева и ордену И.А. Кушнира). Родился в 1907 году, Архангельская область, Вельский (ныне Коношский) р-н, Смолянский сельсовет, д. Климовская. Призван Исакогорским РВК Архангельской области в 1942 году, рядовой. Семья: жена Юлия Васильевна Власова. Убит 18 мая 1944 года (ЦАМО РФ, фонд 58, опись 18 002, дело 414, лист 338).

Найден: август 2009 года, Псковская область, Пустошинский район, сельсовет Поддубье, д. Маслово. Захоронен 30 апреля 2010 года, Псковская область, Пустошинский район, с. Криухи. Поисковый отряд: НОМОПО «Курган», г. Нижний Новгород («Имена из солдатских медальонов», том 6, стр. 47).

2. Михаил Александрович Мухин (установлен по подписанному портсигару). Родился в 1921 году, Архангельская область, Устьянский район, Березницкий сельсовет, д. Крылово. Призван Устьянским РВК в 1941 году. Ефрейтор, минометчик 173-го минометного полка 127-го легкого стрелкового корпуса. Семья: жена Елизавета Васильевна Мухина, Архангельская область, Устьянский район, Березницкий сельсовет, д. Крылово. Погиб 23 июля 1944 года (ЦАМО РФ, входящий документ оперативного назначения 60 100 – 02.09.1944 г., фонд 58, опись 18 002, дело 801, лист 3).

Найден: 1995 год, Республика Карелия, Суоярвский район, у оз. Ело-Лампи. Захоронен 10 июля 1995 года, Республика Карелия, Суоярвский район, п. Лоймола. Поисковый отряд «Тайга», п. Лоймола Суоярвского района, Республика Карелия (том 6, стр. 166).

3. Дмитрий Иванович Пастухов (орден Красной Звезды № 13 500), родился в 1915 году, Карело-Финская ССР, Пудожский район, д. Харлово. Призван Няндомским РВК Архангельской области, гвардии сержант, 5-й гвардейский воздушно-десантный полк, 2-я гвардейская воздушно-десантная дивизия. Семья: О.В. Пастухова – жена, адрес тот же. Убит 3 марта 1943 года (ЦАМО РФ, фонд 58, опись 18 001, дело 245, лист 91).

Найден в августе 2006 года в Новгородской области Поддорского района, д. Ляхово. Захоронен 4 октября 2006 года, Новгородская область, Поддорский район, урочище Самбатово, воинский мемориал. Поисковый отряд «Верность», г. Великий Новгород (том 6, стр.186).

4. Пётр Максимович Сивков (опознан по медальону). Родился в 1909 году, Архангельская область, Каргопольский район, Архангельский сельсовет, д. Ивнянский. Политрук. Семья: Асинеора Леонтьевна Сивкова, Архангельская область, город Архангельск, Маймаксанский район, Лесозавод-22, д. 34, кв. 7. Пропал без вести (ЦАМО РФ, № 55954 с-45). Найден в октябре 2008 года, Новгородская область, Демянский район, д. Залужье. Захоронен 24 октября 2008 года, Новгородская область, Демянский район, д. Исаково. Поисковый отряд «Находка», Демянский район Новгородской области. Родственники найдены (6 том, стр. 219).

Странички с фамилиями этих погибших скопированы и будут у меня.

Кроме администрации, я посетила воинское захоронение, которое расположено около больницы. На нем я также просмотрела списки погибших и выписала фамилии, встречающиеся у нас. Получился список из 23 человек: Баевы, Соболевы, Бойко, Зуевы, Михеевы, Коротаевы, Вежливцев.

Но при сверке с нашей Книгой Памяти не нашла никого, у кого бы полностью совпали данные: инициалы, звания, место рождения.

На самом захоронении шли реставрационные работы. Я запланировала съездить еще в Марьино, но не хватило времени.

Музей обороны и блокады Ленинграда

Я направилась в музей, потому что собиралась продолжить поиск места гибели и захоронения Фёдора Иосифовича Листова, пропавшего без вести в декабре 1941 года.

Последнее место его службы – п/п 22 229 «М». Из ЦАМО пришел ответ: по имеющимся данным эта полевая почта принадлежала 2 375-й Военно-почтовой станции, а та уже, в свою очередь, входила в 79-й укрепленный район (Ленинградская область).

Информацию о нем можно получить в публикации И. Смирнова «79-й укрепленный район на защите Ленинграда». Я нашла эту работу в Публичной библиотеке Санкт-Петербурга и сделала ксерокопию. Но упоминания об этой станции я там не нашла. И решила, что нам могут помочь сотрудники музея.

Я встретилась со старшим научным сотрудником музея Александром Михайловичем Голубевым, объяснила цель моего визита, показала данные, которые были у меня.

Он выслушал меня и, подумав, сказал, что, возможно, речь идет о 42-й армии.

Сорок вторая армия была сформирована 5 августа 1941 года на базе 50-го стрелкового корпуса. На 9 сентября включала 2-ю и 3-ю Гвардейские дивизии народного ополчения (в конце сентября переформированы в стрелковые дивизии), 6-ю бригаду морской пехоты, 500-й стрелковый полк, Красно-гвардейский укрепленный район, ряд артиллерийских и других частей. Рубеж обороны в сентябре 1941 года – январе 1944 года проходил по точкам Лигово – Камень – южная окраина Пулково.

Время гибели Ф.И. Листова указывают как промежуток июнь–декабрь 1941 года. Таким образом, предположительно, район поиска сужается до района боевых действий 500 стрелкового полка и Красногвардейского укрепленного района.

Поиск продолжается.