Десятого июня 2014 года «Няръяна вындер» перепечатала сообщение «Российской газеты»: «Экономика Северо-Запада», небольшую информацию под чарующим заголовком: «Первые в России». Суть ее, кто не читал, в том, что рентабельность сельского хозяйства в НАО составляет 28% и это самый высокий показатель в России, а причина «уникально высокой рентабельности» – в оленеводстве. Столь глубокий вывод автор сделала, побывав в СПК «Харп» , где выпасается 11,6 тыс. оленей, а всего в округе 186 – 200 тыс. голов. Получается, что всех олешек нам даже и не счесть!
Чтобы радость была полной, обратимся к солидному источнику – энцик-лопедическому словарю «Ненецкий автономный округ», М., 2001, стр. 196. Авторы статьи «Оленеводство» пишут: «На 1 января 2000 – 134 тыс. голов» и приводят исстари известный оленеводам факт: «Поголовье оленей естественно регулируется размерами пастбищ». На одно животное в округе в 2000 году приходилось 50 – 60 га пастбищ (против 100 – 110 га в других оленеводческих регионах РФ). Это можно рассматривать как деликатное предупреждение тем, кто руководит оленеводством. С тех пор почти 15 лет минуло, а количество оленей прибавилось на 66 тыс. голов, почти на треть. Вроде бы все хорошо: НАО занимает первое место по рентабельности в оленеводстве.
Но давайте посмотрим, все ли на самом деле так хорошо? Размеры пастбищ в округе не только не увеличились, но и значительно уменьшились в Большеземельской тундре за счет выделения их нефтяникам. Делается это по взаимовыгодным на данный момент условиям, повторяю, взаимовыгодным на сегодня условиям, а что они дадут в будущем – никто не знает. Но думающие люди начинают выражать свою тревогу уже сегодня. Вот что заявляет представитель оленхозяйства из СПК «Путь Ильича» в солидном международном издании «Нефть и люди» (СПб, 2012): «Биоресурсы у нас на пределе. Мы уже не можем увеличивать поголовье, потому что у нас не хватает пастбищ». А это – одно из процветающих в округе оленхозяйств, где налажена дисциплина, руководство и оленеводы хорошо знают свое дело, а возможностей для дальнейшего развития нет. Когда им нефтяники вернут пастбища, лишь богу известно. В таком положении – большинство оленхозяйств восточной половины округа.
Противоположная ситуация за эти же годы сложилась в цент-ре округа. На пастбищах бывшего колхоза им. Выучейского пасется несколько сотен оленей (вместо 12 тыс. при колхозе). В Индигском оленсовхозе пасутся пять небольших стад вместо девяти полноценных. На пастбищах бывшего ОПХ Нарьян-Марской СХОС вместо пяти стад с поголовьем в пределах 10 тыс. оленей выпасается два стада менее 1,5 тысячи оленей в каждом, два стада вместо пяти в СПК «НарьянаТы», одно укрупненное стадо вместо трех в СПК «Восход». По Канино-Тиманью данных не имею. Причина везде одна – нет пастухов. Начали даже приглашать их из северных районов Коми, но положительного результата пока нет, часто попадаются молодые люди с вредными привычками, приходится отправлять домой.
Картина ясна и близка к трагичной: в одной половине округа перебор оленей на пастбищах, в другой половине – пастбища наполовину пустуют из-за отсутствия оленеводов. Кто должен решать эту проблему? Только сам округ! Никто нам пастухов не подготовит и не привезет. Рано или поздно запасы нефти закончатся, и останемся мы на выжженной земле без оленей, без рыбы и любой другой съедобной живности. Поправить дело может только руководство округа и его АПК.
Прежнее руководство округа не могло нанести большого прямого вреда оленеводству. Но вред они все-таки нанесли немалый: незнанием дела, назначением руководителей, для которых оленеводство было далеко не главным, ему и оленеводам не уделялось достаточно внимания. Об этом мне лично говорили оленеводы Ненецкой агропромышленной компании. В подобных случаях результат заранее известен: как руководство хозяйства относится к работникам, такой они дают и результат.
Многолетний выпас оленей на одних и тех же пастбищах с превышением поголовья от установленной нормы в любое время может дать непредсказуемый результат, о чем предупреждали в 2000 году составители энцик-лопедии НАО. В старину говорили: береженого бог бережет. Эту же мысль выразил известный ненецкий поэт Василий Ледков: «Коль все сохраним мы – жизнь будет прекрасна! Лишь разуму эта работа подвластна».
Что же касается высшей рентабельности в сельском хозяйстве по России, то добиться ее не так сложно – если в НАО останется только оленеводство, а все фермы крупного рогатого скота будут закрыты. На селе остались фермы только в Коткино и Оксино, причем в последней всего 40 коров.
А в оленеводстве, как видим, далеко не все в таком идеальном порядке, как показалось заезжему корреспонденту.
Иван Рочев,
член РОД «Изьватас»