Вы здесь

Главные на дороге. Предъюбилейный репортаж о буднях

Как-то на вопрос: «Кто главный на дороге?» – знакомая

девочка загадочно улыбнулась и продекламировала:

Он главный на дороге.

Он важный, как директор.

И смотрит взглядом строгим

На всех… Автоинспектор.

Лукавинка в ее глазах объяснялась просто, она понимала, что я жду другого ответа: «Дети!». Впрочем, и сами инспекторы ГИБДД в своей деятельности постоянно акцентируют внимание на том, как важно обеспечить безопасность маленьких граждан – пешеходов и пассажиров. Что касается конкретно их роли, то здесь для сотрудников ГАИ все предельно ясно. Именно на них государство возложило важную миссию – быть на страже безопасности дорог. А это – и контроль за движением на трассах, и борьба с аварийностью, и пропаганда ПДД, и многое другое. Так что они действительно главные на дороге – в плане ответственности за всех нас.

Собираясь в очередной рейд под названием «Водитель и пешеход» журналисты «НВ» вновь убедились в этом. Репортаж накануне юбилея фактически отразил будни ГИБДД. А иначе и быть не могло: такая уж у них беспокойная и непростая работа, что даже в праздники остается на первом месте.

Велосипед тоже ТС

Заместитель начальника ОГИБДД УМВД России по НАО, майор полиции Александр Павлинов только успел ввести нас в курс дела, что рейд проводится с 16 до 20 часов, задействован основной личный состав, пять экипажей, как на его телефон поступил тревожный звонок: на улице Рабочей произошло ДТП с участием автомобилиста и велосипедиста. А это означало, что мы едем на место ЧП.

По пути все же успеваю задать Александру Александровичу вопрос нашего читателя, который как раз был уместен:

– Является ли велосипед транспортным средством?

– Конечно. Я на практике не раз убеждался, что не все велосипедисты понимают, что они – тоже участники дорожного движения, а их двухколесная машина – это транспортное средство. Зимой у нас основные участники движения автомобили, пешеходы и снегоходы, а весной на дорогах появляются велосипедисты и мотоциклисты. Интенсивность движения увеличивается. А это всех ко многому обязывает.

...На месте аварии, в районе дома 8 по улице Рабочей, уже проводились необходимые в таких случаях мероприятия. Прессе пояснили, что столкновение произошло на перекрестке, велосипедистку 1966 года рождения только что увезли в окружную больницу. А на вопрос, кто в ДТП виноват, пока отвечать не стали, пояснили, что надо детально разобраться, все тщательно проверить, выяснить обстоятельства происшествия.

Пообщавшись с коллегами, Александр Павлинов вернулся в машину, и мы отправились по намеченному маршруту.

– Комментировать действительно рано, – подтвердил майор – Но в целом, в связи с тем, что взрослых и юных велосипедистов сейчас на дорогах много, хочу напомнить, что на них тоже распространяется действие всех правил дорожного движения. Например, пересекать проезжую часть на велосипеде категорически запрещено, надо проходить пешком, а транспортное средство вести рядом. Наши сотрудники часто встречаются с молодежью и дают пояснения. Недавно, например, в рамках акции «Безопасные каникулы», побывали на летних площадках во всех школах. И все равно, не все еще ПДД соблюдают.

Где муж, там и жена

Учитывая, что наш репортаж будет опубликован в канун профессионального праздника, все же сворачиваю беседу с Павлиновым в другое русло.

– Что привело вас в ГИБДД?

– Служу здесь с 2002 года, выходит, четырнадцатый год. Как здесь оказался? После Искательской школы окончил техникум, служил в армии и решил продолжить службу в органах внутренних дел. Пришел узнать, возможно ли это, и судьба подарила мне шанс.

– Ваша работа сопряжена с дежурствами, с тем, что могут поднять по тревоге в любое время суток, с большой ответственностью, с риском. Как супруга на это смотрит?

– Да она сама служит – в транспортной полиции, в Нарьян-Марском авиапредприятии. Так что прекрасно меня понимает.

– И вам такая работа по душе? – уточняю.

– Если бы не нравилась, не остался бы, – отвечает по-военному коротко.

– Вы желаете, чтобы дети в будущем стали продолжателями династии?

– У нас со Светой сын и дочка. Я сторонник того, чтобы они сами принимали решение, когда подрастут. Советом помогу, но настаивать не буду.

– В чем главная радость в вашей работе и главная сложность?

– Отрадно, когда цели, которые ставим, удается реализовать – в плане улучшения дорожной обстановки. А огорчает, если не так быстро, как хотелось бы, это происходит. Наша главная задача – снижение аварийности на автомобильных дорогах. Положительная динамика есть.

Старожилы

Оказалось, что таких, как Александр Александрович, тех, кто дольше служит в органах внутренних дел, здесь в шутку называют старожилами. Потому что на самом деле они достаточно молоды.

– А у кого самый большой стаж, опыт работы в ГАИ? – интересуюсь.

– Начальник ОГИБДД УМВД России по Ненецкому АО, подполковник полиции Александр Анатольевич Стрепетилов свою службу начинал с должности инспектора ГАИ 15 лет назад. Профессиональный стаж старшего госинспектора РЭО Павла Сергеевича Чупрова – 14 лет. Солидный опыт работы у госинспектора РЭО Ольги Викторовна Россь. Да с кем-то из наших ветеранов во время рейда сами познакомитесь. А вообще, коллектив у нас молодой. Средний возраст сотрудников ГИБДД – 30 лет, от 22 до 40. Сегодня два стажера проходят обучение в составе ГИБДД. Мы все учимся постоянно.

Не о поэзии, но культурно

За беседой не заметили, как приехали в район Захребетной, где рядом с автобусной остановкой, на пешеходном переходе, дежурили начальник РЭО Евгений Валерьевич Сафронов и государственный инспектор отдела Дмитрий Евгеньевич Ермошкин.

– А вот и подтверждение моих слов, что в дни рейдов, профилактических мероприятий у нас на дороги выходят все сотрудники, – пояснил Александр Павлинов и мы направились в сторону автомобиля с прицепом, который по жезлу гаишников остановился на обочине.

Оказалось, водитель неправильно использовал световые приборы, а точнее, ехал не включив фары, хотя правилами продиктовано движение с включенными.

– Ближний свет фар необходим не только для водителей, но и для пешеходов. Для того чтобы автомобиль был более заметным, – поясняет Дмитрий Ермошкин. – В России такие поправки в правила были введены около пяти лет назад, но во многих странах мира их практикуют намного раньше и уже убедились, что это способствует снижению аварийности.

На просьбу рассказать о себе Дмитрий Евгеньевич отвечает, что в ГИБДД он трудится с 2007 года. Работа интересная, для общества полезная. Коллектив старается работать над поставленными задачами. И добавил, что понимание в команде – основа качества.

– Проводим профилактику, – поясняет цель рейда Евгений Валерьевич Сафронов. – Наша задача – объяснить, напомнить, растолковать: чтобы не было на дорогах происшествий, чтобы пешеходы проходили дорогу с учетом правил, а водители были взаимно вежливы.

– Но ведь на улице, как в любом общественном месте, люди разные встречаются – по характеру, темпераменту. По-разному реагируют. Тем более, когда речь идет не о высоких материях, не о поэзии, а о том, что что-то нарушили, – пытаюсь разговорить собеседника.

– И здесь надо помнить, что главное – вежливость, – объясняет свою позицию Евгений Валерьевич. – Секрет нашей работы прост: к каждому должен быть свой подход. Надо внятно, понятно, на доступном языке объяснять сложившуюся ситуацию. Мы должны добиться, чтобы народ на дорогах вел себя грамотно.

Инициативу граждан одобряем

За 13 без малого лет работы в ГИБДД Евгений Сафронов убедился, что это и есть его призвание. Выходит, правильно когда-то родители ему посоветовали. Молодой человек получил два высших образования, школу МВД, педагогическое, но остался верен своему делу. Набирался опыта в ГАИ Алтайского края, а в 2014-м приехал в заполярный Нарьян-Мар.

– Наверно, сложно было привыкать к нашему климату? – предполагаю. – Вот сегодня ветер не по-летнему холодный, а вам приходится четыре часа находиться на улице.

– Все нормально, – отвечает. – Надо просто одеваться по погоде.

– Как оцениваете уровень подготовки нарьян-марских водителей?

– Достаточно компетентны. Это накладывает на нас особую ответственность. Мои коллеги уже говорили, что сотрудники ГИБДД тоже постоянно учатся, чтобы идти в ногу со временем, не отставать от реалий в век нововведений и компьютерных технологий и давать необходимые знания участникам дорожного движения. Как говорится, профилактировать и наставлять на ум.

– Заметно, что в городе стало больше дорожных знаков. Кто определяет, где они нужны? Могут ли граждане выступить с инициативой, что именно здесь нужен определенный знак или обозначенный пешеходный переход?

– Надо только приветствовать, если это будет совместная работа. Люди того или иного микрорайона хорошо знают все тонкости дорожной обстановки. Если есть такая инициатива, можно обратиться с заявлением к нам в ГИБДД и совместно вопрос порешать.

– Граждане выходят со своими предложениями?

– Достаточно активно. Это говорит о неравнодушии к тому, что происходит вокруг. Для организации дорожного движения это очень полезно.

Бесправный скутер

Направляясь в сторону города, чтобы узнать, что происходит на других постах, Александр Павлинов притормаживает на улице Юбилейной.

– Скутер. Что у них там произошло? – размышляет.

Пока инспекторы беседуют с молодым водителем, я завожу разговор с его таким же юным другом.

– Да вроде ничего не нарушили, просто катались, – слегка оправдывается молодой человек.

Правда, у представителей ГИБДД мнение совсем противоположное. С нарушителем беседует инспектор Евгений Евгеньевич Фастовцев, ведет разъяснительную работу. Пареньку, как тот утверждает, 17. Ехал он на скутере, не имея водительского удостоверения. У них с пассажиром один шлем на двоих, в результате, водитель оказался без шлема.

Инспекторы поясняют, что скутер является механическим транспортным средством, его водитель обязан иметь водительское удостоверение, сдать права на категорию М.

– На дорогах города, во дворах масса таких несовершеннолетних гонщиков, – сокрушаются. – Ребятам техника интересна. Обычно поочередно всей компанией ездят. Здесь в первую очередь спрос с родителей, которые детям мопеды без оглядки покупают, а те создают аварийные ситуации.

День грозы

– Видимо, рейды или профилактические мероприятия проводите по ситуации? – интересуюсь у заместителя начальника окружного ГИБДД после того, как он побеседовал с очередным нарушителем.

– Как правило, с учетом анализа аварийности на дорогах.

– А заметили, в какие дни недели, в какие часы чаще ДТП происходят?

– Судя по данным за последние 6 месяцев, это четверг. А еще вторник и суббота. Но четверг все же лидирует. Аварийные часы – с 19 до 20 часов.

– Есть мнение, почему именно четверг?

– Сложно сказать. Но такова статистика. Мы об этом тоже думали. Славяне, например, считали четверг днем Перуна – бога грозы. Есть еще крылатое и говорящее за себя выражение: «после дождичка в четверг».

Но это, подчеркну, для нас только цифры последних месяцев. Со временем может все изменится. И, надеюсь, придет время, когда ДТП не будет.

– Можно назвать самые опасные участки в городе?

– Поскольку все дороги проходят по территории города, можно сказать, что все они требуют внимания. Но чаще ДТП происходят на центральной дороге, региональной, от Нарьян-Мара до Искателей. Потому наряды там выбирают место дислокации. Водители должны знать, что в основном ДПТ происходят по причине грубых нарушений – обгона, превышения скорости.Года 3 назад аварийным участком считался городской мост, район Качгорта, там был пик столкновений или наездов на пешеходов. Сейчас эти очаги аварийности ликвидированы благодаря работе, проведенной с дорожными организациями.

– То есть, установили дополнительные дорожные знаки?

– Знаки, это один из методов ликвидации очагов аварийностью. Но это не все. Была проведена реконструкция, ремонт федеральной автомобильной дороги, было установлено дополнительное освещение, оборудованы тротуары, установлены перильные ограждения от аэропорта до города. И сейчас продолжается ремонт дорожного полотна на разных участках дороги.

Это просто работа

– А теперь вы можете познакомиться с одним из старожилов ГИБДД, – так Александр Павлинов представил старшего государственного инспектора РЭО Павла Сергеевича Чупрова, который во время рейда нес вахту на улице 60-летия Октября, в Качгорте.

– На участке пока все спокойно, – отрапортовал Чупров.

Заметив, как приветливо его поприветствовал проезжающий мимо автомобилист, задаю закономерный вопрос:

– Вас, наверно, большинство водителей знает? Все же 14 лет в ГИБДД – стаж приличный.

– И они меня, и я их, – согласился. – Правда, я сейчас на дороги реже выхожу, становлюсь кабинетным работником. Служба мне нравится. Если без сантиментов, для меня это просто работа. А к любому труду надо относиться добросовестно. Только, считаю, наши законы иногда слишком мягкие, например, в отношении пьяных на дорогах, которые приносят окружающим много бед.

– Вы недавно проводили операцию «Пьяный водитель». Насколько для города это проблема злободневна?

– К сожалению, несмотря на ужесточение законодательства, люди продолжают садиться за руль в нетрезвом состоянии, – констатирует факты. – За шесть месяцев этого года автоинспекторы остановили около 170 нетрезвых или отказавшихся от прохождения освидетельствования на состояние алкогольного опьянения водителей. Среди них несколько граждан, уже лишенных водительских прав. Они так и не осознали, что возникает уже уголовная ответственность. Мы очень надеемся, что наши жители не останутся в стороне от решения столь серьезной проблемы, будут проявлять бдительность и оперативно сообщать по телефону дежурной части 02 о появлении пьяных водителей на дорогах города. Какую они представляют опасность, уверен, никому объяснять не надо.

– Слышала, что недавно на соревнованиях по стрельбе из пис-толета Макарова вы были одним из лучших.

– Сотрудник ГИБДД должен уметь многое. А главное – людям помогать. По весне, например, наши коллеги автоинспекторы Денис Малков и Станислав Кудрявцев спасли тонущую женщину… Все в нашей жизни бывает. А работу свою я действительно люблю.


Цифры и факты

В 1959 году в Ненецком округе в органах внутренних дел появилась первая штатная единица дорожного инспектора. На эту должность был назначен Геннадий Захарович Филиппов. В его обязанности входили учет транспорта, выезд на дорожные проишествия, профилактические мероприятия.

В начале 80-х годов прошлого века образовалась группа ГАИ ОВД, в штате которой было уже три сотрудника. А в 1993 году в Нарьян-Маре появилась служба, которая стала принимать экзамены на права у автолюбителей.

Сегодня в НАО зарегистрировано 15 464 единицы транспортных средств, из них 12 051 – легковые автомобили.

Протяженность улично-дорожной сети в регионе составляет четыре километра федеральных дорог, 235,8 километра – региональных и 38,5 километра – муниципальных. Еще около тысячи километров составляет протяженность временных зимних дорог.