Вы здесь

Заполярные трассы Леонарда Крузе

Полярный летчик  Леонард Крузе

Прошло чуть более 50 лет с момента, как перестало биться сердце замечательного полярного летчика, пилота 1-го класса, аса полярной авиации, орденоносца Леонарда Густавовича Крузе, эстонца по национальности, но русского по духу, всю жизнь посвятившего Заполярному краю России. 

Семья Круус, как звучала фамилия в Эстонии, была крестьянской, но отец будущего летчика Кустав (Густав) Круус в какой-то момент работал даже сельским учителем в Нюпли. Леонард Круус родился 2 (14) мая 1899 года на хуторе Кяпа Вана-Отепнской волости Тартуского уезда Лифляндской губернии. Когда Крузе был маленьким, его отец ушел на военную службу, позже Густав Круус остался в Третьем Московском гренадерском полку на сверхсрочную.

Мать и маленький Леонард перебрались к нему в Москву, здесь мальчик окончил три класса городского училища на Плющихе. К 1911 году Леонард уже окончил два класса реального училища им. К.П. Воскресенского, одного из самых известных учебных заведений Москвы. В отличие от официальной гимназической программы, ориентированной в основном на гуманитарные науки и языки, здесь делался упор на математику, физику, химию, то есть, училище давало реальное образование. Первый директор и его основатель К.П. Воскресенский подобрал отменный преподавательский состав. Из стен училища вышло много знаменитых в будущем людей, каким стал и Леонард Крузе.

Юность прошла на войне

Началась Первая мировая война, и в феврале 1915 года он стал добровольцем, служил разведчиком в 38-м Сибирском стрелковым полку. И воевал, видно, неплохо: был награжден двумя Георгиевскими крестами. В 1916 году участвовал в солдатском бунте, после чего некоторое время скрывался.

После Февральской революции Крузе попал в 56-й запасной стрелковый полк, который находился под сильным влиянием большевиков, в нем находилось большое число дезертиров царской армии. После Октябрьской революции полк был переименован в Московский образцовый советский полк имени 1 марта (Мартовский полк), названного так в память об участниках предотвращенного террористического акта на Невском проспекте Санкт-Петербурга 1 марта 1887 года, в числе которых был Александр Ульянов. Леонард Крузе включился в политическую деятельность и участвовал в работе полкового комитета.

После Октябрьской революции Леонард Крузе служил в войсках Красной гвардии с момента ее создания, принимал участие в уличных боях в Москве в октябре 1917 года. Позже сражался в особом отделе южного фронта под руководством Яшвили и в других частях Красной армии. Был ранен в марте 1919 года, после этого назначен начальником конного разведотряда. А после окончания войны направлен в кавалерийскую бригаду Г.И. Котовского на ликвидацию Тамбовского восстания 1920–1921 года или, как его впоследствии называли, Антоновского мятежа. Крузе был награжден орденом Красного Знамени РСФСР, именным революционным оружием и золотыми именными часами.

Небо стало его судьбой

После войны Леонард пошел учиться в Петроградскую высшую кавалерийскую школу и осенью 1923 года успешно ее окончил. И сразу же поступил в Ленинградскую летную школу, а в 1925 году получил звание летчика-наблюдателя. После окончания училища, став военным летчиком, он имел хорошую летную практику, участвовал в аэрофотосъемках. Продолжил учебу в Оренбургском летном училище и в 1930 году получил права пилота.

С 24 октября 1930 г. в г. Балашове начала формироваться 3-я Объединенная школа пилотов и авиатехников Гражданского воздушного флота. В мае 1931 года туда начали поступать самолеты У-2, Р-1, П-5, также прибыли летчики и техники из резерва РККА, всего 11 человек. Создается первая и пока единственная в то время авиационная эскадрилья, командиром которой назначается В.А. Головицкий, а командирами отрядов Дмитриевский и Л.Г. Крузе.

Как высококлассный специалист, он был оставлен в летном училище в качестве инструктора, а позже стал начальником эскадрильи. Этот период продлился недолго, и уже в 1931 году Леонард Крузе переходит в гражданскую авиацию. С июня 1931 года, при редакторе газеты «Правда» Льве Мехлисе между Москвой и Ленинградом заработала авиалиния, которая доставляла в Ленинград материалы центральных газет в первую очередь «Правды». С момента открытия линии доставкой политически важной почты занимался летчик Крузе, он на одномоторном самолете ежедневно доставлял из Москвы в Ленинград матрицы газет «Правда» и «Известия».

Второго мая 1932 года 22 самолета во главе с командиром авиа-эскадрильи Леонардом Крузе совершили перелет из города Балашова в Саратов. Там состоялся митинг, в котором приняли участие жители города, советское и партийное руководство Нижневолжского края. В 1934 году при создании 31-го транспортного авиаотряда Пулково он стал первым его командиром.

В 1935 году Леонард Крузе переходит на работу в Народный комиссариат путей сообщений (БАМтранспроект) в связи с поставкой в ведомство гидросамолета МР-6 «СССР Ж-1». Самолет стал первым воздушным судном ведомства, новые технологии серьезно улучшили деятельность комиссариата. Основными задачами пилота стала аэрофотосъемка места, по которому должна была пройти Байкало-Амурская магистраль, а также доставка пассажиров и грузов в отдаленные экспедиции НКПС. Общая площадь съемки — 7 500 квадратных километров, рекогно-сцировки протяженностью 3 480 километров. В том же году летчик совершил рекордный для того времени перелет Ленинград – Иркутск - Нордвик на расстояние около 10 тысяч километров.

Пути привели в Арктику

В 1937 году Крузе перешел на работу в полярную авиацию Московского авиаотряда в Московскую авиагруппу особого назначения, и был назначен в Северную экспедицию командиром пассажирского самолета П-5 № СССР-Н 128. Ему была поручена тренировка пилотов для подготовки к высадке станции «Северный полюс-1», он сопровождал ее на своем самолете.

Погода на Северном полюсе меняется мгновенно. Так, 12 мая Леонарду Крузе в крайне сложных метеоусловиях, при практически нулевой видимости удалось вслепую посадить самолет с экипажем из трех человек на дрейфующую льдину, при этом самолет чудом остался цел. Пурга бушевала пять дней и ночей. Все это время Леонард Крузе, Борис Дзердеевский и Лев Рубинштейн провели в снежном плену. А когда небо разъяснилось, вернулись на базу...

После экспедиции Крузе стал начальником ближней разведки, продолжал руководить экипажем П-5 № СССР Н-128, временно исполнял обязанности начальника полярного аэродрома. В конце 1938 года при реорганизации Московской авиагруппы особого назначения пилота Леонарда Крузе командируют на постоянную работу в Ленскую авиа-линию.

В начале 1940 года он участвовал в походе ледокола «Иосиф Сталин» для освобождения изо льдов парохода «Георгий Седов» и побывал на Шпицбергене. Местом работы Крузе стало Восточно-Сибирское побережье Советского Союза, где он совершенствовал методы ледовой разведки.

За два дня до начала войны, 19 июня 1941 года, газета «Правда Севера» писала: «Вчера из Москвы в Архангельск прилетел полярный пилот-орденоносец Л.Г. Крузе. Пилотируемый им самолет «СССР Н-311» (Ли-2/ПС-84) – комфортабельная пассажирская машина, которая будет впервые эксплуатироваться летом за полярным кругом. Ее колеса оборудованы специальными баллонами, обеспечивающими безопасность взлета и посадки в тундре, на болотистых почвах. На борту корабля – пассажиры, почта и грузы для Амдермы».

Война

Командир экипажа полярной авиации главного управления Северного морского пути при Совнаркоме СССР Леонард Гус-тавович Крузе с первых дней Великой Отечественной войны проводил ледовую разведку в северных морях для обеспечения проводки конвоев судов. Произвел в 1941–1942 годах 49 вылетов на розыски пропавших без вести экипажей ВМФ и на спасательные операции.

Так, в 1942 году на самолете Ли-2/ПС-84 он обеспечил доставку продовольствия личному составу аварийного корабля СКР-73, зажатого льдом в районе Ходоварихи на территории Ненецкого национального округа, и в дальнейшем вывез весь его экипаж в Нарьян-Мар. Аналогичная помощь была оказана Леонардом Крузе грузовому пароходу «Вытегра», получившему повреждение от удара о камни и севшему на мель у мыса Русский Заворот в Печорском заливе (Карское море) 19 ноября 1941 года.

В июне-июле 1941 года пилот Крузе выполнял большую транспортную работу по подвозу винтовок из Харькова в Мурманск, где их не хватало для оснащения армии. Кроме того, произвел 42 вылета в Мурманск для доставки пушек, снарядов и других видов вооружения, необходимого для обороны. Всего экипаж самолета под его руководством обеспечил подвоз 86 тонн вооружения различных видов в зоне, находившейся под воздействием противника.

В 1942 году экипаж Крузе работал на авиаперевозках грузов через Тихий океан из США в СССР – доставлял продукты питания (консервы, яичный порошок) и одежду. В 1943 году Крузе продолжал работать на дальневосточных трассах и получил новый самолет. Этим самолетом стал Douglas C-47 Skytrain, бортовой номер СССР Н-368, вторым пилотом стал герой Советского Союза М.А. Титлов, штурманом В.И. Аккуратов.

Осенью 1942 года Крузе несколько раз совершал посадку на пассажирских самолетах ПС-84, оборудованных колесными шасси, на льдины у побережья Чукотки и Якутии. Леонард Крузе выработал собственные методы использования самолетов на колесных шасси в ледовых условиях и даже завез на остров Врангеля в Восточно-Сибирском море северных оленей, восстановив там их популяцию.

Яшки на тебя нет…

Известный писатель-сатирик Аркадий Арканов так вспоминал о встречах с Леонардом Крузе: «У нас был знакомый полярный летчик Герой Советского Союза – Леонард Густавович Крузе, эстонец. А на другой стороне Енисея был аэропорт, тогда – аэродром. Туда приземлялись «Дугласы», на которых из Америки во время войны привозили всякие товары по ленд-лизу. И он был летчиком – полярным, знаменитым, который занимался во время войны этими трансконтинентальными перелетами. И когда он прилетал в Красноярск, заходил к нам. Он очень дружил с моей мамой, и я его помню замечательно. А потом мы жили в Москве, и до самой его смерти мы с ним были в очень близких отношениях, то есть с самого моего детства. И в 1942 году он моей маме сказал: «Давай я покатаю Аркадия на самолете и помашу тебе крыльями. Буду пролетать мимо дома – над гостиницей (где мы жили на Диктатуры пролетариата) – и помашу тебе». И он взял меня на аэродром, посадил в «Дуглас» пустой, и он был пилот, а я – единственный пассажир. Я никогда этого не забуду, мы пролетели над нашим домом, и он, как и обещал, махнул крылом! И с того момента я обожаю полеты и перелеты любой дальности».

После войны Леонард Густавович Крузе в звании подполковника являлся руководителем ремонтных работ по восстановлению трофейных самолетов в Лейпциге. А по их окончании направляется в Москву на должность руководителя полетов, но ему не нравилась кабинетная работа, его все время тянуло на Крайний Север, и он снова вернулся в Заполярье.

В 1947 году с экипажем Крузе произошел интересный случай, когда все находящиеся в самолете (бортовой номер – СССР Н-368) приняли айсберг за остров и составили акт: «Возвращаясь с ледовой разведки, на координатах 76°19’ северной широты и 173°10’ западной долготы в 4 часа 10 минут московского времени мы заметили на горизонте огромное ледяное поле, которое выделялось над окружающим морским льдом своими размерами, формой и рельефом… Командир корабля Л.Г. Крузе, штурман В.И. Аккуратов, борт-механик Г.В. Косухин, океанолог Н.Г. Субботин».

После этого коллеги шутили над ним: «Первооткрыватель арктического острова Робинзона Крузе». Остров, названный учеными островом «Котова-Крузе», оказался флобергом, то есть, скоплением дрейфующих льдов. И год спустя, уже в других координатах, был вновь «открыт» американскими пилотами, устроившими на нем военную базу Target-1.

В 1946 и 1947 годах Леонард Крузе занимался ледовой разведкой на самолете Douglas C-47 Skytrain, бортовой номер СССР Н-368. Но 11 декабря 1946 года при посадке вне аэродрома Игарка произошла небольшая авария самолета, которая повлияла на его дальнейшую летную работу. После разбора происшествия Леонарда Крузе направляют на медицинскую комиссию для определения его годности к летной работе, учитывая его пониженное зрение.

В это время (1947-1948) на территории Ненецкого национального округа и в Коми АССР происходят четыре аварии и авиакатастрофы самолетов Ли-2/ПС-84, принадлежащих управлению полярной авиации Главсевморпути, три из которых повлекли большое количество человеческих жертв. И тогда издается распоряжение о замене руководителей полетов в аэропортах «Амдерма», «Воркута» и других полярных точках, не имеющих специальной летной подготовки, на бывших полярных летчиков с богатым опытом полетов в условиях Крайнего Севера. Так Леонард Крузе становится руководителем полетов в аэропорту «Амдерма», где работает с конца 1949 по 1955 год.

В своей книге «Точка возврата» писатель Владимир Санин так описывает один из эпизодов из жизни Леонарда Крузе в Амдерме: «… – Личность у тебя, Михаил, как после похмелья, Яшки на тебя нет. – Какого Яшки? – не понял Блинков. – Необразованный ты человек, Блинков-младший. Крузе Леонид Густавович был такой, один из зачинателей полярной авиации. В мое время он в Амдерме руководил полетами, а Яшкой звали его болонку. Боялись мы этого Яшку как огня, медосмотр он проводил лучше любого доктора – чуял спиртное за версту, тут же начинал беситься, рычать и прыгать. «Идите, отдыхайте, голубчик, – ласково говорил Крузе, – приводите себя в порядок». Никуда я тебя не пущу, зеваешь, глаза красные... – Вот и хорошо, – согласился Блинков, – отосплюсь у тебя на диване».

Человек-легенда для всех, кто его знал

В октябре 1960 года Леонард Крузе уже работает начальником аэропорта «Нижние Кресты» на Колыме, в настоящее время это поселок Черский. Лето 1965 года он провел на берегу озера Пюхаярв (южная Эстония) и говорил, что он собирался вернуться в Эстонию.

К концу своей тридцатилетней летной карьеры Крузе налетал почти четыре миллиона километров! После выхода на пенсию жил в Москве.

Леонард Густавович Крузе скончался 20 февраля 1966 года, его кремировали в Москве и захоронили прах 15 мая 1966 года на кладбище Otepää uus kalmistu в эстонском городе Отепя. На его могиле установлен памятник с изображением рельефной карты Арктики.

Наград его было не счесть, и все – заслуженные, потом и кровью заработанные. Леонард Крузе был награжден Георгиевским крестом III степени, Георгиевским крестом IV степени, орденом Красного Знамени РСФСР, двумя орденами Ленина, орденом Красной Звезды, несколькими медалями и знаком «Почетному полярнику».

Высшей наградой Советского Союза считался орден Ленина. Учитывая, что таких орденов у Леонарда Крузе было два, да и остальные относились к высоким правительственным наградам, можно предположить, что ему полагалось иметь звание Героя Советского Союза. Об этом в своих воспоминаниях говорил и писатель-сатирик Аркадий Арканов. Получил или нет в действительности это звание Леонард Крузе? В интернете на сей счет информации нет. Это еще предстоит узнать исследователям.