С начала навигации 2018 года окружная потребкооперация доставила в населённые пункты региона 1,5 тысячи тонн стратегического запаса продуктов. В их числе мука, сахарный песок, растительное масло, макаронные изделия и крупы. Чуть позже начнутся поставки консервации.
Как сообщила руководитель окружного Союза потребительских обществ Наталья Кардакова, завоз продовольствия в сёла активно продолжается. Учитывая транспортную логистику округа и сложные арктические условия, каждый навигационный сезон имеет свои особенности.
Сложная логистика
– В нынешнем, например, ветреная погода замедлила доставку груза морским путём на Колгуев, – рассказывает Наталья Кардакова. – Если в прошлом году судно из Архангельского порта дошло до острова практически за четыре дня, то в этом сезоне маршрут преодолевали две недели. Разумеется, такая длительная перевозка сказывается на качестве фруктов и овощей.
Морские штормы и сильный ветер – не редкость для наших широт. Ненецким кооператорам приходится постоянно думать, как обеспечить людей продовольственными и промышленными товарами вовремя. На каждом этапе надо контролировать их доставку в отдалённые поселки.
– Сейчас морским транспортом мы завозим продукты в Несь, Пешу, Ому, Индигу, на Колгуев. В Хорей-Вер, Харуту, Усть-Кару и Каратайку товары народного потребления доставляем зимником, летом туда идёт только подсортировка, – объясняет тонкости своего хлопотного хозяйства главный кооператор региона. – Необходимо, чтобы в магазинах населённых пунктов всегда были свежие овощи и фрукты, яйцо, молочная и мясная продукция. Для Хорей-Вера, например, поставляем их из Кирова и других городов до Усинска. Там перегружаем товары на машины, которые едут до Харьяги, а оттуда везём в поселок на катерах. Такая транспортировка доступна лишь в летнее время. Зимой доставка осуществляется на машинах из Кирова и по зимнику до населённого пункта. Что касается снабжения Харуты, то сначала мы отправляем товары народного потребления до Инты, затем грузим их на лодки, грузоподъёмность которых составляет не более 700 кг. Это довольно сложно и затратно не только в финансовом отношении, затрудняют доставку и мелководные реки. Снабжением сел Нижнепечорья занимается Нижнепечорское потребительское общество.
Собственных оборотных средств у ненецких кооператоров тоже недостаточно. Особенно отрицательно на финансовых показателях региональной потребкооперации сказались три кризисных последних года. В результате проведённой оптимизации оборот снизился.
– Чтобы снабжение жителей населённых пунктов необходимыми продуктами питания было бесперебойным, приходилось договариваться с поставщиками об отсрочке платежей, – поясняет Наталья Александровна. – Правда, ситуация начала выравниваться.
Кредит – реальная возможность
Есть понимание наших проблем и со стороны окружных властей. Ежегодно из бюджета региона потребительским обществам выделяются субсидии на доставку товаров: компенсируется 80 % расходов именно по доставке продовольствия в населённые пункты. Надо сказать, что субсидии предоставляются не на весь завозимый ассортимент, а лишь на 18 наименований продуктов. Отсутствуют в данном перечне консервация, подакцизные и промышленная группы товаров.
В прошлом году в отношении районов Крайнего Севера был принят федеральный закон, которым предлагается выделять кредиты из региональных бюджетов для тех организаций, которые обеспечивают стратегические поставки определённого перечня товаров в навигационный период. Сначала документ позволял предоставлять кредиты лишь на завоз муки.
– Имея право законодательной инициативы, окружной парламент предложил расширить перечень. В результате правительство одобрило и утвердило несколько наименований товаров, под закупку которых теперь можно будет получить кредит из казны округа, – поясняет Наталья Кардакова. – Надеемся, что при формировании бюджета на 2019 год будут заложены определённые средства на закупку товаров в навигационный период, и нам удастся получить кредит под минимальный процент. Кооперации это необходимо, потому как оборотных средств всегда не хватает. У нас ведь есть посёлки Индига, Бугрино, Варнек. Там зимник отсутствует. Туда продукты завозят только вертолётом, поэтому и расходы соответствующие.
Стараются кооператоры работать и с окружными производителями. Обеспечение населённых пунктов продукцией местного производства проводится постоянно. Большая часть местных продуктов приходится на долю главного мясоперерабатывающего предприятия региона. В первом полугодии прошлого года по деревням было завезено свыше 18 тонн продукции АО «Мясопродукты», а нынешнего – 17,1. Это колбасы, сосиски, фасованное мясо, полуфабрикаты, консервы. В общем, всё то, что пользуется спросом у сельчан.
– Вместе с руководством авиаотряда мы пытаемся найти более бюджетную схему доставки в поселения нашей мясной продукции. Ведь сложная транспортная логистика, безусловно, влияет на конечную стоимость товара, – сетует кооператор. – На рейсовых самолётах отправлять её возможности нет. Как правило, борт всегда полностью загружен. Доставлять же товар по сёлам на отдельно заказанном вертолёте – слишком дорогое удовольствие. Несмотря на то, что затраты по доставке местной продукции в поселения также подлежат возмещению, расходы всё равно очень высоки.
Закон принят. Субсидия будет
Тарифы на электроэнергию в сёлах для прочих потребителей, к которым относятся и потреб-общества, тоже не добавляют оптимизма – 38,6 рубля за кВт/ч. Это делает сельские поселения инвестиционно непривлекательными и существенно сдерживает развитие потребкооперации. В течение пяти лет тарифы выросли практически в два раза.
– При такой стоимости сложно увеличивать объём производства, предположим, в хлебопекарной отрасли, предоставлять прочие услуги, в том числе общественного питания. Выполняя задачи, поставленные президентом РФ по самозанятости населения, мы готовы в больших объёмах закупать у людей морошку, мясо, рыбу. Но для этого требуются особые условия хранения, – рассуждает Наталья Александровна. – Ведь холодильное оборудование – это затраты на электроэнергию. Ежегодно при рассмотрении бюджета всегда настаивала, чтобы власти рассмотрели вопрос по тарифам на электроэнергию в сёлах. Ведь речь идёт не только о потребкооперации, но и об индивидуальных предпринимателях, строительных организациях, сельско-хозяйственных предприятиях, работающих на селе, которые тоже платят по максимуму. В городе же все прочие потребители, кроме населения, платят за энергоресурсы не более шести рублей за кВт/ч. Приведу простой пример. По системе кооперации в целом за год по нынешним тарифам за электроэнергию мы заплатили 25 млн рублей (!).
При обсуждении вопроса о том, как снизить стоимость электроэнергии, предложений поступало немало. На последней сессии регионального парламента действующего созыва был принят закон, устанавливающий для предпринимательского сообщества иные тарифы на электроэнергию – 15,4 рубля вместо нынешних 38,6 рубля за кВт/ч. Предполагается, что субсидироваться тарифы будут с 1 января 2019 года напрямую Севержилкомсервису. Разница, как видите, значительная. Принятие данного закона, уверена, даст толчок для развития сельских поселений.