Вы здесь

Говорить об этом сложно, но необходимо

Онкозаболевания – тема, которая нечасто обсуждается на информационных площадках. Однако говорить об этом нужно, поскольку случаев выявления рака по-прежнему немало, а стопроцентного излечения, как и прежде, никто не гарантирует. На минувшей неделе в Ненецкой окружной больнице состоялась пресс-конференция «Актуальные вопросы онкологии, клинические и организационные аспекты».

С лёгким недомоганием или непонятно откуда взявшейся шишечкой человек, как правило, к врачу не торопится, мол, само пройдёт. А надо бы. По словам главврача Ненецкой окружной больницы Андрея Дедова, все эти признаки должны обострить у человека так называемую онконастороженность:
– Принято выделять несколько основных синдромов возможного заболевания. В первую очередь это синдром малых признаков – слабость, утомляемость без видимых причин, синдром «плюс ткани», когда человек может нащупать или увидеть у себя образование, которого раньше не было, третий – патологические выделения. Это примеси крови в физиологических жидкостях. Четвёртый – нарушения функций. Он уже не является ранним признаком, но позволяет устанавливать диагноз онкологического процесса. При подозрении на патологию, в соответствии с приказом, такие пациенты направляются к онкологу.

Оснащённость на должном уровне
По словам главного врача, оснащённость Ненецкой окружной больницы позволяет диагностировать практически любые формы онкологического процесса. Причём речь идёт не только о функциональной и лабораторной диагностике скрининговых исследований – анализ на онкомаркеры, маммография и флюорография. Имеются в виду детальные исследования, которые имеют отношение к верификации опухоли – эндоскопия желудочно-кишечного тракта, лёгких. Они позволяют визуализировать процесс, брать материал на гистологическое исследование, биопсию патологических процессов. Часть исследований, которые можно провести в округе, выполняет врач-патологоанатом. Материалы, требующие расширенных исследований или имеющие сомнительные результаты, направляются в Архангельский онкологический диспансер.
Также в окружной больнице есть кабинет ультразвуковой диагностики с оборудованием, отвечающим самым новейшим требованиям, рентгенологическая лаборатория. Кроме того, объявлен аукцион на закупку рентгеновского компьютерного томографа на 128 срезов, который позволит улучшить диагностику не только по онкологическим, но и по другим заболеваниям, в том числе и по ишемической болезни сердца. Прежний томограф выработал ресурс, поэтому окружная администрация приняла решение закупить новое оборудование с широким функционалом, отвечающее современным требованиям.

А что на селе?
Как отметил Андрей Дедов, для сельчан действует программа экологического скрининга. Взаимодействие с сельскими медучреждениями налажено, пациент в случае необходимости направляется в окружную больницу для дообследования и установки диагноза.
– Также при центральной районной поликлинике работают специалисты передвижного медицинского отряда, – добавляет главврач. – Они проводят профилактический осмотр населения. Если есть показания, жители сёл направляются в Нарьян-Мар, на второй этап диспансеризации, который подразумевает углублённое дообследование с осмотром врача-онколога. Достаточно большой процент наших пациентов, у которых обнаружена онкология, выявляется путём диспансеризации.
Ответ основного докладчика дополнил врач-онколог Ненецкой окружной больницы Яков Николаевич Харитонов:
– Наши пациенты из городской, сельской больницы или фельдшерско-акушерского пунк-та при подозрении на злокачественное образование направляются к участковому терапевту в Центральную районную поликлинику или окружную больницу. На этом этапе его ещё раз осматривают врачи и, согласно результатам дообследования, направляют уже в мой кабинет, где я занимаюсь уточняющей диагностикой. Злокачественные образования протекают у всех людей по-разному даже в одной локализации. Если диагноз подтверждается, человек направляется на оказание высококвалифицированной медицинской помощи в региональный, а если там её не могут оказать, то в федеральные онкологические центры – НИИ имени Петрова либо НИИ имени Алмазова. Пациентам проводятся операции, лучевая терапия (в том числе активно развивающаяся сегодня протонная терапия), назначаются курсы химиотерапии.
По словам Якова Харитонова, для проведения сеансов химиотерапии пациент возвращается в округ. Далее процедуры проводятся на базе терапевтического либо гинекологического отделения. Чтобы лечение было эффективным и соответствовало всем новейшим изысканиям, в регион регулярно приезжает специалист-химиотерапевт из Архангельского онкодиспансера.
– Я готовлю ему пациентов, которые получают химиотерапию, гормонотерапию, мы их смотрим вдвоём, корректируем лечение. Для стандартной химиотерапии лекарства у нас закупаются централизованно, объёмом на год. Если это терапия, которая раньше не проводилась, то лекарство закупается по приезду пациента. На сегодняшний день у нас планируется проведение телемедицинского обучения для медработников из сельской местности. Но мы и так постоянно на связи, они звонят нам и консультируются в каждом сомнительном случае, – подытожил онколог.

Раннее выявление – гарантия излечения
Говоря о важности обнаружения онкологических патологий на ранней стадии, Андрей Дедов отметил:
– Результаты лечения онкологии глубоко разнятся в зависимости не только от гистологического строения и морфологической структуры опухоли, но в первую очередь от стадии выявления заболевания. В лечении больных с ранними стадиями неинвазивного рака выздоровление достигается в ста процентах случаев.
Как отметила и. о. начальника управления здравоохранения Департамента здравоохранения, труда и соцзащиты НАО Елена Левина, именно диспансеризация стала решающим фактором в раннем выявлении онкологических патологий. За последние пять лет процент выявления заболевания именно на ранней стадии вырос с 32 до 42 процентов. Однако по-прежнему на высоком уровне остаётся смертность раковых больных:
– Данные составляют порядка двухсот человек на сто тысяч населения. Это ниже, чем в целом по Северо-Западному региону, но всё равно достаточно тревожный показатель. Для исправления ситуации и её стабилизации была организована видеоконференция с онкодиспансерами Архангельска и Санкт-Петербурга, выработан план мероприятий по снижению смертности, в августе наши специалисты выезжают для встречи с коллегами из научно-исследовательского института имени Петрова и Архангельского онкологического диспансера. В результате этой работы мы надеемся достигнуть договорённостей, которые позволят нашим пациентам ещё более полно проходить обследования. Чтобы минимизировать выезды пациентов за пределы округа, будем стараться часть вопросов решить с помощью телемедицины.
В начале августа окружные медики пройдут обучение в областном центре, где пройдёт семинар по новым методам лечения онкологических заболеваний. Планируется также отработать улучшение маршрутизации пациентов, в том числе и в федеральные клиники.

Если беда пришла
Лечение онкологического больного делится на три этапа. Специализированное, которое проводится в Архангельске, а по показаниям – в федеральных учреждениях Санкт-Петербурга и Москвы, поддерживающая терапия на базе окружной больницы и оказание паллиативной помощи.
– Оказание специализированной помощи должно проводиться в специализированных медицинских учреждениях, – объясняет Андрей Дедов, – ожидать перспектив её развития на нашей базе нецелесообразно. Качественное лечение онкозаболевания связано с морфологической экспресс-диагностикой, которую у нас развить достаточно сложно. Это и экспресс-биопсия, и морфология срезов во время операции. Что касается поддерживающей терапии, то она проводится уже у нас, по назначениям врачей-онкологов Архангельска либо федеральных специализированных центров.
Для неизлечимых пациентов, состояние которых никогда не станет прежним, в окружной больнице имеются койки паллиативной помощи, докладывает и. о. заместителя главного врача по медицинской части Ирина Липка:
– Помощь оказывается в том случае, когда мы уже не в состоянии улучшить прогноз, но можем улучшить качество того периода жизни, который пациенту осталось прожить. Анализ за три года показал, что часть пациентов нуждается только лишь в качественном уходе (тяжёлые, как правило, лежачие больные). Из всех пациентов, которые за три года находились на паллиативной койке, в 2015 году больных раком было порядка 56 %, в 2016 году – 40 %, в 2017 – 30 %. Паллиативная помощь может оказываться не только в стационаре, но и на уровне хосписа, как это делают в других регионах. Но в округе хосписа нет. Пока не налажено взаимодействие с волонтёрскими и религиозными организациями.

Когда вы были у врача?
Главная мысль проста: нужно внимательно относиться к своему здоровью. Заведующая отделением медицинской профилактики Надежда Пышнограева рассказала о главных факторах риска, распространённых в нашем регионе:
– Почему так распространены онкологические заболевания? Не последнее место отводится, во-первых, наследственности. Люди, у которых близкие родственники страдали онкозаболеваниями, должны с особым вниманием относиться к своему здоровью. К сожалению, у нас (не только в округе, но и по всей России) широко распространены факторы риска, связанные с нездоровым образом жизни. По итогам диспансеризации на территории НАО на первом месте среди факторов риска – 60 % от общего числа пациентов – нерациональное питание. Онкологические заболевания желудочно-кишечного тракта у нас тоже на первом месте. На втором по распространённости факторов риска – низкая физическая активность, на третьем – курение. Именно курение является одним из факторов развития не только рака лёгких, как принято считать, но и рака ЖКТ и мочевыделительной системы. Поэтому было решено открыть отдельный кабинет, чтобы помочь людям отказаться от табакокурения.
Кроме того, чтобы жители НАО больше знали о ранних признаках заболевания, отделение предлагает выездные лекции по учреждениям. Здесь главная роль отводится работодателям, которые должны быть заинтересованы в здоровье своих сотрудников, отмечает докладчик:
– Наши специалисты рассказывают о том, к кому обращаться, если появились опасения, отвечают на остальные вопросы. После того, как мы закупим соответствующее оборудование, планируется проведение мастер-классов по самообследованию. Конечно, особо хочется отметить, что с этого года диспансеризация взрослого населения проходит с акцентом на раннее выявление онкологических заболеваний. Например, женщины в возрасте от 39 до 51 года теперь проходят маммографию один раз в два года, старше – один раз в три года. Усилили составляющую на выявление колоректального рака, это сдача анализа на скрытую кровь и проведение его иммунохимическим методом. Теперь раз в два года в определённом возрасте люди будут сдавать эти анализы. Мы ещё раз обращаемся к каждому жителю – пройдите своевременно диспансеризацию, даже если вас ничего не беспокоит, чтобы убедиться, что с вашим здоровьем всё в порядке!
Выходит, особых секретов, как уберечься от страшного заболевания, нет. Всё давно известно – правильное питание, физическая активность, отказ от вредных привычек и внимание к собственному здоровью, в том числе – онконастороженность. Самое сложное – выполнять все эти, казалось бы, простые рекомендации. Просто вспомните – когда вы последний раз были на приёме у доктора, просто так, для профилактики.