Заведующая отделом музейной педагогики Наталья Хромцова начала экскурсию с пересечения улиц Смидовича и Победы, где расположены четыре памятника. Один из них – почтамт, памятник истории и культуры регионального значения. Здание возводилось около десяти лет, архитектору Михаилу Кибиреву не раз предлагали упростить проект и сократить расходы, но он не шел на уступки. Так в Нарьян-Маре появилась одна из главных достопримечательностей.
А средства на строительство довоенного Дома Советов собирали в том числе с помощью открыток с изображением будущего здания – такой способ был популярен в России еще до революции 1917 года.
После рассказа о зданиях-памятниках мы подошли к обелиску Победы: асимметричная стела и вечный огонь каждый день напоминают жителям Нарьян-Мара о подвиге предков. Наталья Хромцова рассказала об Алексее Калинине из Нижней Пеши, стрелке-радисте легендарного экипажа летчика Николая Гастелло, направившего горящий бомбардировщик на колонну бронетехники Вермахта.
Памятники, посвященные Великой Отечественной войне, экскурсионная группа почтила минутой молчания и возложением цветов.
– За каждым памятником – своя история, люди, и память о них свята, – не раз повторяла экскурсовод. – Поэтому около памятников необходимо соблюдать чистоту, тишину и порядок. Здесь не место для игр, на них нельзя забираться, мусорить или ломать. Запомните это и передайте своим друзьям.
Далее мы подъехали к памятнику подвигу трудового народа – полномасшабному макету истребителя Як-7Б. После Великой Отечественной войны в районе морского порта памятником был настоящий боевой самолет (сегодня на том месте находится мемориал нарьян-марским портовикам). Десятилетиями позже он был утрачен и восстановлен уже в виде макета на новом месте.
Следующий объект осмотра – памятник экипажу буксирного парохода «Комсомолец» около конторы морского порта. В августе 1942 года в районе острова Матвеев буксиры «Комсомолец» и «Норд» были атакованы подводной лодкой гитлеровских Кригсмарине. Буксиры не имели вооружения и шли без конвоя с баржами, на которых находились люди. Радистка с «Комсомольца», выпускница Нарьян-Марской школы № 1 Александра Кожевина успела передать в эфир сигнал бедствия. Но помощь не успела... Только одному из пяти судов удалось спастись от атаки субмарины, из 328 человек в живых осталось 23.
Оказалось, что этот памятник и его история были неизвестны экскурсантам.
На улице Выучейского мы заметили табличку с надписью и изображением – мемориальную доску в память об участниках первой экспедиции на Северный полюс, две недели живших в этом доме в далекие 30-е. Местные жители еще долго вспоминали визит именитых полярников как одно из самых ярких событий в жизни. Сами путешественники тоже вспоминали теплый прием северян.
Один из самых интересных памятников в Нарьян-Маре – председателю Ненецкого окружного исполкома Ивану Павловичу Выучейскому. На стеле – его барельеф и надпись на ненецком и русском языках. Иван Павлович был очень деятельным человеком, внесшим неоценимый вклад в развитие региона. Он погиб во время служебной командировки на остров Вайгач и был похоронен в районе современной площади вблизи места, где установлен памятник.
Завершилась велоэкскурсия у памятника участникам локальных войн и мемориала оленно-транспортным батальонам. Во время Великой Отечественной войны на оленьих упряжках доставлялись в части и подразделения срочные пакеты с приказами и штабные донесения, ими пользовались офицеры связи, олени подво-зили боеприпасы и вывозили в тыл раненых. На упряжках разыскивали рухнувшие в труднодоступных местах сбитые самолеты, осуществляли разведку, так как олени – очень терпеливые и выносливые животные, не издающие никаких демаскирующих звуков даже при ранении.
В конце экскурсии предстояло ответить на вопросы сотрудницы музея о том, что нового удалось узнать о памятниках, и еще раз повторить правила поведения в таких местах.
– Мне очень понравилось, это так интересно – кататься на велосипеде и узнавать что-то новое о тех местах, где ты все время бываешь, – поделилась впечатлениями семилетняя Ангелина.
А 14-летняя Вероника Сметанина узнала много нового, ей захотелось побывать и на других экскурсиях.
– Музей впервые провел велосипедную экскурсию по городу, – пояснила Наталья Хромцова. – Несмотря на пасмурную погоду, она прошла удачно. Велосипед хорош тем, что можно успеть осмотреть больше достопримечательностей, чем во время пешей экскурсии, добраться до интересных мест, часто недоступных при перемещении на экскурсионном автобусе. Путешествовать на велосипеде – нескучно и не так утомительно. Такие познавательные прогулки музей будет устраивать и дальше.