Вы здесь

Приказано достроить

Полпред в СЗФО, прибыв в Ненецкий округ, первым делом отправился в Красное и осмотрел здание строящейся школы.

Николай Цуканов идет по территории стройки и улыбается. Правда, улыбка эта, скорее, горестная. Николай Николаевич удивляется. Мол, как можно пять лет строить объект? С ним – большая делегация чиновников и представителей надзорных ведомств. Обходим вокруг школы.

Не лифтом единым
Директор компании-подрядчика «Леро» Роман Мозголин как заученное стихотворение повторяет уже набившую оскомину историю.
– По условиям муниципального контракта должны были сдать в декабре 2014 года, – объясняет он, обходя большую лужу. – Заказчик – управление ЖКХ и строительства Заполярного района.
– Подождите, – улыбка тут же исчезает с лица полпреда. – Вы же выходили на конкурс, могли ознакомиться с проектной документацией. Начали строить, деньги имелись. Понимали, на что шли. Почему проблема возникла?
Мозголин говорит, что «были вопросы, связанные со сложностью проекта». Тут руководитель «Леро» стал углубляться в детали. Попенял на сложную логистику, рассказал о том, что «пришлось пересогласовывать кирпич», везли материал из Твери и бог знает чего еще делали.
В этот момент Цуканов посмотрел на крышу, которую, кстати, нужно ремонтировать. Но к ней мы еще вернемся.
– Все организационные моменты – ваши проблемы. За это деньги получаете. Времени прошло достаточно. Неужели за три года нельзя нормально сделать? А теперь собираетесь объявить свою компанию банкротом, чтобы не достраивать, – в сердцах замечает проверяющий.
– На самом деле не поэтому, – оправдывается Роман Мозголин. Но полпред, поднимаясь на крыльцо школы, этих слов уже не услышал.
Заместитель генерального прокурора России Александр Гуцан тем временем качает головой. Не очень ему понравилось то, что он увидел.
– Школа выглядит так, как будто ее уже долгое время эксплуатировали. Такое ощущение, что не для себя строили, – возмущается Александр Владимирович. Процессия останавливается около злополучного лифта. Эпопею с доставкой импортного оборудования мы не раз описывали в газете.
– Кто вам мешал поставить отечественный лифт? – недоумевает Николай Цуканов. Молчание. Делегация заглядывает в пищеблок, осматривает классы, санузлы.
– Не будет такого, что после сдачи объекта все оборудование, которое давно тут хранится, придет в негодность? – беспокоится полпред и поглядывает на зампрокурора страны. Александр Гуцан тут же дает поручение окружным надзорным ведомствам – в двухнедельный срок это дело проверить.
– Может, все в порядке, но надо удостовериться, – смягчаясь обращается к директору Красновской школы Владиславу Ледкову ревизор из культурной столицы.

Храним в тепле
Владислав Владимирович заверяет, что с хранением все в порядке. Здание все время отапливалось, оборудование держали в сухих теплых помещениях. Под склад используются некоторые кабинеты первого этажа. Да и вообще все готово к учебному процессу. Учебников хватает, мебель закуплена. 31 педагог, 215 учеников.
Далее – осмотр спортзала. У Александра Гуцана – претензии к покрытию. Заслуженный юрист России с сомнением смотрит под ноги, но Роман Мозголин не видит здесь ничего зазорного. Что-то говорит про ремонт крыши.
– И это по-вашему качество работы? Не успели построить, а уже ремонтируете, – восклицает Николай Цуканов, обращаясь к подрядчику. – А потом директор за свой счет будет переделывать?
По словам Владислава Ледкова, кровля над спортзалом – плоская. Ее надо ежегодно обслуживать, а это весьма трудоемкий процесс.
– Мы просили сделать крышу двускатной, но нам сказали, что это затратно, – сетует директор школы.
– Контроль над строительством отсутствовал. Думаю, правоохранительные органы разберутся в этой истории. Все разногласия между подрядчиком и заказчиком нужно было решать три года назад. Крайний срок сдачи школы – 30 сентября, – обобщил полпред.
Начальник окружной полиции Олег Яковлев заметил, что некоторые меры уже приняты. Возбуждено уголовное дело в отношении руководителей «Леро». Устанавливается степень вины каждого из них. Идет предварительное следствие.
По словам подрядчика, готовность объекта – около 90%. По мнению Владислава Ледкова, работы еще много. Что же осталось сделать? Во-первых, решить вопрос с водой. По проекту была предусмотрена скважина. Однако воды в ней не оказалось. Пришлось бурить в другом месте. Второй момент – по электричеству.
– Внешние электросети здания подключены по временной схеме через один кабель, а их должно быть – шесть. Медленно ведутся работы и по внутренней электросети, – рассказал чуть позже корреспонденту «НВ» Владислав Ледков.
В сентябре должны довести до ума вентиляционное оборудование. Подрядчик уверен, что все сделают в срок, но так ли будет на самом деле? Сможет ли застройщик сдать исполнительные документы по котельной и лифтовому оборудованию вовремя и в нужные инстанции? В общем, вопросов возникает много.

Осталось немного?
Помощник полпреда в СЗФО Павел Федосеев тем временем узнает мнение руководителя окружного департамента строительства, ЖКХ, энергетики и транспорта Алексея Еремеева.
– Опасения, конечно, есть. Хорошо, что заказчик и подрядчик вроде бы поняли друг друга. Зачастую нашему департаменту приходилось выполнять роль рефери в их споре, – признается начальник профильного департамента.
– Наверное, стоит создать что-то вроде штаба и ежедневно мониторить ситуацию. Осталось всего ничего, надо приложить усилия, – в речи Федосеева появляется сочувственная нотка.
Алексей Еремеев понимающе кивает. «Совсем ничего», которое тянется уже не первый год.
Ситуацию со школой Николай Цуканов красноречиво назвал вопиющим безобразием.
– В свое время надо было расторгать контракт с подрядчиком, не исполнившим обязательства. Заказчик тоже не предпринял никаких мер. На конкурс должны выходить квалифицированные компании, которые имеют опыт подобного строительства. Вероятно, компания не оценила риск, связанный с логистикой и другими факторами. Повторюсь, 30 сентября объект должны сдать в эксплуатацию, иначе будут приняты самые серьезные меры, – рассказал журналистам полпред по итогам поездки в Красное.
После большой проверки мы еще раз созвонились с директором Владиславом Ледковым. Если сказать, что он переживает – ничего не сказать. 13 лет он возглавляет учреждение и три года ждет, когда же завершится эта эпопея.
– Хорошо, если сдадут вовремя. Но ведь надзорные ведомства должны дать заключение. Потом мы оформляем документы и подаем их в департамент образования. Нужно пройти лицензирование. Понятно, что процесс пойдет быстрее, но все равно время уйдет, – рассуждает Владислав Владимирович. – Надеюсь, дети скоро пойдут наконец в новую школу.
И мы тоже надеемся.