Вы здесь

«Одежда» для молока: новая коллекция

«Чем пахнут ремесла?» – так называется одно из известных детских стихотворений Джанни Родари. Ремесло депутата регионального парламента Сергея Хабарова пахнет молоком. В начале 2015 года он возглавил АО «Вита» и с тех пор знает все тонкости этого производства.

«Продукция, достойная северян». Таков слоган компании «Вита». На вопрос о том, кто его придумал, Сергей Семёнович отвечает, смущенно улыбаясь.
– Пусть это останется секретом, зато в этих словах полностью отражено наше отношение к «молочке», которую мы производим. Все, что перерабатывается в молочных цехах региона, а также непосредственно на нашем молокозаводе, соответствует стандартам. Это незыблемое правило. Именно поэтому продукция пользуется стабильным спросом у жителей НАО.
С 1994 года акционерное общество «Вита» находится в свободном экономическом «плавании» и до сих пор умудряется держаться на плаву. В том числе благодаря помощи региональной власти. В 2002 году при финансовой поддержке окружной администрации построили, укомплектовали и запустили в эксплуатацию цех детского питания. И до сих пор «Вита» (единственное предприятие в округе) производит лечебно-профилактические молочные напитки для детей. Для минимизации затрат и стабилизации цен на молочную продукцию в 2004-2006 годах были полностью реконструированы холодильный и котельный участки. Спустя год появилось новое фасовочное оборудование и потребительская тара типа «Пюр-пак», способная конкурировать с привозной.
В далеком советском прошлом остались треугольные молочные пакеты и стеклянные бутылки с крышечками из фольги. В новой России эти приметы ушедшего общественного строя теперь вновь востребованы дизайнерами и коллекционерами, которые платят немалые деньги за подобные раритеты. Например, чтобы в каком-нибудь арт-салоне устроить выставку под названием «Обратно в СССР».
Кто знает, вдруг современные упаковки от продукции АО «Вита» в далеком будущем тоже найдут место в экспозиции Ненецкого краеведческого музея. Пока картонные и пластиковые коробочки, крышечки и баночки аккуратно сложены на полках предприятия. Это остатки. А новая коллекция нынешнего сезона ждет своего часа.
– Для производственных нужд приобретаем разные виды упаковки, – показывает одну из коробочек Сергей Хабаров. – В 2016 году потратили на эти цели 5 миллионов 700 тысяч рублей. В этом году из окружного бюджета выделено 3 миллиона 200 тысяч руб-лей. Компенсируем часть затрат. Бюджетную заявку подавали на 11 миллионов рублей.
Как сообщил гендиректор акционерного общества, на этот год необходимо более двух миллионов штук различных упаковочных материалов: пластиковые баночки, крышечки, коробочки на общую сумму 3 миллиона 500 тысяч рублей. В нее включены и транспортные расходы.
– Тароупаковку заказали в Санкт-Петербурге, ведем переговоры с поставщиками, – отметил Сергей Хабаров. – Проблема в том, что цена зависит от курса евро. Поэтому коробочки и пластиковые баночки – удовольствие недешевое.
В первом полугодии существенно увеличились нефтяные доходы окружной казны. Возобновлено предоставление субсидий предприятиям, производящим лечебно-профилактическое питание. А конкретно – на частичное возмещение затрат для приобретения и транспортировки тароупаковочных материалов.
Субсидия для «Виты» (3,2 млн рублей) предусмотрена по гос-программе «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Ненецком автономном округе». Выплачивается в размере 50% от понесенных затрат.
Окружные субсидии помогают сдерживать рост цен на продукты питания. В том числе – стоимость реализуемой продукции АО «Вита». Предприятие выпускает 22 наименования: молоко, кефиры, йогурты, сметану, бифидок, творожную массу, специализированное питание для детей.
– В последнее время все большим спросом пользуется продукция с низким содержанием жира, – говорит Сергей Хабаров. – Это обезжиренный кефир, «Лактиналь», «Снежок», «Бифидок», творожная масса. Все остальное тоже с удовольствием покупают, но пальму первенства завоевали именно эти виды. Возможно, северяне стали больше следить за здоровьем и питанием.
Востребовано детское лечебно-профилактическое питание. Его изготавливают из цельного молока от местных производителей. Но для предприятия взаимоотношения с частными сельхозпроизводителями имеют не столько коммерческий, сколько социальный контекст.
– Организовали прием молока от фермеров, – сообщил Сергей Хабаров. – Помогаем жителям Андега и Тельвиски, решившимся на этот серьезный шаг, держаться на плаву. Закупочная цена – 80 рублей.
Экскурсия по производственным цехам «Виты» завершилась беседой о ближайших и будущих производственных планах. В этом году планируется установить новое оборудование по производству напитков и коктейлей, молокоочиститель, ванну для нормализации молока. Общая сумма – 595 тысяч рублей.
– Хотя для инноваций время непростое, но надеемся изыскать средства, – говорит Сергей Семёнович. – Уповаем на помощь округа. Новое современное высокотехнологичное оборудование дает возможность кратно увеличивать объем выпуска продукции и обеспечивать потребность населения НАО в «молочке» местного производства.
В планах руководства «Виты» – увеличить объем поставок в близлежащие населенные пункты. Не забыли и про подрастающее поколение. Для формирования у школьников осознанного отношения к здоровому питанию планируется запустить программу «Школьное молоко». Появятся карты социального обслуживания людей пенсионного возраста со скидкой 10% на отдельные виды молочной и кисломолочной продукции с низким содержанием жира.
Действительно, не до жиру быть бы живу. Чтобы радужные перспективы стали реальностью, коллективу «Виты» приходится барахтаться изо всех сил. Как в притче про двух лягушек, попавших в горшок с молоком. В современном варианте – в коробочку «Пюр-пак».