Вы здесь

Смилуйся, государыня рыбка...

За круглым столом, который состоялся 29 января под председательством окружного депутата Андрея Смыченкова, представители власти и рыболовы-любители обсудили проблемы госрегистрации маломерных судов на территории НАО и наметили пути их решения. В дискуссии участвовали представители исполнительной и законодательной власти, уполномоченные по защите прав предпринимателей и прав человека в НАО, представители бизнеса и общественности.

Пресловутая проблема началась в стране со вступления в силу федерального закона от 23 апреля 2012 года «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части определения понятия маломерного судна». Он обязал собственников маломерных судов коммерческого назначения (длиной не более 20 метров), составляющих основу промыслового флота российских рыбаков, перейти на техническое освидетельствование своих плавсредств от ГИМСа (Государственная инспекция по маломерным судам), к Российскому Морскому или Речному Регистру (РРР). Особенно болезненно это сказалось на рыболовах из НАО, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей. Дело в том, что в Водном кодексе РФ содержится положение, в соответствии с которым освидетельствование маломерного судна, используемого в коммерческих целях, (рыболовство, перевозка грузов и пассажиров) осуществляется администраций бассейнов внутренних водных путей. При этом ближайшее к НАО подразделение находится в Архангельске. Понятно, что транспортировка маломерного судна в областную столицу для освидетельствования и регистрации, особенно для рыболовов-частников из окружных сел, становится фактически невозможной. Например, каким образом доставлять кормилицу «Казанку» из далекой Усть-Кары или Шойны в Архангельск?
– Индивидуальные предприниматели, осуществляющие промышленное рыболовство на территории НАО, обязаны руководствоваться правилами рыболовства для Северного рыбохозяйственного бассейна, – сообщила начальник отдела госконтроля, надзора и рыбоохраны по НАО Анастасия Паюсова. – Это федеральный закон № 414 от 30 октября 2014 года. Кроме того, в правилах рыболовства есть ссылки на Торговый кодекс. Предприниматели самостоятельно решают, как добывать рыбу и какие правсредства применять. Мы ничего не навязываем. Лица, желающие в полном объеме заниматься промышленным выловом, приняли все меры для этого: зарегистрировали маломерные суда, получили квоты. Проблем не возникает. Сложностей в регистрации нет для тех, кто сделал это своевременно.
В случае использования незарегистрированных судов при осуществлении промышленного или товарного рыболовства может быть применено административное наказание. Это штрафы в размере от 1 000 до 2 000 рублей на должностных лиц, для юридических лиц размеры штрафов в 10 раз больше.
Наболевшая тема регистрации маломерных судов в округе серьезно обсуждалась на первом региональном Гражданском форуме, который провела Общественная палата НАО в 2017 году. По его итогам даже создали территориальный рыбохозяйственный Совет, призванный помочь в решении проблем. Также в 2017 году по линии Парламентской Ассоциации Северо-Запада депутаты окружного Собрания обращались с письмом в Правительство РФ. Законотворцы предлагали устранить разделение маломерных судов в зависимости от их коммерческого и некоммерческого использования и закрепить апробированный десятилетиями порядок освидетельствования, контроля и регистрации в реестре маломерных судов. Но получили отрицательный ответ от правительства.
В ручном режиме ситуацию пытались урегулировать и на местах. Проводились встречи рыбаков-промышленников с представителями власти, приглашались специалисты из Морского и Речного Регистра, для них организовывали командировки по селам. Департамент природных ресурсов, экологии и АПК НАО направлял обращение в Министерство транспорта РФ с просьбой создать в округе структурное подразделение Северного филиала Российского Речного Регистра, но ответа так до сих пор и нет.
В ходе прений выяснилось, что маломерные суда можно зарегистрировать в государственном судовом реестре у капитана Нарьян-Марского морского порта. Это прописано в нормативной базе. По итогам 2017 года зарегистрировали четыре судна. Но капитан порта находится в Нарьян-Маре лишь в период навигации. В остальное время – в Мурманске, по месту приписки администрации морских портов Западной Арктики.
В общем, непросто разобраться в хитросплетениях законов, регулирующих официальную процедуру регистрации маломерных судов. Все это вызвало возмущение у рыбаков-промышленников. Мол, это не препоны, а оглобли, которые больно бьют по малому и среднему бизнесу. Дескать, уже год длится разбирательство, а местные власти так ничего и не решили.
Председатель Союза рыбаков и охотников НАО Николай Безумов указал на проблему нехватки промысловых участков и посетовал на сложность получения специального удостоверения на право управления маломерным судном, используемым в коммерческих целях.
– Люди обращаются ко мне и спрашивают, как быть, – отметил выступающий. – Мне пришлось закрыть фермерское хозяйство по промышленному лову рыбы по этой причине. Оно существовало с 2009 года, мне хотелось, чтобы все было по закону. Убедил своих знакомых сделать все как надо, чтобы не иметь проблем с контролирующими органами. Около ста предпринимателей уже закрылись. Действующее законодательство ухудшает положение рыбаков.
По итогам круглого стола сформулировали несколько предложений. Одно из них – пригласить специалиста в Нарьян-Мар для регистрации маломерных судов, чтобы он работал по установленному графику. Кроме того, прозвучало пожелание создать в округе структурное подразделение Северного филиала Российского Речного Регистра.
Андрей Смыченков отметил, что по результатам рабочей встречи будет сформирована резолюция, в которую войдут все предложения по повышению доступности услуги регистрации маломерных судов и получению специального удостоверения на право управления маломерным судном.