Вы здесь

Политику и бизнес лучше не путать

Если РФ продолжат ущемлять, то значительная часть российских ресурсов и торгового оборота будет приходиться на Азиатско-Тихоокеанский регион, но это не в интересах европейцев, не в интересах американцев и вообще всех, кто присоединился к этим абсурдным санкциям, заявил премьер-министр Дмитрий Медведев.

ЕС и США с 1 августа запретили поставки оборудования для глубоководной разведки и добычи нефти, работы в Арктике и на месторождениях сланцевой нефти в РФ. В сентябре санкции были ужесточены: теперь запрещается предоставлять и услуги для таких проектов.

Состояние национального достояния

В связи с ужесточением санкций пока в правительство за оказанием финансовой поддержки обратились только государственная «Роснефть» и НОВАТЭК. По словам министра финансов РФ Антона Силуанова, компании просят о выделении им от 80 до 150 миллиардов рублей.

Президент частной нефтяной компании «ЛУКОЙЛ», которая также попала под действие последнего пакета западных санкций, Вагит Алекперов на встрече с журналистами сообщил, что компания справится со сложившейся ситуацией собственными силами, а у государства есть более важные статьи расхода, например, социальная сфера.

Президент государственной «Транснефти» Николай Токарев также сообщил, что компания в условиях санкций в ближайшие несколько лет не планирует привлекать кредитные средства, тем более на западных рынках. «Нам достаточно своих источников финансирования, у нас сбалансированная финансовая программа, и вполне концы с концами сведем», – сказал Токарев.

Капля дегтя

Англо-нидерландская Shell и французская Total подтвердили свое желание продолжать работать в РФ, несмотря на введенные ограничения. Так, председатель Shell в России Оливье Лазар заявил, что Россия входит в сферу долгосрочных интересов компании, и призвал политиков не играть с энергией, так как это очень «хрупкая отрасль». «Мы пройдем через трудности, но надеемся, что вместе», – заверил Лазар.

Гендиректор компании «Тоталь Разведка Разработка Россия» (дочерняя структура Total) Жак де Буассезон также заявил, что политические проблемы должны решаться политическими же методами. Компании, по его словам, придется адаптироваться в условиях санкций, но деятельность в России Total останавливать не намерена. «Мы будем стоять до конца», – заявил де Буассезон.

Однако в этой бочке меда оказалась и капля дегтя. В то время, когда европейские Total и Shell выражали свою поддержку российской нефтегазовой отрасли, в СМИ появилась неофициальная информация о том, что «Роснефть» и американская ExxonMobil остановили разведочное бурение на скважине «Университетская-1» в Карском море. В свою очередь, вице-президент «Роснефти» Лариса Каланда в кулуарах Сочинского форума сообщила журналистам, что «Роснефть» смогла бы продолжить бурение в Арктике без ExxonMobil, в случае необходимости. В то же время, по ее словам, компании продолжают совместную работу на «Университетской-1».

«Работа на скважине «Университетская» продолжается в соответствии с утвержденным планом. Мы удовлетворены решением американского регулятора, который выдал соответствующее разрешение ExxonMobil. Если бы регулятор не выдал разрешение Exxon на работы на скважине, «Роснефть» имела свой план и была готова продолжать работать самостоятельно», – сказала Каланда.

При этом, по словам Каланды, если бы «Роснефть» продолжала работать на скважине «Университетская» самостоятельно и вышла бы на факт коммерческого открытия, то для того, чтобы американская компания вернулась в проект, ей нужно было бы начать новый переговорный процесс с «Роснефтью».

Насильно мил не будешь

– Насильно мил не будешь, – констатировал премьер-министр Дмитрий Медведев в рамках Сочинского форума. – Если нас продолжат в этом смысле ущемлять, конечно, значительная часть наших товаров, значительная часть наших ресурсов и значительная часть нашего торгового оборота будет приходиться на Азиатско-Тихоокеанский регион. Но я считаю, что это не в интересах европейцев, не в интересах американцев и вообще всех, кто присоединился к этим абсурдным санкциям.

Министр энергетики РФ Александр Новак, в свою очередь, заявил, что какие-то минимальные потери из-за санкций РФ может понести, «но это несильно повлияет на наш нефтегазовый комплекс, а может быть и вообще не повлияет, поскольку сегодня разрабатывается целый комплекс мероприятий, который позволяет нашим компаниям выходить из этой ситуации».

При этом он предостерег, что западные компании могут потерять огромную нишу в виде российского рынка и вернуться им на него потом будет сложно.

Кроме того, глава Минэнерго РФ признался, что никто в настоящее время до конца не понимает правил игры в условиях санкций.

– К каким последствиям это приведет, никто не просчитал. Мы с руководителями крупнейших компаний, которые работают в России, и Shell, и Total, обсуждаем эти вопросы, и никто из этих руководителей также до конца не понимает, как должны работать эти компании в условиях санкций. А что будет с контрактами, которые заключены раньше, что будет с долей в проекте, как они будут выходить из этого проекта, если до этого дойдет? Никто до конца этих вещей не понимает, – сказал Новак на круглом столе в рамках форума.

По словам министра, в настоящее время Минэнерго проводит актуализацию энергостратегии России до 2035 года и намерено учесть в ней сценарий развития ситуации с учетом санкций. Так, в одном из сценариев энергостратегии планируется отразить, в частности, вопросы, связанные с импортозамещением, производством оборудования, технологий; финансированием конструкторских предприятий, финансово-кредитной поддержкой, привлечением банковских средств, возможностью субсидирования процентной ставки.

Стимулировать геологоразведку

В свою очередь, министр природных ресурсов и экологии РФ Сергей Донской в рамках форума представил доклад по воспроизводству минерально-сырьевой базы РФ. И вновь все внимание было заострено на влиянии санкций Запада на перспективы добычи углеводородов в России. Для стимулирования недропользователей Минприроды выработало меры поддержки. В частности, для повышения привлекательности геологоразведки требуется либо перенос налогового бремени добычи на налогообложение финансового результата, либо необходимо создание специальных механизмов стимулирования.

– Выходом, на наш взгляд, могло бы стать внедрение системы вычетов расходов на геологоразведочную работу из НДПИ или базы налога на прибыль. Аналог в законодательстве есть… Мы провели все необходимые расчеты. По нашим данным, внедрение такого механизма позволит получить прирост запасов нефти до 2035 года в размере около 2 миллиардов тонн, в том числе за счет новых открытий, а также обеспечить дополнительную добычу до 400 миллионов тонн нефти, – сообщил министр.

Еще одной мерой, по словам министра, могло бы стать максимальное упрощение процедуры выдачи лицензий на месторождения с трудноизвлекаемыми запасами. «Сегодняшние реалии диктуют необходимость поиска и отработки отечественных технологий вовлечения в разработку залежей трудноизвлекаемых запасов… от них будет зависеть добыча (нефти. – Ред.) в стране через 10 – 15 лет. Для этого необходимо скорейшее создание конкурентного сектора инициативных компаний. Мы планируем максимально упростить действующий порядок предоставления недр в пользование, сделать это по заявительному принципу», – сказал министр.

Экспертное мнение

России не потребуется вводить ответные меры на принятые западными государствами санкции против ее нефтяной отрасли – США и ЕС сами себя наказывают, лишая свои компании возможности работать в РФ, считает директор Энергетического центра бизнес-школы «Сколково» Григорий Выгон.

– В сегодняшних условиях доступ к ресурсам достаточно ограничен. Нынешняя ситуация вынуждает нас заниматься импортозамещением, локализацией и привлечением восточных компаний. Фактически те иностранные компании, которые пока еще работают в России, лишаются колоссального рынка. Поэтому нам не надо принимать какие-то ответные санкции. За нас все делают американское и европейское правительства, – сказал эксперт.

Выгон отметил, что в России самый значительный потенциал в добыче нетрадиционных углеводородов, в частности, сланцевой нефти, а также газовых запасов.

– То есть фактически правительство этих стран (США и ЕС. – Ред.) лишает собственные нефтегазовые и нефтегазосервисные компании возможности зарабатывать деньги, – добавил эксперт.

По материалам РИА Новости