Вы здесь

Спешите услышать живых

Встреча актива ветеранской организации села Коткино: рядом с Марией Степановной Телегиной (третья слева) Наталья Фёдоровна Латышева / Фото предоставлено автором

В очередной раз убедился, сколь много житейской мудрости вобрало в себя короткое присловье: мир тесен. Всего два слова – а в них вместились жизнь и судьба разных людей, раздвинувшие рамки Пространства и Времени.

Так оказалось, что одним из них мог быть человек, связанный со мной кровным родством. 

Однако не буду интриговать читателя. Начну эту историю со случая, предопределившего сюжет, написанный самой жизнью. 

 

Не самая редкая фамилия 

 

Случай, о котором пойдёт речь, произошёл в Коткино. В одной из командировок я познакомился с замечательной женщиной – Марией Степановной Телегиной. Наша встреча состоялась в Доме культуры, где мы с Натальей Фёдоровной Латышевой участвовали в работе актива здешней ветеранской организации. 

Мария Степановна, казалось, знала всё и про всех своих земляков. А когда разговор заходил об участниках и ветеранах Великой Отечественной войны, тружениках тыла, глаза нашей собеседницы буквально загорались огнём живого неподдельного интереса. Она могла часами рассказывать про них, помня всё до мелочей, будто сама прожила вместе с односельчанами тех лет тыловые будни, наполненные тяжёлым трудом для фронта, изматывающим ожиданием вестей с фронта: сводками Информбюро, чёрными треугольниками похоронок и счастьем долгожданной Победы. 

От рассказов Марии Степановны невозможно было оторваться. Едва она замолкала, устав от беседы, как из меня рвался немой вопрос-просьба: А дальше? А что потом?.. 

Постепенно я лучше узнавал свою новую знакомую. Мария Степановна Телегина всю жизнь проработала с детьми в интернате, стала для многих из них второй мамой. Она была заядлая частушечница, замечательно играла на многих музыкальных инструментах. Детей и взрослых радовала своей добротой и гостеприимством. 

После Мария Степановна пригласила нас с Натальей Фёдоровной в гости, накормила вкусным ужином. Разговор снова зашёл о ветеранах – близких нашей гостеприимной хозяйки, среди которых оказался родственник по первому мужу – Пётр Степанович Ильин, погибший в 1942 году. Мария Степановна попросила помочь найти хоть какие-то сведения о нём. 

Ильин – не самая редкая в России фамилия. Однако в рассказе Марии Степановны меня, не скрою, поразил тот факт, что Пётр Степанович родился в близком географическом соседстве со мной. Правда, на сорок лет раньше, в 1922 году. 

Простое ли это совпадение места и имени или что-то большее?.. 

Вернувшись из командировки, мы стали собирать информацию о жизни и смерти младшего лейтенанта Петра Степановича Ильина. Удалось выяснить, что он служил в 167-м запасном стрелковом полку и погиб 30 апреля 1942 года. Дома, в деревне Подсохоное Емецкого района, сына не дождалась мать – Варвара Егоровна Ильина. 

Немедленно связавшись с Марией Степановной, поделился полученными сведениями. Договорились, что я обязательно приеду в Коткино, передам ей документы на Петра Степановича, и мы продолжим начавшееся сотрудничество. У Марии Степановны были огромные планы: съездить в Несь к своей племяннице Вере Ивановне Золотых и обязательно побывать в Нарьян-Маре на юбилейных торжествах в честь 90-летия любимого округа. К несчастью, этим планам не суждено было сбыться. Через некоторое время я с прискорбием узнал, что Марии Степановны Телегиной не стало… Одна из ниточек поиска земляков-коткинчан, участников Великой Отечественной войны, оборвалась, врата в мир, откуда не возвращаются, закрылись. Стало очень горько и обидно, что за суетой повседневной жизни мы не успеваем сберечь самое дорогое – память. 

С той поры я зарёкся: как бы ни был занят делами, какая бы текучка ни заедала – надо спешить услышать живых. Это самый важный жизненный урок для меня. 

 

Последняя награда опоздала…

 

Мы продолжаем рассказывать о наших земляках, уроженцах Архангельской области, ушедших на фронт из Ненецкого округа.

Красноармеец Василий Кириллович Титов родился в 1921 году в деревне Часовенская Приморского района Архангельской области. Был призван в ряды Красной армии 20 ноября 1940 года Ненецким окружным воен­коматом. С июня 1941 года участвовал в боях на Карельском, Западном, Белорусском фронтах. В июле 1941 года был легко ранен в Карелии, а в апреле 1942-го – под Старой Руссой. В июне и июле 1944 года получил два тяжёлых ранения под местечком Румшишки в Литве.

Это немного смешное для русского уха название летом 1944 года приобрело глубокий стратегический смысл. Здесь развернулась Каунасская наступательная операция Красной армии, которую осуществлял 3-й Белорусский фронт. Являясь составной частью одной из крупнейших операций Второй мировой войны – «Багратион», Каунасское наступление преследовало цель выйти на кратчайшие коммуникации к Восточной Пруссии. Понимая это, противник сосредоточил здесь отборные корпуса и дивизии группы «Север» вермахта, превратив литовский город Каунас и населённые пункты вокруг него в мощный укрепрайон. Его-то и штурмовал красноармеец Василий Титов. 

На всех участках фронта, куда бросала его боевая судьба, Василий Кириллович сражался геройски, достойно северянина. Вот выдержки из наградных листов на него: 

«Сапёр сапёрного взвода, красноармеец Титов Василий Кириллович, в бою под городом Шталлуппенен, Восточная Пруссия, 21.10.1944 года провёл нашу артиллерию через минные поля противника и способствовал успеху боя.

В наступательных боях по прорыву обороны противника в районе Древенингкен, Восточная Пруссия, 13.01.1945 года тов. Титов двигался с передовыми частями действующих подразделений, очищая путь от мин противника нашей пехоте. 

19.01.1945 года в районе деревни Хохбуден боевые порядки подразделений полка встретились с инженерными укреплениями противника и заграждениями. По заданию командования в составе отделения тов. Титов, несмотря на сильный артиллерийский и миномётный огонь противника, провёл разведку минных полей и проволочных заграждений, препятствующих продвижению наших стрелков. Обнаружив препятствия, он сделал проход в проволочном заграждении и минных полях, выполнив поставленную задачу, чем способствовал успеху продвижения нашей пехоты и выполнению поставленной батальону задачи». 

За эти подвиги Василий Титов был награждён медалью «За отвагу» и орденом Славы III степени. 

А вот третья награда – орден Отечественной войны I степени – не украсила грудь героя. Опоздала… «В наступательных боях в Восточной Пруссии и за выход к заливу Балтийского моря, – читаем в представлении к награде, – тов. Титов смело шёл вперёд, разведывая расположение противника. Он давал ценные сведения командованию, способствую­щие успешному продвижению нашей пехоты. 

14-15 марта 1945 года, действуя совместно с пехотой, тов. Титов обезвредил более пятидесяти мин противника, очистив путь нашей пехоте. 17 марта 1945 года при разведывании населённого пункта Легниттен тов. Титов захватил пленного и доставил его в штаб. Пленный дал ценные сведения, способствующие овладению населённым пунктом.
В бою за населённый пункт Титов был тяжело ранен и эвакуирован в госпиталь.

Похоронен красноармеец Василий Титов в деревне Антокол Кайшядорского района Каунасского уезда, Литва. Дома, в Нарьян-Маре, на мужа получила похоронку жена Василия Кирилловича – Екатерина Никитична.

 

«Экипаж машину не бросил…»

 

Лейтенант Александр Сухих, 1903 года рождения, служил командиром взвода танков 139-го танкового полка 68-й механизированной бригады. Уроженец деревни Заринково Никольского сельсовета Вилегодского района Архангельской области, Александр Николаевич был призван в 1942 году Ненецким окружным военкоматом. Воевал на Волховском, 1-м и 2-м Белорусских фронтах.

Из наградного листа:

«Тов. Сухих 23 февраля 1945 года, участвуя в наступательном бою за Каролево, Хейнрихсталь севернее города Контиц проявил мужество и отвагу. На рубеже развилки шоссейных дорог, командуя взводом, тов. Сухих первый вышел вперёд, увлекая за собой остальные танки, ведя огонь из пушки и пулемёта по отступающим немцам и огневым точкам противника. 

Тов. Сухих на своём танке ворвался в расположение врага, получив несколько пробоин. Экипаж машину не бросил, а продолжал вести огонь с подбитого танка до полного израсходования всего боекомплекта и весь погиб смертью храбрых».

За мужество и отвагу, проявленные в бою, за личный пример и инициативу, за уничтожение живой силы и техники противника командира танка лейтенанта Сухих Александра Николаевича посмертно наградили орденом Отечественной войны второй степени. Похоронку на мужа получила жена, Сухих Наталья Даниловна, проживавшая в то время в Тельвиске. Спустя годы, его дочь Слёзкина Галина Александровна получила награду отца-героя – орден Отечественной войны второй степени.

 

Его зарыли в шар земной 

 

Рядовой Фёдор Иванович Боровой, 1913 года рождения, уроженец деревни Ивановка Виноградовского района Архангельской области был призван в армию 23 октября 1944 года Ненецким райвоенкоматом. Воевал стрелком с 15 ноября 1944 года в составе 266-й стрелковой Артёмовской Краснознаменной ордена Суворова дивизии 3-го Украинского фронта. 

Из наградного листа: 

«12 февраля 1945 года, участвуя в бою по прорыву сильно укреплённой обороны противника, расширению и закреплению плацдарма на западном берегу реки Одер в районе населённого пункта Кинитц (Германия), тов. Боровой получил тяжёлое ранение и умер от ран». 

Скупые строчки документа не передают драматизма боя, который стал для Фёдора Ивановича последним. Однако сегодня мы можем взглянуть на сражение последних месяцев войны с высоты стратегического замысла советского военного командования и воздать должное неимоверным усилиям, доблести и героическому самопожертвованию наших солдат и офицеров. 

Бой, в котором погиб Фёдор Иванович Боровой, был прологом к одной из самых жестоких и кровопролитных битв Великой Отечественной – операции по овладению Кюстринским плацдармом на западном берегу Одера. «30 января 1945 года, – свидетельствует хроника Великой Отечественной войны, – командующий 5-й ударной армией поставил передовому отряду задачу упредить противника в выходе к реке Одер и захватить плацдарм в районе Кинитц. 31 января передовой отряд… переправился по льду и захватил плацдарм на участке Кинитц-Рефельд северо-западнее Кюстрина. Неприятельские солдаты, охранявшие ледовую переправу, были застигнуты врасплох и взяты в плен». 

Попытки гитлеровцев деблокировать плацдарм успеха не принесли. Вскоре именно отсюда началась последняя схватка с врагом – битва за Берлин. 

В боях за удержание и расширение Кюстринского плацдарма Красная армия потеряла 61,8 тысячи человек. Одним из них был наш земляк – красноармеец Фёдор Боровой. 

Похоронили Фёдора Ивановича на братском кладбище, расположенном на восточной окраине села Хельза земли Бранденбург, Германия. Высокая стела со звездой на зелёном лугу с ровными рядами воинских могил хранит святую благоговейную тишину этого места. На гранитном постаменте в Кинитце установлен танк Т-34. На плите монумента выбиты имена воинов, отдавших жизнь в боях за Кюстринский плацдарм. 

Фёдор Боровой был награждён орденом Отечественной вой­ны второй степени посмерт­но. Приказ о награждении состоялся 22 апреля 1945 года.
В Амдерме похоронку на Фёдора Ивановича получила его жена Серафима Ивановна.