На днях знакомая пожаловалась, что боится поздно вечером возвращаться домой с работы. Почти всегда на улице встречаются пьяные компании. Порой нетрезвые люди ведут себя дерзко и даже агрессивно. Девушка призналась, что не чувствует себя в безопасности.
– Раньше милиция во время патрулирования по Нарьян-Мару увозила людей, находящихся в состоянии сильного алкогольного опьянения, в вытрезвитель. Что теперь делается в городе, чтобы оградить законопослушных мирных граждан от выпивох? – спрашивает женщина.
С этим вопросом я обратилась в полицию НАО.
Едва услышав вопрос, начальник штаба УМВД России по НАО подполковник внутренней службы Сергей Пешков согласно закивал:
– Проблема пьянства в Ненецком округе сегодня действительно стоит остро и вызывает наши опасения, так же как и у вашей читательницы. Число преступлений, совершаемых в нетрезвом виде, увеличивается с каждым годом, к примеру, если в 2014 году их было 99, то в 2015-м стало уже 135.
Сергей Алексеевич подчерк-нул, что все особо тяжкие преступления, в том числе убийства, совершаются гражданами, находящимися под дурманом алкоголя.
– Давно уже назрела необходимость создать на территории округа учреждение для оказания помощи гражданам, находящимся в состоянии опьянения. Мы уже более года как говорим об этом. Но, к сожалению, нас не слышат, подвижек нет, никаких решений до сих пор не принято, – разводит руками подполковник.
Он напомнил, что медицинский вытрезвитель, который являлся подразделением УМВД по Ненецкому округу, прекратил свою работу с 1 августа 2011 года.
Необходимо также сказать, что вытрезвитель, если можно так выразиться, всегда пользовался у наших сограждан популярностью и не пустовал. В 2008 году сотрудниками правопорядка туда было доставлено 2 703 гражданина, в 2009 году более 3 тысяч человек «посетили» вытрезвитель, в 2010 году их было 2 709 человек.
Что касается сегодняшней статистики, то она такова: только с начала 2015 года за появление в общественных местах в нетрезвом виде сотрудниками полиции было составлено более двух с половиной тысяч административных протоколов. В дежурную часть доставлено 485 человек, которые были откровенно пьяны.
– В настоящее время граждан в состоянии алкогольного опьянения, которых привозят в дежурную часть, помещают в комнаты для работы с доставленными. Однако полицейские не имеют специальных медицинских познаний и, в случае ухудшения самочувствия задержанного, не сумеют оказать ему квалифицированную помощь. К тому же имеющиеся комнаты должны использоваться для содержания граждан, задержанных за правонарушения до рассмотрения административных материалов судом, – обозначил суть проблемы начальник штаба.
Некоторое время назад была идея открыть учреждение для помощи людям, находящимися в алкогольном опьянении, на базе Комплексного центра социального обслуживания в Нарьян-Маре.
Но когда специалисты детально изучили данный вопрос, стало понятно, что в соответствии с действующим законодательством сделать это невозможно. Во-первых, в кризисном отделении центра соцобслуживания могут находиться несовершеннолетние дети, а для них соседство с клиентами вытрезвителя совершенно исключено.
Во-вторых, процедура вытрезвления граждан, находящихся в состоянии опьянения и не нуждающихся в госпитализации, в соответствии с законодательством РФ не входит сегодня в круг обязанностей здравоохранения и социальной защиты.
Таким образом, проблема остается. И не только у нас в регионе, а по всей стране. Она обсуждается на самых разных уровнях. Между тем, статистика неумолима: в 2014 году от отравления алкоголем и наркотиками, в результате переохлаждения, несчастных случаев и бытовых преступлений в состоянии алкогольного опьянения, в стране умерло почти 45 тысяч человек. Более чем две трети регионов России не имеют вытрезвителей.
– Летом 2015 года в Москве на заседании правительственной комиссии по профилактике правонарушений было принято решение рекомендовать высшим должностным лицам субъектов РФ принять необходимые меры по созданию муниципальных автономных учреждений по оказанию помощи гражданам, находящимся в состоянии опьянения. Положительный опыт такой работы имеется, например, в Башкортостане, Татарстане, Республике Тыва, – отметил Сергей Пешков.