Вы здесь

Рекламу табака и алкоголя вернут в печатные СМИ?

Минкомсвязи России выступает за возвращение рекламы табака и алкоголя на страницы газет и журналов. Об этом заявил замглавы ведомства на конгрессе Национальной ассоциации телерадиовещателей. По его мнению, прогнозы ситуации на рекламном рынке крайне пессимистичны, в 2015 году на нем ожидается спад, который особенно скажется на телевидении и печатных СМИ.

Один из аргументов в пользу возврата – то, что традиционная аудитория прессы – люди старшего возраста, которые уже давно определились в своих привычках, и такая реклама не может сильно повлиять на них. А вот на ТВ рекламу алкоголя возвращать рано, разве что, как считают в федеральном ведомстве, только слабоалкогольных напитков и вин. Нужно ли СМИ разрешить снова начать рекламировать табак и спиртное и какие последствия от этого могут быть?

Маргарита Савина, директор школы № 4:

– Запрет должен остаться – это мое твердое убеждение как руководителя образовательного учреждения, учителя и мамы. Подобная реклама имеет сильное воздействие на неокрепшие души детей и подростков. Сегодня и так предостаточно скрытой рекламы в фильмах, ТВ-программах о пагубных привычках. Необходимо позаботиться о социальной рекламе здорового образа жизни, если мы хотим вырастить нормальное поколение россиян.


Сергей Сахаров, заместитель начальника УМВД РФ по НАО, подполковник:

– Я твердо уверен, что реклама алкоголя и табака не нужна в любых СМИ. Даже несмотря на нестабильную экономическую ситуацию, когда у многих структур падают доходы, к таким мерам, как отмена запрета на рекламу вредной продукции, прибегать не стоит. Популяризация алкоголя, особенно в молодежной среде, существенно отразится и на состоянии преступности. Как известно, большинство подростковых преступлений совершается «под градусом». Именно эта категория наших граждан наиболее восприимчива к рекламе.


Алексей Клепиков, редактор новостного сайта:

– Есть такое выражение «одно лечим – другое калечим». Так и наша политика в отношении табака и алкоголя. Мы настолько вошли в азарт в борьбе с вредными привычками, что не замечаем, как калечим целые сегменты экономики. Нужно понимать, что, запрещая курение на предприятиях общественного питания, наносим удар по ресторанному бизнесу. Безудержный рост акцизов привел к тому, что в бедных регионах нелегальный, самодельный алкоголь и суррогаты потреблять стали едва ли не больше, чем легальный. Цена этому – человеческая жизнь.

Что касается печатных СМИ, то реклама – это 90 % их доходов. На подписке и розничной продаже нынче не заработаешь. Кризис 2008 года нанес непоправимый удар по рекламе в прессе. Тогда всего за пару месяцев рекламный рынок рухнул на 40 %. С тех пор он не восстановился даже частично, оставаясь на том же кризисном уровне. Главная причина, конечно, не в запретах на рекламу алкоголя и табака, а в нежелании нашей экономики показывать хоть сколько-нибудь заметный рост. Но любые запреты еще сильнее усугубляют финансовую ситуацию в масс-медиа.


Владимир Томилов, и.о. директора Ненецкой ТРК:

– Если говорить о нашей телекомпании, то с введением запрета на рекламу алкоголя и табака в финансовом плане мы ничего не потеряли. Не изменятся доходы и с отменой этого запрета. А вот для федеральных СМИ и особенно телеканалов это существенно. Поступления от крупных табачных и алкогольных компаний там были колоссальными.

Лично я не вижу разницы между запретом и разрешением на такую рекламу. Кто хочет устроить себе застолье, тому никакие ограничения ни в рекламе, ни по времени продажи не помеха.


Александр Лутовинов, депутат окружного парламента:

– Я отрицательно отношусь к такой инициативе Минкомсвязи. Скорее всего, это предложение мотивировано сегодняшними нестабильными экономическими реалиями в нашей стране. Смириться с таким положением производители и медиасообщество не могут. Конкуренция на рынке очень высока: одним необходимо продвигать свой товар, другим получать доходы. Поэтому даже после введения почти полного запрета рекламы алкоголя и табака скрытое продвижение вредных привычек не ушло с экранов и страниц печатных СМИ. Но здоровье нашего населения гораздо дороже. Воздействию рекламы подвержены практически все. Чем больше будут говорить, показывать красивые картинки с алкоголем, табаком, а реклама всегда яркая, заманивающая, тем больше людей, особенно среди молодежи, будет тянуться к этим пагубным привычкам. Поэтому считаю, что все нужно оставить как есть.


Алексей Дуркин, руководитель коммерческой службы редакции «Няръяна вындер»:

– Из-за введения ограничений на рекламу издатели потеряли примерно треть доходов. Если право на рекламу алкоголя и табака будет возвращено, это позволит получать дополнительные средства на содержание и развитие СМИ. Впрочем, наша газета никогда не рекламировала непосредственно бренды табака и алкоголя, ну разве что пиво. А вот магазины и фирмы, которые в больших объемах реализуют эти товары, свою рекламу давали. Может, с нравственной точки зрения это и не совсем правильно. Но с другой стороны, человек, который хочет выпить, как и заядлый курильщик, в рекламе не нуждается. Если реклама будет возвращена на страницы нашей газеты, то доходы от нее могут вырасти примерно на 25 процентов. Еще один положительный аспект – это то, что суррогат рекламировать не будут, а подпольный рынок сегодня наводнен именно дешевым некачественным алкоголем. Вот с чем надо бороться.