Вы еще не освоили походку пингвина? Тогда на дорогах и тротуарах Нарьян-Мара вам делать нечего. Слишком опасно для жизни! Лучше оставайтесь дома, смотрите телевизор и постарайтесь насладиться вынужденным домоседством. Если же вы все-таки отважились покинуть спасительные стены дома, то прислушайтесь к совету врачей-травматологов и профессиональных спасателей. А они рекомендуют передвигаться по льду мелкими шажками и стараться удерживать центр тяжести над ногой, которая впереди.
Единственное животное, которое использует такой способ передвижения, пингвин. И потому, несмотря на попытки оставаться людьми разумными (homo sapiens), чувствуем мы себя в Нарьян-Маре обыкновенными пингвинами. А так бы хотелось как в мае и как в песне – летящей походкой…
Впрочем, в нашем случае и в мае в резиновых сапогах летящей походкой пока не получается. Весной город тонет. И не только в многочисленных лужах, напоминающих озера и горные реки, но и в безответственности так называемых ответственных лиц за содержание дорог, тротуаров и внутридомовых территорий.
Покончить с безответственностью региональные власти решили концептуально, перераспределив полномочия в сфере дорожной деятельности с муниципального уровня на более высокий региональный уровень. Региональная власть готова взять на себя полноту ответственности за содержание, реконструкцию и строительство новых дорог в Нарьян-Маре, уже начиная с 2015 года. А у населения появился шанс выпорхнуть из семейства нелетающих морских птиц и круглогодично быть человеком.
Дело за малым – за передачей муниципальных дорог в собственность Ненецкого автономного округа. Руководство города должно признать несостоятельность органов местного самоуправления в решении дорожных проблем и исполнить свои обязательства в части реализации закона Ненецкого автономного округа № 95-оз «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований и органами государственной власти».
При этом пешеходы и водители должны понимать, что проблема содержания и реконструкции дорог в Нарьян-Маре кроется не в персональных ошибках руководства городского округа, а в отсутствии полноценного механизма реализации полномочий органами местного самоуправления в сфере дорожной деятельности. Модель управления этой деятельностью на муниципальном уровне хромает в большинстве субъектов Российской Федерации. Не случайно дорожные полномочия в последнее время все активнее передаются на уровень региональный. На этом уровне дела как-то повеселее идут, порасторопнее. А раз дело двигается, то и население довольно. По сути, простому обывателю безразлично, кто исполняет полномочия. Ему слов не надо, ему дороги подавай хорошего качества.
О том, что органы местного самоуправления тяжелы на подъем, свидетельствует тот факт, что городская администрация до сих пор никак не приступит к процессу передачи муниципальных дорожных объектов в собственность Ненецкого автономного округа, срывая тем самым конкурсные процедуры и финансирование содержания уличной дорожной сети в Нарьян-Маре в 2015 году. Не говоря уже о реконструкции дорог и новом строительстве.
Кто пострадает от нерасторопности органов местного самоуправления в первую очередь? Ответ очевиден – население, которое и так крайне недовольно состоянием муниципальных дорог. Как показывает социологическое исследование, которое проводилось в 2014 году на официальных сайтах администрации округа, города и Заполярного района в рамках исполнения указа президента Российской Федерации «Об оценке эффективности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов», 88 процентов жителей Ненецкого автономного округа не удовлетворены состоянием муниципальной дорожной сети.
Губернатор Ненецкого автономного округа Игорь Кошин назвал решение дорожного вопроса принципиальным и в начале этой недели поручил мэру города Нарьян-Мара Татьяне Федоровой безотлагательно приступить к процессу передачи муниципальных дорог в собственность региона, подчеркнув при этом: «Жителям Нарьян-Мара нужны нормальные дороги, а не чиновники, которые бьются за свои места. Закон о перераспределении полномочий принят. И теперь для того, чтобы приступить к формированию конкурсных процедур, администрации города надо как можно скорее принять решение по дорогам и предоставить необходимую информацию и документацию. Население от этого только выиграет».
Исполнение полномочий в дорожной сфере на региональном уровне позволит сократить сроки принятия решений и их последующее исполнение. Сегодня же вместо того, чтобы заниматься конкретным делом, тратится уйма времени на переписку и различного рода согласования между органами государственной власти и органами местного самоуправления. Еще куча времени уходит на обоснование финансирования муниципальных нужд в окружном бюджете и последующие длительные процедуры межбюджетных взаимоотношений. Зачастую муниципальные образования не в состоянии освоить выделенные ассигнования, которые в конце финансового года возвращаются обратно в окружной бюджет как неосвоенные.
Модель местного самоуправления в Ненецком автономном округе, по сравнению с другими регионами, достаточно проста. Здесь всего один муниципальный район и один городской округ, зато органов, управляющих жизнедеятельностью населения немногим более 40 тысяч человек, со всеми вытекающими последствиями в виде бюрократизма, более чем достаточно. В результате многое, в том числе дороги, оказывается как в известной поговорке про семь нянек, у которых дитя без глазу.
На стене в кабинете губернатора в красивой рамке висит его же ранее сделанное публичное высказывание. Такой подарок в связи с вступлением в должность сделала Игорю Кошину мэр Нарьян-Мара Татьяна Федорова. Смысл его в том, что округу нужна честность, и власть должна быть честной и ответственной перед населением, причем на всех ее уровнях.
Сегодня честность и ответственность требуются от органов местного самоуправления. Полномочия в сфере дорожной деятельности – это не кусок вкусного пирога, а серьезная ответственность власти перед людьми.
На сессию – с костылем
Медики отмечают в Нарьян-Маре рост уровня травматизма практически в два раза. Об этом сообщил в минувший вторник на еженедельном совещании руководителей главный врач Ненецкой окружной больницы Антон Карпунов. И это только официальная статистика. С ушибами легкой и средней степени тяжести пострадавшие на улицах и во дворах города за медицинской помощью обращаются редко.
Что касается депутата Собрания НАО Даниила Исполинова, то его случай как раз классический – для медицинской статистики. На последнюю сессию окружного Собрания он пришел с костылями.
– В этом году в затяжной период межсезонья город превратился в каток, – говорит Даниил. – Если дороги еще как-то посыпают и стараются чистить, то с дворами дело обстоит хуже. Хотелось бы, чтобы коммунальные службы работали не по звонку жителей, а мониторили ситуацию, предотвращая травматические случаи, подобные тому, что произошел со мной 1 ноября.
Это был выходной день. Город был покрыт слоем льда с водой, в том числе и во дворе по улице Тыко Вылки, 2, где находится наш Центр поддержки молодежных инициатив. Я пробовал позвонить коммунальщикам, но трубку не брали. Выйдя с работы, я не прошел и двух шагов до машины, поскользнулся на тротуаре. В результате – перелом лодыжки.
После выходных мы дозвонились до управляющей компании. Они посыпали дорожку, но прошел дождь, песок смыло – и снова гололед. Причем, в доме, где находится наш центр, живет много пенсионеров. Им в такую погоду из дома вообще не выйти.
Надеюсь, что с передачей полномочий в этой сфере сузится круг ответственных и более четким станет механизм контроля.