Совсем недавно в Нарьян-Маре не было ни одного светофора, а сегодня они на всех оживленных перекрестках, количество автомобилей растет день ото дня, машина есть почти в каждой семье. Таким образом, конфликт интересов водителей и пешеходов – вопрос актуальный. Мы решили спросить у горожан, что в Нарьян-Маре стоит изменить или улучшить в системе дорожного движения.
Александр Мережко, водитель с многолетним стажем:
– Всегда есть что улучшать! Были и остаются участки, на которых и тем, кто за рулем, и пешеходам следует быть особенно осторожными. Знаю, что многие начинающие водители опасаются перекрестка улицы Ленина и Рыбацкого переулка, неудобного для маневров. Там можно установить светофор, но тогда пропускная способность уменьшится, а значит будет пробка. Что касается пешеходных переходов, то их в городе более чем достаточно. Проблема в том, что не все умеют по ним ходить. Например, возле лаборатории люди выходят из автобуса и переходят не глядя, некоторые нарочно смотрят в другую сторону, глубоко убежденные, что водитель остановится и их пропустит. Водитель, действительно, обязан остановиться, но нельзя не учитывать погодные условия, в первую очередь гололед. Не зря есть выражение: «Пешеход всегда прав... пока жив». Жизнь должна быть дороже.
Алексей Бобриков, горожанин:
– Я давно за рулем и могу сказать – на дороге довольно часто случаются нештатные ситуации, когда от твоей реакции порой зависит жизнь пешеходов, да и твоя тоже. Недавно чуть не стал участником ДТП: было очень скользко, вел машину с небольшой скоростью и внезапно на проезжую часть выскочила девушка. Видимо, посчитала, что успеет перебежать. Нажал на тормоз, но из-за гололеда машину стало разворачивать. Слава богу, все закончилось благополучно. Нередки случаи, когда пешеходы буквально бросаются под колеса, особенно пересекая дорогу в неположенных местах. Например, на улице Ленина возле Дома детского творчества почему-то не предусмотрены ни переход, ни светофор. Но там очень многие переходят дорогу по пути в Сбербанк, школу-интернат, детский сад, техникум. Думаю, что вблизи активно посещаемых и социально важных объектов пешеходные переходы обязательно должны быть.
Еще одна проблема – парковки: у того же Сбербанка или возле ОФМС припарковать машину негде. Возле детской поликлиники стоянка оборудована, но рассчитана на небольшое количество автомобилей. А что творится во дворах многоквартирных домов?! Нужно обязательно предусматривать парковки достаточной площади при строительстве новых зданий.
Александр Ижемцев, ученик школы № 5:
– Я пешеход и, можно сказать, без пяти минут водитель – рассчитываю получить права весной будущего года. Повезло, что в школьной программе предусмотрен предмет «автодело» – один из моих любимых. Особенно нравятся занятия по вождению, под руководством инструктора я уже вожу учебный автомобиль по улицам. Но основное средство передвижения для меня пока автобус. Каждый день езжу в школу и обратно и часто замечаю, как ученики нашей школы нарушают правила дорожного движения, переходя дорогу в неположенном месте. Дело в том, что пешеходный переход в начале улицы Рабочей расположен очень неудобно для пешеходов. Чтобы перейти дорогу не нарушая правил, от автобусной остановки приходится возвращаться в сторону улицы 60-летия Октября. Почему переход расположили там? Когда, например, погода плохая или опаздываешь, не идешь к переходу, а стараешься сразу перейти дорогу, выйдя из автобуса. Раньше я так и делал. Но теперь смотрю с позиции водителя и понимаю, что человеку за рулем это неприятно. Может, стоит перенести переход поближе к автобусной остановке?
Людмила Кислякова, учитель ОБЖ:
– Меня, как пешехода, особенно беспокоит уличное освещение – его явно недостаточно. Темнеет рано, а фонари зажигают поздно. Особенно внимательными надо быть во время перехода через дорогу – я и ученикам это не устаю повторять. Даже когда загорается зеленый свет, пешеход должен перестраховаться: еще раз убедиться, что машин поблизости нет, и тогда идти. Казалось бы, прописные истины, но инструктаж по безопасности дорожного движения мы в школе проводим чуть ли не каждый день. Хотя часто беспечно ведут себя на дороге не только дети, но и взрослые. Порой меня возмущает поведение пешеходов. Не раз наблюдала, как люди подходят к проезжей части и начинают разговаривать по мобильному телефону, как будто другого времени для этого нет. И водители многие некорректно себя ведут. Особенно это касается молодых людей, которые часто нарушают скоростной режим, и водителей такси, которые спешат побольше заработать и торопятся от одного клиента к другому. Некоторые автолюбители быстрее, чем установлено правилами, ездят во дворах, и пешеходам постоянно приходится быть настороже, тем более что дороги у нас узкие, а во дворах зимой сугробы.
Александр Павлинов, старший госинспектор дорожного надзора ОГИБДД УМВД России по НАО:
– Решение об установке дорожных знаков, светофоров и пешеходных переходов – прерогатива органов власти. Но с инициативой могут обращаться и граждане. В любом случае все предложения рассматриваются совместно с Госавтоинспекцией. Например, пешеходные переходы обустраиваются в местах наибольшей интенсивности движения пешеходов. Но есть такие участки дорог, где пешеходы интенсивно пересекают проезжую часть через каждые сто метров – но через каждые сто метров организовать пешеходный переход невозможно. В нормативах прописано: минимальное расстояние между пешеходными переходами должно составлять не менее 400 метров.
Хочу затронуть проблему технического состояния дорожного полотна. За последние полтора года дорожное покрытие серьезно пострадало от движения грузового транспорта в период строительства дороги на Тельвиску, образовалась колейность. Это, прежде всего, касается автодороги от поселка Искателей до города. Если в летний период ее состояние еще можно назвать удовлетворительным, то зимой из-за колейности покрытия содержать ее значительно сложнее, грейдеры не справляются. Это отчасти касается и других участков дорог. Количество автотранспорта растет и назрела острая необходимость либо реконструкции, то есть расширить проезжую часть, либо строить объездную дорогу.
Что касается оснащения автодорог, то я считаю, что в этом году была проделана серьезная работа, прежде всего, по организации и установке дорожных знаков. Я бы поставил твердую четверку. Везде, где возможно, оборудованы пешеходные переходы: их стало даже больше, чем нужно. Город растет, строится, ситуация меняется и меняется организация дорожного движения. Разумеется, всегда остаются какие-то недоработки, недочеты, которые надо устранять. Нам всегда есть над чем работать.
Светлана Безумова, главный редактор «НВ»:
– Лет пять назад заасфальтировали площадку перед редакцией «Няръяна вындер». И с тех пор все это пространство на картах обозначено как парковка, но при этом никаких знаков, ограничивающих сквозное движение машин, не установили. Фактически это место так и осталось проезжей частью, поэтому парковаться у здания по улице Ленина, 25а – невозможно. Регулярно наблюдаю картину под названием «Еще немного и авария»: проезжающие мимо здания автомобилисты не подозревают, что пересекают фактически зону парковки и не принимают во внимание маневры отъезжающих или подъезжающих к зданию машин. Кроме того, в этом месте всегда много пешеходов, причем детей, с двух сторон от площадки располагаются школы – первая и третья.