Вы здесь

Попытка критики

Я посещаю культурно-массовые мероприятия крайне редко, вернее, не посещаю их вовсе. Не любитель. Но о грядущем концерте «Добрые песни о главном» говорили столько, что захотелось уже и посмотреть. Да и мероприятие – благотворительное, сам бог велит не оставаться в стороне.

О хорошем вы уже прочитали на предыдущих страницах. Поэтому я о том, что не понравилось, или вызвало вопросы.

Категорически не понравилось использование фонограммы. Исчезла непосредственность, которая в «капустниках», а по жанру это был именно «капустник», играет главную роль.

В результате многие исполнители почувствовали себя профессионалами, таковыми не являясь, что выглядело местами просто нелепо. Как итог – деревянные фразы, манерность, неестественные заученные позы, а у некоторых – откровенное самолюбование, что вызывало ироничные улыбки у более искушенных зрителей.

К тому же часть участников концерта откровенно не попадала в фонограмму. Это сбивало и даже раздражало.

Выгодно отличались на этом фоне, на мой взгляд, окружной депутат Александр Лутовинов, главный финансист НАО Нинель Семяшкина, начальник УМВД Олег Ильиных со своим семейством и группа Марины Рябчиковой. Они не играли несвойственные им роли, они оставались самими собой, и хороши были именно искренностью и безыскусностью.

После концерта я внимательно посмотрела программу, которую получила на входе: упоминание об использовании фонограммы отсутствовало. А между тем, согласно действующему законодательству, использование фонограммы должно обязательно оговариваться – норма попала в закон «О защите прав потребителей» еще в 1999 году.

Кстати, внесенный уже в этом году в Государственную думу РФ отдельный законопроект, запрещающий петь под фонограмму без предварительного уведомления зрителей, вводит серьезные санкции против нарушителей.

И хотя закон еще не принят, шоумены один за другим отказываются от фонограмм – петь под них становится моветоном.

Честно говоря, у меня возник еще один вопрос – о правомерности использования популярных музыкальных произведений исполнителями. Например, я сильно сомневаюсь, что супруги Таратины подписали договор со всеми правообладателями авторских и смежных прав на песню из культового французского фильма «Шербурские зонтики» с несравненной Катрин Денёв в главной роли.

Меня пытались уверить, что некоммерческое использование, а тем паче использование в благотворительных целях, допускает исполнение чужих произведений без разрешения собственника. Пришлось залезть в российское законодательство.

Увы! Для квалификации нарушающих авторское право действий не имеет значения, в коммерческих или некоммерческих целях осуществлялось использование чужих произведений. Более того, санкции к нарушителям применяются законом весьма солидные. Конечно, отсутствие прибыли от использования произведений без разрешения авторов повлияет на размер санкции, но целиком от ответственности не освободит. Хочется, чтобы в будущем году организаторы «Добрых песен о главном» это учли. Мы живем в правовом государстве.

И последнее – я проголосовала по итогам концерта за Яна Берлина. Он, конечно, сильно рисковал, выбрав песню «Соглашайся хотя бы на рай в шалаше», ведь ему предстояло сравнение с Владимиром Высоцким. Но неожиданно Берлин органично вписался в образ. А главное, в его номере напрочь отсутствовала попсовость, которой в большей или меньшей степени грешили остальные. Правда, немного мешало привидение в белом, которое ползало за спиной вице-губернатора и почему-то называлось мечтой. Но это уже вопрос не к исполнителю, а ко вкусу режиссера. Впрочем, о вкусах, как известно, не спорят.