Вы здесь

Ненецкий округ в новых экономических условиях

В целях исполнения поручения правительства РФ в Ненецком округе подготовлен План первоочередных мер по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в регионе. О жизни субъекта в новых экономических условиях и прогнозе на ближайшее будущее мы говорим с заместителем губернатора Ненецкого автономного округа Владимиром Бланком.

В связи с изменениями в экономике страны нынешняя ситуация характеризуется сокращением доступности кредитных ресурсов, ростом стоимости импортных комплектующих и высокой вероятностью сокращения доходов окружной казны. Как считает Владимир Бланк, это лишь одна сторона медали.

– С другой стороны, – говорит заместитель губернатора, – это огромные возможности для округа с точки зрения выстраивания новой экономики. Мы можем сократить расходы там, где это действительно нужно, будем содействовать развитию предпринимательства и созданию рабочих мест.

– Владимир Викторович, что вы понимаете под новой экономикой?

– Речь здесь идет об очень простых вещах, пройдитесь по нашим магазинам и посмотрите, что субъект производит сам. Это чуть-чуть хлеба, молока, колбасы – и все. Хотя 30 лет назад ситуация была совершенно иной. Продовольствия в округе производили радикально больше. При поддержке государства реально наладить производство продовольствия на месте, что мы и будем делать. Здесь есть определенная экономическая логика.

Сегодня доля государственного участия в экономике региона фантастически высока. Например, у нас бюджет конкурирует с частными перевозчиками в области речных перевозок. И такая ситуация практически во всех отраслях. К сожалению, бюджет соперничает с частным бизнесом вместо того, чтобы поддерживать и развивать частную инициативу. Самый простой пример – городское АТП. Пять лет назад субсидии по этому предприятию были в четыре раза меньше. Тогда они составляли около 20-30 миллионов рублей, сейчас – 120 миллионов.

– Глава субъекта Игорь Кошин уже сделал заявления о предстоящем секвестировании регионального бюджета 2015 года. Как изменится бюджет Ненецкого округа?

– В настоящее время мы имеем риск недополучения доходов бюджета в размере двух миллиардов рублей. Причина этого в падении цены на нефть, что сокращает доходы окружной казны от доли прибыльной нефти Харьягинского СРП. Эта ситуация сказывается не лучшим образом на прибыльности всех недропользователей, работающих на территории НАО.

Сегодня расходы окружного бюджета составляют 18 миллиардов рублей, доходы – 15,5 миллиарда. На такие доходы мы рассчитывали при прогнозе стоимости нефти 100 долларов за баррель. Дефицит – 3 миллиарда рублей. Сейчас мы понимаем, что реальные доходы могут составить 13,5 миллиарда. Тогда по расходам мы должны будем выйти на сумму не более 16,5 миллиарда рублей.

В первую очередь, будем экономить на непроизводительных расходах. Например, ПОКиТС на сегодня имеет один из самых высоких в мире тарифов на тепло, который мы субсидируем из окружного бюджета. Для населения ничего не изменится, просто будет меньше выплачиваться субсидий на покрытие затрат технологического характера. Тоже касается Севержилкомсервиса, АТП и других предприятий. Могу привести пример, что топливная эффективность у тех же нефтяников гораздо выше, чем у Севержилкомсервиса. Значит, и у нас она должна быть такой же.

В рамках новой экономической политики округ откажется от неэффективных строек. Есть целый ряд проектов, без которых можно обойтись.

– Как указано в плане первоочередных мер по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в Ненецком округе, главные задачи, которые ставят перед собой власти региона – создание новых рабочих мест, обеспечение бесперебойного функционирования социальной инфраструктуры, систем жизнеобеспечения, создание условий для инвестиций в экономику НАО. Каким образом администрация региона планирует достигнуть желаемых результатов?

– В первую очередь, оптимизируем расходы на содержание органов государственной власти, государственных учреждений, госпредпритий на 10%. В целом будем проводить согласованную политику с целью снижения или не повышения расходов бюджета. Также оптимизируем меры социальной поддержки за счет уточнения получателей социальных выплат. Льготы будут предоставляться только нуждающимся и только адресно. Кроме того, предоставим предпринимателям ряд льгот. Планируем пойти на снижение арендной платы за пользование помещениями, отказаться от приватизации для того, чтобы не создавать дополнительных рисков для бизнесменов.

– Какой экономический эффект получит регион в результате сокращения государственных гражданских служащих?

– Государственный служащий обходится бюджету, по данным прошлого года, в сумму от 1 миллиона 570 тысяч рублей до 2 миллионов 154 тысяч в год. Самый «дорогой» чиновник – в здравоохранении, самый «дешевый» – в сельском хозяйстве. Самая дорогая субсидия, которая выдавалась в прошлом году, – субсидия на молочную продукцию. Но с выдачей этой субсидии у нас появились молоко и новые рабочие места. Там самая дорогая субсидия стоит 400 тысяч рублей в год на человека. Имея недостаток средств в казне, зачем их нерационально тратить на содержание госаппарата? В бюджетном учреждении годовое содержание одного специалиста оценивается в 1,2 миллиона рублей, на госпредприятии – от 600 до 900 тысяч рублей. Вот и весь экономический расклад.

Налогоплательщикам выгоднее уменьшение доли государства, потому что, чем меньше государство съест у самого себя, тем больше останется на дороги, на инвестиции и развитие.

– Куда будут направлены те средства, которые бюджет сможет сэкономить за счет оптимизации расходов?

– На обеспечение занятости и самозанятости населения. Также ощутимо увеличим финансирование программы поддержки малого и среднего бизнеса (субсидии, процентные ставки, стартапы, обучение, лизинг). Продолжим субсидирование сельского хозяйства и переработки. Важный вопрос – ипотека. Предполагаем субсидировать до 50% банковской ставки, но только под новое строительство по договорам долевого участия. Также продолжим вкладывать средства в инфраструктуру, строительство дорог. Почему в дороги? Очень просто. Сейчас нефтяники сокращают объем работ. При этом основные предприниматели заняты на бульдозерах и тракторах. Для того, чтобы поддержать их, дорожное строительство – самая подходящая отрасль, к тому же регион остро нуждается в качественных дорогах. Подключим инвестиции, налоговые льготы. Таким образом, получим двойной эффект. Госдума пока не предоставила регионам право по введению налоговых каникул для бизнеса, но в самое ближайшее время в соответствии с федеральным планом у субъекта такие полномочия появятся. И мы уже к этому готовимся.

– Если оценить ситуацию в конкретных цифрах, какой эффект в результате реализации вышеназванного плана власти региона планируют получить?

– Предполагается, что в результате реализации плана, кроме достижения поставленных целей, будут созданы условия для экономического роста в среднесрочной – до 2020 года, и долгосрочной перспективе. У субъекта для этого есть возможности, так как регион не имеет госдолга, значит, может привлекать заимствованные средства для развития, также у нас имеются возможности для привлечения крупных инвесторов.

Мы считаем, что в округе в течение двух – трех лет появится от 1 000 до 1 500 новых рабочих мест, преимущественно во внебюджетном секторе. Сегодня в Ненецком округе проживает 23 тысячи экономически активного населения (люди в возрасте от 18 лет до 60), из них около 16 тысяч – занятых. Как видите, разница составляет 7 тысяч человек. При этом на учете в Центре занятости населения безработными числятся всего 300 человек. Значит, 6 500 граждан – это люди, проживающие в регионе, но не работающие, и те, кто имеет регистрацию на территории субъекта, но фактически здесь не проживает. В настоящее время мы уточняем количество таких граждан.

В результате государственной поддержки в регионе появятся проекты в области птицеводства, увеличится выпуск продукции молочного и мясного животноводства, станет качественно выше переработка оленины, будет налажена переработка рыбы и дикоросов. Новый импульс получит въездной туризм. За счет поддержки индивидуального жилищного строительства мы сохраним темпы возведения жилья, что позволит сократить количество нуждающихся в нем граждан и снизить процент ветхого жилфонда. Кроме того, появятся проекты по переработке полезных ископаемых. Сейчас на территории НАО углеводороды добываются и вывозятся на мировые рынки, в результате регион получает от них прибыль только в виде налогов. Также мы рассчитываем на увеличение доли доходов бюджета за счет внебюджетных источников. Совокупный эффект в результате принятых мер не только переведет экономику региона на новый уровень, но и повысит качество жизни в субъекте.