Вы здесь

Далекая близкая Тельвиска

Автор фильма Александр Усачёв вложил в работу душу

Мудрая и трудолюбивая Тельвиска стала еще ближе. В канун Нового года село получило подарок: талантом режиссера и оператора телеканала «Север» Александра Усачёва создан прекрасный документальный фильм об истории старейшего населенного пункта округа и его сегодняшнем дне.

Символично, что презентация документального фильма «Далекая близкая Тельвиска», а проще говоря, первый его показ совпал с юбилеем села, отпраздновавшего в конце ушедшего года свой 440-летний юбилей. О том, как создавался фильм, о днях прошлых и днях настоящих Тельвиски, нам рассказал создатель фильма Александр Усачёв.

И это все о ней

Фильм «Далекая близкая Тельвиска» был создан в рамках цикла документальных фильмов «Родная земля», повествующего о селах и деревнях округа, их истории. Мы рассказывали, что для этой «коллекции» были сняты документальные фильмы о деревне Вижас, национальном поселке Хорей-Вер, селах Коткино и Нижняя Пёша.

С тельвисочной изюминки мы и начали разговор с оператором. Чем же так его тронуло трудолюбивое, для многих родное, а для других порой загадочное, село.

– Фильм собран из нескольких новелл, рассказов жителей села, представителей определенной эпохи, – рассказывает Александр Усачёв. – Все новеллы идут как повествовательные, плывут по ходу фильма как течение времени. В хронику вставлены человеческие судьбы, рассказы людей о времени, в котором они жили. Если мы говорили в фильме о временах колхоза, то я шел к тем людям, которые тот период застали. А если вспоминали о часовне, то разговаривал с теми, кто ее строил и сейчас опекает. И поступательно переходил ко дню сегодняшнему.

Сложным для создателей стал самый древний и самый интригующий отрезок истории села: период его зарождения. Первое упоминание о селе относится к 1574 году, и понятно, что сыскать старожилов и свидетелей того времени, помнящих времена Пустозерска, а именно его рыбаки и охотники стали основателями Тельвиски, было делом невозможным. Выручили многочисленные архивные материалы, сохраненные усилиями тельвисчан.

Вся история создания Тельвиски и этапов ее развития бережно собирается и хранится в сельской библиотеке. По словам Усачёва, сейчас здесь аккумулировано много ценных архивных документов, которые усилили фильм интересными фактами и сценарными поворотами. Как бы то ни было, но по ходу фильма выяснилось, что даже работникам библиотеки и местной творческой интеллигенции до сих пор не удалось найти объяснение названию села.

– Это большая загадка, мы очень долго над этим вопросом бились, и не один год, если честно, – рассказывает в фильме заведующая тельвисочной библио-текой Раиса Кожевина. – И вроде как получилась Телячья виска, но название многих не устраивает. А если брать слово «тель-тель», то слышится будто бы капель или бубенчик. Но пока это только догадка.

Дорога к часовне

К созданию фильма, вернее, содействию его съемкам, в селе отнеслись со всей серьезностью и традиционной хозяйственностью. Впрочем, как и ко всему, что делается тут ежедневно: будь то выезд на охоту или строительство бани.

Народ в Тельвиске живет упрямый и основательный, чем и славится. Создали в помощь оператору оргкомитет, предложили в качестве рассказчиков старейшин, ныне почетных граждан села. И дело заспорилось, несмотря на то, что народ-то тут на камеру говорить не привыкший.

– Большинство жителей села участвовало в создании фильма с интересом, – вспоминает его автор. – Помогали искренне, шли навстречу, подсказывали. Но ты же понимаешь, что люди в селе скромные, и мне приходилось просто ожидать порой как настоящему охотнику хорошего настроения у человека. Ловить момент, что называется.

Вот один из кадров фильма. Изумительная пожилая супружеская чета Владимира и Анастасии Семяшкиных, ныне они – смотрители часовни Николая Чудотворца в селе Тельвиска.

Несколько лет назад именно по их инициативе в селе была построена часовенка. Владимир Фёдорович, как и большинство тельвисчан (а именно так именуют себя жители села), своими руками построил часовню на краю села.

Рассказывая об этой истории, Анастасия Диомидовна аккуратно разглаживает на столе чуть пожелтевший номер «Няръяна вындер» со статьей моего коллеги под заголовком «Долгая дорога от часовни к часовне». Старые вырезки со статьями из родной газеты то и дело мелькают по ходу фильма в руках тельвисчан. Кстати, по сей день эта замечательная семья Семяшкиных присматривает за часовней и хранит вековые традиции предков для будущих поколений земляков.

Перелистываются на мониторе кадры хроники, чудом «откопанные» создателями фильма в недрах архива телеканала «Север». Вот уникальные моменты первого в истории съезда самоедских советов Малоземельской и Большемельской тундры, прошедшего в далеком 1922 году.

А вот на экране учитель словесности Иван Александрович Димов – автор первой в Советской России методики по обучению ненцев русскому языку и грамоте. Интересуюсь у оператора, часто ли приходилось удивляться, были ли творческие сюрпризы, которых он не ожидал.

– Удивлялся часто за весь год работы, – делится впечатлениями Александр. – Во-первых потому, что очень многое в Тельвиске начиналось впервые. Суди сам, это первая столица национального округа, первая окружная газета «Няръянка» выходит здесь, первые съезды окружных депутатов и представителей самоедских общин, первый рыболовный кооператив в округе, в общем, все было тут впервые. Поэтому я каждый раз удивлялся и не переставал восхищаться этими людьми.

«Орбита», гармонисты и расстояния

На экране мелькают редчайшие архивные кадры строительства первой в Заполярье станции космической связи «Орбита». Шел 1972 год, в округе не было не только телевидения, многие села даже не были еще обеспечены постоянным электричеством. Однако архангельские инженеры, прибывшие в Тельвиску для наладки оборудования, сидя на ящиках только построенной станции, фактически на земляном полу, уже принимают первые сигналы с космического спутника.

Строительство станции космической связи началось, когда в Тельвиске еще не было проведено электричество. Затем работу поддерживали две дизельные станции. Гигантская тарелка «Орбиты» еще стояла в строительных лесах, и молодежь с гармонями прохаживалась посмотреть с интересом на космическое чудо, рассказывает с экрана инженер Валерий Гришин, приехавший сюда из Архангельска в 1972 году молодым инженером, да так сильно полюбивший село, что трудится здесь вот уже 42 года.

– Я за деревню очень рад, как она разрослась сейчас, цивилизация идет, деревня стала раза в три-четыре больше, чем была, – рассказывает в фильме Валерий Иванович. – Народ очень славный, всегда помогут, так принято.

А в новогоднюю ночь 31 декабря 1972 года связисты все-таки сделали жителям села подарок: включили «Голубой огонек». И уже на следующий день мечтой каждой семьи в Тельвиске стала покупка телевизора. Одна печаль, сетует инженер Гришин, телевидение заработало, и гармонистов меньше стало на главной улице села.

– Само название фильма «Далекая и близкая Тельвиска» пришло из моего познавания села, – объясняет автор фильма. – То есть далекая во временном значении: ведь селу 440 лет. И вот она близкая, показываю сегодняшний день. Далекая, потому как в период распутицы до нее не добраться. И близкая, казалось бы, по расстоянию, от города лишь пять километров.

Честно скажу, фильм о старейшем селе округа удался. Это же признали в первую очередь главные герои Тельвиски, его жители, как почетные, пережившие с родным населенным пунк-том немало лет, так и совсем юные, кому еще предстоит создать свою страницу в его биографии.

Много удачных авторских находок. Одна из них – медный школьный колокольчик из местного музея. Вот уже сто лет кряду по традиции звенит он в сельской школе для тельвисочной ребятни: в сентябре перед началом школьного сезона и в конце мая, на выпускном. Жизнь продолжается. С годами Тельвиска становится ближе, и дело тут не в расстояниях, а в сердце.

– Хоть до города и рукой подать, а добраться не всегда просто, – звучит голос автора за кадром в конце фильма. – Одна здесь дорога и зимой и летом: река. Вот и стараются люди проскочить в город на автомобиле как на катере, только брызги в разные стороны, а в багажнике сапоги и бродни, да трос. Главное, правильного фарватера держаться.