В окружном Этнокультурном центре состоялась презентация книги-фотоальбома, рассказывающей об истории традиционной одежды коми-ижемцев, испокон веков проживающих на территории Ненецкого округа.
Фотоальбом получился насыщенным, ярким и красочным. Издание проиллюстрировано фотографиями с колоритными изображениями старинных костюмов, отражающих самобытную коми-культуру. Многие десятилетия эти наряды бережно хранятся у коми-ижемцев в разных уголках нашего округа.
– В 70 – 80-е годы прошлого века коми-культуре не уделяли должного внимания, и люди все реже стали надевать национальную одежду. Но в давние времена одежда матери передавалась дочери, так удалось сохранить старинные костюмы, и именно для того, чтобы это наследие не потерять, мы решили создать такой альбом. В нем собраны фотографии женских нарядов, которые носили в нашем округе, – рассказывает автор фотоальбома Ольга Коцюбанская. – Наш национальный праздник «Визула ю» в 2012 году мы посвятили именно традиционной одежде. Коллективы, приехавшие на мероприятие из поселков округа, привезли с собой старинные наряды односельчан, чтобы представить их на сцене. Все экспонаты мы сфотографировали и включили в альбом. Это издание может стать полезным для специалистов культуры, образовательных учреждений, занимающихся этнической деятельностью. Фотоальбом также призван передать потомкам красоту национальной одежды.
Листая страницы цветного бук-лета, диву даешься, насколько необычными и до мелочей продуманными были наряды коми-женщин. Выкраивая детали костюма, каждая мастерица вносила свою изюминку, чтобы костюм был неповторимым и отличался от других, так они демонстрировали свое умение и мастерство, ведь именно эти качества выше всего ценились в девушке. По костюму можно было узнать, в каком селе живет женщина. Цвета для одежды выбирали спокойные, неброские и в то же время насыщенные, такие же, как и характер коми-народа.
Одежда – отражение культуры
Костюм ижемки состоял из кофты, передника и широкого сарафана, он был до пяти метров по подолу. Девушки носили косоклинные, чтоб подчеркнуть талию, а женщины – прямые и украшали их узором. Кофты были также двух типов. Одна – сос, ее отличали наглухо застегнутый на шее ворот и широкие рукава. Другая – японка, с отложным воротником или вовсе без него, украшенная бисером или стеклярусом, предпочтительно черного цвета с атласными лентами.
Украшали коми-женщину рос-кошные шали из шелка, кашемира или рипса – ими покрывали головные уборы на праздники. Чем длиннее шаль, тем наряднее женщина, концы шали должны были свисать до пят. В повседневной жизни ижемки покрывали голову платками небольших размеров. Кстати, головных уборов тоже было несколько видов, соответствующих возрасту женщины. Замужние носили кокошники, под которыми прятали косы. В праздники надевали расшитые золотыми и серебряными нитями ошувки и повойники. Незамужние девушки волосы заплетали в одну косу и покрывали голову свернутым в валик платком.
Свадебный головной убор назывался юрной. Его шили из красного сукна, украшали бисером, стеклярусом, жемчугом, кусочками рогов, пуговицами, медными блестками. Надевался юрной, когда девушку готовили к венчанию. Ей расплетали косу, распущенные волосы покрывали красной шалью, сложенной треугольником, а поверх ее одевали юрной. В это время девушка должна была плакать по своему девичеству. Считалось, что чем громче и дольше она плачет, тем счастливее будет ее замужняя жизнь. Если же новобрачная сама с этой задачей не справлялась, в дом приглашали плакальщиц, знающих старинные плачи, исполняющих их с душой и проводивших в супружескую жизнь не одну молодуху.
Невеста перед венчанием выходила на крыльцо родительского дома и бросала подругам платок, который носила в девичестве. По поверью следующей замуж должна была выйти та девушка, которая поймала платок.
Родители отдавали свою дочь жениху тоже через платок. Во время венчания новобрачные держались не за руки, а за разные концы одного платка.
В каждой семье платок ценили, считали его связью рода и передавали по женской линии от матери к дочери. Если в семье было несколько дочерей, его разрезали на равные части.
– Эта роскошная шаль досталась мне от моей мамы, а ей от ее мамы. С этой шалью связана интересная история. Зажиточную семью, из которой была моя мама, раскулачили, отобрали все ее наряды, сарафаны, головные уборы. И лишь этот платок мама успела вовремя передать жене моего дяди, она и сберегла этот платок, а потом снова вернула маме. Перед смертью мама рекомендовала невестке разрезать шаль на четыре части и отдать его дочерям и внучкам. Но невестка не посмела сделать этого, сохранила платок в целости и отдала его мне, когда я вышла в самостоятельную жизнь. Иногда мы достаем его, чтобы вспомнить историю нашей семьи или сфотографироваться, – рассказывает историю своей семейной реликвии Анисья Чуклина.
– Мне тоже досталось много маминых вещей, – демонстрирует раритетные вещи Ольга Артеева. – Сохранился юрной, сос, ошувка и, конечно, рипсовый платок. Он принадлежал моей бабушке по материнской линии Анне. Бабушка была финкой. Мой дед Иван увидел ее, когда приезжал в Финляндию торговать мехами. Влюбился в красавицу с первого взгляда и увез с собой. Языковой барьер им не мешал – бабушка быстро выучила коми-язык, переняла традиции коми-народа. Вот такая история нашей семьи и этого платка. Он уже начал ветшать, тлеть от времени, хотя я его очень берегу, а вот цветы, которыми он расшит, до сих пор остаются яркими.
Музейный экспонат
Зимняя верхняя одежда коми-ижемцев схожа с ненецкой. В основном, это малицы и совики. У многих женщин были жакеты, шитые из сатина и байки, украшенные бахромой и стеклярусом. В фондах Ненецкого краеведческого музея хранится шикарная шуба. Доподлинно известно, что принадлежала она коми-ижемке, правда не известно, из какой тундры привезена. В учетной документации сказано: «Пась – шуба-коми, шуба на енотовом меху, верх шелковый, наряд северной женщины». Наряд очень богатый, об этом говорит и енотовый мех, и натуральный китайский шелк. Она напоминает наряды русских женщин позднего средневековья. Сейчас этот экспонат находится на реставрации. Еще одна подобная шуба сохранена в Национальном музее Республики Коми, она шита из лисьего меха и так же облицована китайским шелком. Известно, что коми-ижемцы занимались многими видами хозяйства: оленеводством, рыболовством, охотой, торговлей, были очень зажиточными людьми. Ездили не только на северные ярмарки, но и в Нижний Новгород, где закупали платки и ткани для пошива одежды. Выбирали благородные материалы, сочные цвета – это говорит об эстетическом чувстве коми-народа. В наших северных, не богатых красками краях женщинам хотелось ярких цветов, поэтому на праздниках они пытались предстать во всем великолепии.
– Мой костюм отличается от остальных. Посмотрите – здесь нет ярких красок. Этот цвет называется «цвет ягоды», он очень сдержанный и величавый, так одевалась моя мама. Отец не вернулся с фронта. После этого мама не надевала ярких сарафанов, выбирала темные цвета. В детстве и я чаще всего надевалась в темное, подражая маме, – вспоминает Серафима Адаменко.
Продолжение следует
Объем изданного альбома не позволил рассказать о всей традиционной одежде коми-ижемцев, но работа на этом не заканчивается. В дальнейших планах создание еще одного альбома. Он расскажет об узорном вязании носков и рукавиц, летней обуви, детской одежде, мужском праздничном костюме.
– Сохранить культуру непросто. Нам, потомкам коми-ижемцев, не надо стесняться и хотя бы по большим праздникам надевать свою традиционную одежду. Так мы сможем сохранить свою культуру и рассказать о ней другим, – завершила вечер Ольга Коцюбанская.