Вы здесь

Новая эра газовой безопасности

Любой из нас в определенной степени имеет представление о взрывоопасных предметах. Однако по своей беспечности люди часто забывают, что, предположим, природный газ, который сегодня используется для приготовления пищи почти в каждой квартире – это очень опасное взрывчатое вещество, требующее соблюдения особых мер безопасности.

К сожалению, опасность взрыва газа может подстерегать даже самых добропорядочных и аккуратных граждан. Поставила, например, хозяйка кастрюлю на плиту и нечаянно уснула. Вода закипела, залила конфорку, а дальше уже – дело случая...

В последние годы случаи взрывов бытового газа в домах россиян участились, поэтому Правительство РФ вынуждено было обратить более пристальное внимание на проблемы технического обслуживания внутридомового и внутриквартирного газового оборудования (ВДГО и ВКГО).

В результате родилось постановление, которым были утверждены правила пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании ВДГО и ВКГО. Специалисты называют этот документ революционным и связывают с его реализацией наступление новой эры в обеспечении безопасности газопотребления.

Снимает ли сегодня документ с длинным названием «О мерах по обеспечению безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутри-квартирного газового оборудования» многие вопросы, которые не были полностью прописаны в ранее приятых нормативных актах?

На этот и другие вопросы мы попросили ответить главного инженера ОАО «Нарьян-Марокр-газ» Николая Колосова.

Революция
без потрясений

– Для специалистов появление столь долгожданного постановления является важным событием, – говорит Николай Семёнович. – Нормы документа, наконец, четко расставили все акценты в вопросах разграничения ответственности абонента и поставщика услуги. Исчезли все ненужные разночтения и двусмысленные толкования. В документе теперь есть понятия «исполнитель» и «заказчик», оговаривается, что техническое обслуживание делает газораспределительная организация – ГРО, которая транспортирует газ по своим либо по арендованным сетям и доводит его до потребителя. На ГРО лежит вся ответственность за обязательное заключение договора. Но государство высказалось максимально четко, обязав также и абонента заключать соответствующее соглашение. Порядок определен достаточно жестко, оговорены сроки, и при нарушении условий подписания любая из сторон имеет право обратиться в суд, который может понудить «исполнителя» или «заказчика» заключить договор.

Техническое обслуживание – обязанность ГРО

– То есть в новом документе прописано, что обязан сделать потребитель газа и что обязаны сделать для него...

– В постановлении определено, что единственной организацией, на которую возложена обязанность выполнять техническое обслуживание газового оборудования, является ГРО. То есть никакие другие организации малого бизнеса не могут здесь выступать в роли исполнителя данных видов работ. Хочу сказать, что в отличие от многих регионов России, в Ненецком округе всегда данные работы выполнялись ОАО «Нарьян-Марокргаз». В этом немалая заслуга и предыдущих руководителей общества: В.П. Березина, Ю.С. Полухина, В.А. Хабарова.

Для выполнения работ по техническому обслуживанию ВДГО и ВКГО была создана и в настоящее время функционирует служба внутридомового газового оборудования, которая укомп-лектована аттестованными слесарями и мастерами. Вопросам безопасности газоснабжения и исполнения наших обязательств перед абонентами всегда уделялось серьезное внимание. В новом документе сформулирована также и ответственность сторон договора на ТО ВКГО перед жилищной инспекцией, которая является третьей стороной в спорах между абонентом и газорас-пределительной организацией.

Работа над правилами

В рамках постановления в адрес различных федеральных органов были сделаны указания для разработки документов, необходимых для выполнения договоров. В частности, Федеральной службе по тарифам было предложено разработать и утвердить расчет стоимости технического обслуживания. Ведь вопросы оплаты услуг касаются каждого человека.

– Николай Семёнович, можно ли сегодня говорить о том, какова будет стоимость услуг? В регионах она будет разной?

–У каждого субъекта есть определенные расходы. И хотя коренным образом стоимость услуг не будет отличаться, но индивидуальные особенности регионов будут учитываться. Раньше для расчета стоимости услуг мы пользовались методикой, разработанной ОАО «ГипроНИИгаз». Кто-то применял другие нормы. Единообразие в данном вопросе упростит отношения с заказчиками, станет легче разбираться в спорных ситуациях. Важно, что цены будут устанавливаться в соответствии с методиками ФСТ, и стоимость услуг ни в коем случае не может быть произвольно изменена в договоре с абонентом.

А договор заключать надо

Порядок заключения договоров, который описан в постановлении, имеет несколько различных вариантов, его может заключить как ГРО, так и сам абонент. В договоре определена мера ответственности каждой из сторон.

– А может ли ГРО прекратить подачу газа абоненту, даже не ставя его в известность?

– Приостановка газоснабжения без уведомления заказчика осуществляется в случае, если есть утечка газа, когда отсутствует тяга в дымоходах или несправно устройство, автоматически отключающее подачу газа, а также при несанкционированном подключении газового оборудования. Но при отключении уведомляется жилищная инспекция. Она проверяет эти факты и выписывает предписание об устранении.

Газовик станет другом?

– Работа по техническому обслуживанию в ОАО «Нарьян-Марокргаз» организована так, что специалисты общества могут прийти к абонентам домой и в вечернее время, и в выходные дни, то есть как им будет удобнее, – отмечает Николай Семёнович. – Хочу подчеркнуть главное: заключение договора на техническое обслуживание ВДГО – это теперь прямая обязанность абонентов, причем вне зависимости от того, хочется кому-то это делать или нет. А связаться с нами и выяснить все детали можно по телефону 4-19-39.

Бывает очень непросто найти владельцев квартир, сдающих жилье или уехавших за пределы округа. В итоге опасности подвергаются люди, живущие по соседству. И в этих вопросах помощь управляющих компаний и представителей местной власти нам крайне необходима. Наши специалисты должны не только хорошо работать с ВДГО, но и уметь общаться с людьми. Сейчас идет большая работа по замене договоров на документ нового образца. У нас более 12 тысяч абонентов. Нужно всех оповестить, договориться, чтобы дверь вовремя открыли, проверить оборудование и подписать договор. В сознании людей должно прочно войти, что газовик – это друг абонента. И приход газовика в дом – это не снег на голову, а планомерная системная работа.

Главная опасность таится в дымоходах

– Мы в своей работе постоянно сталкиваемся с беспечностью многих абонентов к собственной безопасности. Люди эксплуатируют технически неисправные котлы, газовые плиты. Надо понимать, что сам факт заключения договора не обеспечивает автоматически безопасность при пользовании газом. Необходимо проводить технические работы, определив дату посещения специалиста. Причем, кроме газового оборудования необходимо проверять и состояние дымо-вентиляционных каналов, их надежность. Ведь обязанность следить за их состоянием возложена на абонентов и управляющие компании.

Предприятие или лицо, выполняющее осмотр и ремонт дымо-вентиляционных каналов, должны иметь лицензию. К сожалению, в нашем округе таких предприятий нет. Осмотр в течение года должен выполняться три раза: до начала отопительного сезона, в течение него и после его окончания. И это не прихоть, а острая необходимость, обеспечивающая безопасность абонента. Плохое состояние дымохода может явиться причиной отравлений угарным газом. Данная часть работ нам не подконтрольна и не является объектом деятельности ГРО. Поэтому за состояние дымоходов отвечает сам жилец либо управляющая компания.

Нужен ли счетчик?

– Николай Семёнович, сегодня часто звучит вопрос: а нужно ли устанавливать газовый счетчик?

–Установка счетчиков – это экономическая целесообразность и необходимость, в первую очередь, для самих абонентов. Весь мир давно живет по приборам учета, а не платит за газ по нормативу. Нормативная система себя изжила и не соответствует современным требованиям. Федеральное законодательство обязывает абонентов устанавливать счетчики газа. Оплата потребленного газа по счетчику серьезно отличается в сторону уменьшения. Установка прибора окупается в течение двух-трех лет, если, конечно, кроме плиты в доме используются и отопительные котлы.

Фото автора

Заключение договора на техническое обслуживание внутридомового газового оборудования (ВДГО) – это теперь прямая обязанность абонентов, причем вне зависимости от того, хочется кому-то это делать или нет. А выяснить все детали можно по телефону 4-19-39.