Сентябрь – время начала очередного отопительного периода, в Ненецком округе длящегося, как правило, до середины июня следующего года. На протяжении всего этого времени в жилых домах должен поддерживаться нормативный температурный режим, без которого невозможно безопасное и комфортное проживание.
В течение всего осенне-зимнего сезона системы теплоснабжения должны работать как часовой механизм, без сбоев. Для этого летом проводятся ремонтно-профилактические работы и испытания оборудования.
По действующим правилам предоставления коммунальных услуг организации, управляющие многоквартирными домами, в отопительный период обеспечивают бесперебойное круглосуточное отопление. Законодательство устанавливает строгие критерии качества обеспечения жителей теплом, а за нарушения при предоставлении этой услуги предусмотрено снижение размера оплаты за нее потребителями и штрафные санкции для юридических лиц и ответственных должностных лиц.
Если обратиться к самому понятию «отопление», то этим словом обозначается подача тепловой энергии по централизованным сетям теплоснабжения и внутридомовым инженерным системам отопления. Тепловая энергия должна поступать в дом в таком состоянии, чтобы обеспечивалось поддержание нормативной температуры воздуха в отапливаемых помещениях.
Согласно действующим нормативным документам (Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354, а также «СП 131.13330.2012 г. Свод правил. Строительная климатология. Актуализированная редакция СНиП 23-01-99*») практически вся территория Ненецкого автономного округа относится к районам, для которых установлены повышенные нормативы по отоплению. Для всех населенных пунктов округа температура для жилых помещений домов, отапливаемых при помощи сетей централизованного теплоснабжения, должна составлять не ниже +20°С, а в угловых комнатах – не ниже +22°С. Исключением является район Канин Нос, где эти нормативы ниже на 2°С.
Критерии качества отопления для других помещений домов определяются по ГОСТу Р 51617–2000. «Жилищно-коммунальные услуги». Общие технические условия. Например, для кухни или санузла – не ниже +18°С, для ванной или совмещенного санузла – не ниже +25°С, а в отапливаемой лестничной клетке подъезда многоквартирного дома температура должна быть не ниже +16°С.
Снижение нормативной температуры в ночное время суток (с полуночи до пяти часов утра) допускается не более чем на 3°C, в дневное время (с пяти утра до полуночи) снижение температуры воздуха в жилом помещении не допускается.
Конечно, на практике бывают такие ситуации, когда батарея системы отопления настолько горяча, что к ней даже невозможно прикоснуться, но в квартире все равно холодно, так как все поступающее в квартиру тепло уходит через щели в окнах, дверных косяках или через пол. Поэтому вышеприведенные нормативы по температуре применяются при одновременном условии выполнения мероприятий по утеплению отапливаемых помещений.
В квартирах эти мероприятия выполняют, как правило, собственники, а в местах общего пользования – управляющие организации.
Также на практике возникают ситуации, когда в течение отопительного сезона требуется на время произвести отключение системы теплоснабжения, например, для проведения неотложных ремонтно-восстановительных работ вследствие аварии.
Законодательство допускает возможность кратковременных перерывов теплоснабжения жилищного фонда в течение отопительного периода. Однако при этом продолжительность едино-временного отключения систем теплоснабжения в жилом здании не должна превышать 16 часов, а если температура в жилых помещениях опускается ниже +12°C, то еще меньше. Суммарная продолжительность отключений в течение месяца не должна превышать 24 часов.
При наличии претензий по качеству предоставления коммунальной услуги отопления необходимо обратиться в аварийно-диспетчерскую службу управляющей организации. Телефоны этой службы должны размещаться на видных местах в подъездах домов. Если такие обращения остаются безрезультатными, можно подать жалобу в Государственную инспекцию строительного и жилищного надзора Ненецкого автономного округа.
С конца августа 2015 года в Госстройжилнадзоре НАО работает горячая линия по вопросам начала прохождения отопительного периода 2015/16 годов. Подобные горячие линии по поручению главного государственного жилищного инспектора РФ А.В. Чибиса организованы во всех органах государственного жилищного надзора на территории России.
Если граждане в своих телефонных обращениях сообщат о нарушениях законодательства, связанных с низким качеством отопления, Инспекция организует внеплановую выездную проверку. А при необходимости принятия неотложных мер по вопросам надежности теплоснабжения полученная информация будет незамедлительно передаваться для рассмотрения в органы местного самоуправления.
Сергей Абрамовский,
заместитель начальника Госстройжилнадзора НАО
Горячая линия
Обращения на горячую линию сотрудники отдела госжилнадзора и лицензионного контроля принимают в рабочие дни с 8.30 до 12.30 и с 13.30 до 17.30 по телефонам: 2-10-97 и 2-19-33.