Вы здесь

Горячие проблемы

В стабильной работе ПОК и ТС заинтересованы все и власти, и горожане

Для кого-то лето – это пора безмятежного отдыха. А для работников Нарьян-Марского муниципального унитарного предприятия объединенных котельных и тепловых сетей летний сезон – это время интенсивной работы по подготовке к осенне-зимнему сезону.

В одном из недавних номеров нашей газеты заместитель губернатора Ненецкого автономного округа – руководитель Департамента строительства, жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и транспорта НАО Алексей Кайдалов выразил обеспокоенность сложным финансовым состоянием этого жизненно важного для окружной столицы предприятия.

Чтобы прояснить ситуацию, мы обратились к начальнику Управления экономического и инвестиционного развития администрации Нарьян-Мара Елене Сочневой. Она рассказала, что ситуация с финансами в ПОК и ТС, учредителем которого является муниципальное образование, сложилась, действительно, непростая. Но, по ее мнению, причин для паники нет.

Елена Сочнева напомнила, что по результатам экономической деятельности в 2013 году ПОК и ТС получило прибыль. А в 2014 году убыток составил 222 миллиона рублей.

Казалось бы, цифры прошлого года – пугающие, однако, не все так просто. Эта огромная сумма отразила ситуацию, которая складывалась на протяжении нескольких лет, когда управляющие компании в Нарьян-Маре, получая деньги за коммунальные услуги от жильцов многоквартирных домов, злостно не расплачивались с поставщиками этих услуг.

Руководство Нарьян-Мара и самого предприятия пытались принимать меры, чтобы взыскать эту задолженность: обращались в правоохранительные органы и в прокуратуру, прошли все досудебные и судебные процедуры.

К сожалению, как отметила Елена Сочнева, это не дало ожидаемых результатов, поскольку прорехи в федеральном законодательстве допускали ситуацию, когда недобросовестные руководители управляющих компаний могли не платить и уходить при этом от ответственности.

И даже когда удавалось доводить дело до банкротства этих компаний, у них не оказывалось средств и имущества, на которые можно обратить взыскание.

И в 2014 году, по правилам ведения бухгалтерского учета, эта задолженность, которую невозможно взыскать в течение длительного времени, была списана в так называемый «резерв по сомнительным долгам». То есть, у предприятия фактически отсутствовали оборотные средства.

По финансовым волнам

В первом квартале 2015 года ПОК и ТС по основным видам деятельности получило прибыль в 15 миллионов рублей.

Кроме того, на основании методических рекомендаций Минэкономразвития и Минстроя РФ была проведена оценка эффективности работы предприятия по многим показателям.

Как рассказала Елена Сочнева, анализ показал, что услуги населению муниципальное предприятие оказывает «в надлежащем объеме и с надлежащим качеством». Его работа в 2014 году была оценена как эффективная, но требующая доработки по отдельным направлениям деятельности.

Тем не менее, ситуация остается сложной, хотя долги перед поставщиками ресурсов постепенно уменьшаются, и на 3 июня 2015 года, по данным предприятия, составляют 88,3 миллиона рублей. Руководство ПОК и ТС сумело наладить с партнерами конструктивные отношения и гасит долги.

Чтобы решить проблему, руководство Нарьян-Мара провело значительную работу по «расщеплению платежей». В многоквартирных домах были проведены собрания собственников, где принимались решения о новом порядке оплаты коммунальных услуг – не через счет управляющих компаний, а напрямую ресурсоснабжающим организациям.

Работа находится в завершающей стадии, на новый порядок оплаты перешли уже более 90 процентов жильцов из 418 многоквартирных домов Нарьян-Мара.

Это дало положительные результаты. С марта на счета предприятия стали регулярно поступать платежи от граждан, что позволило лучше планировать его работу. Есть все основания рассчитывать на то, что ситуация выправится.

Правда, как отметила Елена Сочнева, в последние годы, когда жильцы постоянно сталкивались с недобросовестностью управляющих компаний, платежная дисциплина снизилась – собираемость упала с 95 до 80 процентов.

Городские власти оказывают предприятию и другие виды поддержки. Недавно, по решению горсовета, предприятию была оказана финансовая помощь в виде субсидии на погашение просроченной задолженности за энергоресурсы в размере 8,3 миллиона рублей, чтобы восстановить платежеспособность муниципального учреждения. Это позволило несколько снять остроту проблемы.

Елена Сочнева рассказала и о том, что на ближайшую сессию горсовета будет вынесен вопрос о прогнозном плане приватизации городского имущества, а именно об акционировании МУ ПОК и ТС. При этом собственником всего пакета акций станет муниципальное образование.

В будущем это позволит привлечь дополнительные средства путем выпуска новых акций. Кроме того, появится возможность получать софинансирование из федерального бюджета на модернизацию объектов коммунальной инфраструктуры Нарьян-Мара.

Решающее слово за городскими депутатами. Однако и в случае их положительного решения процесс акционирования предстоит сложный и займет довольно много времени.

В лучшем случае, процедура будет завершена в 2016 году, отметила Елена Сочнева.

Предприятие работает по плану

О производственной деятельности ПОК и ТС рассказала его директор Наталья Бетхер.

– Ничего катастрофического в сегодняшней экономической ситуации мы не видим, – говорит Наталья Бетхер. – Наше предприятие уже несколько лет работает в таком режиме. Каждый день я подписываю пачку документов с претензиями к должникам. К сожалению, некоторые управляющие компании продолжают всячески затягивать оплату долгов. Даже после решения суда подают кассационные и апелляционные жалобы, зная, что все равно проиграют. Однако затягивают таким образом процесс на полгода. Среди главных должников – ООО «УК Служба заказчика» и УК «Нарьян-Марстрой».

С 1мая управляющие компании стали работать по лицензии, и появилась новая возможность на них влиять. В ближайшее время мы планируем обратиться в Госстройжилнадзор НАО с просьбой дать оценку недобросовестным плательщикам. Надеюсь, что такой метод окажется более действенным.

Продолжаем работать и с гражданами, которые не платят за коммунальные услуги. Здесь тоже найдено новое очень эффективное решение. Мы приобрели прибор «Терминатор». Это заглушка, которая ставится в канализационный сток квартиры неплательщика. Как правило, после установки такого прибора накопившиеся долги в десятки тысяч рублей оплачиваются в тот же день.

Главная проблема, которую создают финансовые трудности – это отсутствие оборотных средств. Решить ее нам помогают окружные и городские власти. По соглашению с округом мы уже получили субсидию в размере 10 миллионов рублей.

Подали заявки на выделение субсидий еще на 65 миллионов рублей – на подготовку к осенне-зимнему сезону городских сетей, и на 26 миллионов рублей – на подготовку сетей в Кармановке, которые эксплуатирует «Нарьян-Марстрой».

Отмечу, что в прошлом году проведено ремонтных работ на 56 миллионов рублей.

– Сейчас составлен график проведения летних работ. Закупается оборудование и материалы. Нет ни малейшего сомнения, что все у нас получится, как запланировали, – подчеркнула Наталья Бетхер.