Вы здесь

По старому фарватеру к новым берегам

Идет перевалка строительных грузов

Раньше обычных сроков освободилась ото льда Печора. Уже 20 мая открылась речная навигация, а 1 июня – морская. И сразу же пошли суда в Нарьян-Марский порт. К середине июня уже доставили груз в окружную столицу два морских судна и семь барж, прибывших из города Печора.

Работа портовиков организована четко. Морские суда обрабатываются круглосуточно, речные – с 8 до 21 часа. Краны старые, однако службу до сих пор тянут, правда, требуют постоянного присмотра и ухода. Опытные механики оперативно устраняют мелкие поломки – дело для них обычное.

Короче говоря, Нарьян-Марский морской порт работает в привычном ритме. На взгляд стороннего человека и не догадаться, что теперь это уже другое предприятие, точнее, поменявшее собственника. Раньше им распоряжалось Росимущество. Распоряжалось, прямо скажем, так себе: четверть века в поддержание на плаву, не говоря уже о модернизации стратегического объекта, федеральное ведомство не вложило ни копейки. Что ему заботы отдаленного региона? И, доведя порт до убыточного состояния, приняло решение включить в план приватизации 2014-2016 года.

Предложение передать морской порт в собственность Ненецкого округа понимания у московских чиновников не нашло. Вот и выставили его на аукцион, в котором субъект Федерации не имеет права участвовать. В кошмарном сне можно представить, что нашелся бы очередной «эффективный собственник», который бы распродал по цене металлолома имущество предприятия, десятки лет служившее единственным транспортным узлом, через который Ненецкий округ летом и осенью доставляет все необходимое для существования с Большой земли.

Выход руководители округа нашли. Палочкой-выручалочкой стала Ненецкая нефтяная компания, которая в конечном счете, и стала новым владельцем Нарьян-Марского морского порта. Новым директором предприятия назначен Ян Врублевский.

Вся его трудовая биография связана с портовым хозяйством. Начинал он ее групповым механиком одного из питерских портов. Работал в Ленинградском лесном порту, в ОАО «Санкт-Петербургский морской торговый порт», генеральным директором Северо-Западного контейнерного терминала.

Посмотрим на расклад. Карты поначалу были не ахти какие. Долги Нарьян-Марский морской порт накопил за годы федерального управления большие – свыше 70 миллионов рублей. Все счета предприятия были арестованы, а кредиторы раз за разом подавали в суд, грозя предприятие обанкротить.

Новый собственник первым делом закрыл эту проблему, выделив на санацию счетов и погашение долгов в рамках финансового оздоровления 60 миллионов рублей. С их помощью удалось погасить основную часть просроченных платежей, в том числе по налогам, сборам и отчислениям в государственные фонды. Это позволило снять с «шеи» предприятия финансовую удавку и избавиться от нерациональных трат, разблокировать счета и осуществлять финансовую деятельность в нормальном режиме. Достаточно сказать, что только пени за неуплату отчислений в Пенсионный фонд составили миллионы рублей.

Главный козырь, считает Ян Врублевский, – рост объемов переработки грузов. В 2015 году порт переработал 134 тысячи тонн груза, это на 65 процентов больше, чем в предыдущую навигацию. Предварительные подсчеты показывают, что в 2016 году получится переработать в Нарьян-Марском порту порядка 150 тысяч тонн.

Как и в предыдущие годы готовится к навигации плавкран, который обеспечивает переработку грузов для нефтяников на Варандее. Значимую добавку может дать еще один плавкран, долгое время простаивавший в Архангельском порту. Сейчас идут переговоры с несколькими заинтересованными в его аренде компаниями.

Есть и еще один резерв. Не секрет, что некоторые предприниматели каждый год организуют разгрузку прибывающих из Печоры барж на разных площадках, которые и причалом-то нельзя назвать. По экспертным оценкам, через них проходит до 100 тысяч тонн груза. А это, по сути, нелегальный промысел.

Нарьян-Марский морской порт ежегодно тратит значительные средства, чтобы пройти установленные государством процедуры, позволяющие содержать свои причалы в соответствии с техническими регламентами и экологическим законодательством и выполнять требования техники безопасности. Понятно, что предприимчивые коммерсанты на всем этом экономят. И при этом нарушают внушительный список законов и правил.

Руководство округа считает, что этой, отнюдь не художественной самодеятельности, пора положить конец. Такое поручение своему профильному заместителю Алексею Кайдалову дал губернатор Игорь Кошин, а конкретные меры обсуждались на недавнем совещании с участием сотрудников прокуратуры и правоохранительных органов.

Причем, как напоминает Ян Врублевский, тарифы на услуги его предприятия устанавливает управление по государственному регулированию цен (тарифов) НАО, они сформированы с минимальной рентабельностью в 5 процентов. Стоимость услуг на погрузо-разгрузочные работы получается в разы меньше, чем на Большой земле. Это, конечно, все-таки больше, чем даром, но если кто-то хочет конкурировать с портом, который теперь принадлежит округу, то делать это нужно в честной конкурентной среде и по закону.

Ян Вадимович надеется, что проблема будет решена, и Нарьян-Марский морской порт сможет выйти на уровень обработки грузов в 250 тысяч тонн, что позволит ему добиться стабильного уровня работы и начать вкладывать деньги в реконструкцию предприятия.

Сейчас объявлен конкурс на разработку проектной и рабочей документации по реконструкции порта. Еще раньше была подготовлена необходимая для этого декларация о реконструкции порта, ее согласовали с Росморречфлотом. В документе отражены этапы проекта: реконструкция крытых складов, открытых площадок и строительство причала № 5, оснащенного новой техникой, кранами и с возможностями обеспечить клиентам хороший сервис.

Процесс проектирования займет около года и обойдется в круглую сумму. Но другого варианта нет – Ненецкому округу нужен современный порт, способный оперативно переработать сотни тонн груза, оказывать услуги. И уже большой шаг вперед, что такая возможность у округа появилась. Раньше и ее не было.

Остается еще одна важная проблема, но решения ее не видно. Уже четверть века на второй по величине европейской реке не ведутся дноуглубительные работы. При советской власти, проплывая на «Ракете» из Печоры в Нарьян-Мар, можно было увидеть десятки землечерпалок и барж с песком. Сейчас фарватер большую часть навигации может пропускать только мелкосидящие суда, а морской канал уже не способен принимать пароходы с большой осадкой.

Проблему пытались сообща решить руководители Ненецкого округа и Республики Коми в рамках межрегиональной программы, но не преуспели, так как проведение дноуглубительных работ относится к полномочиям Российской Федерации, а челобитные из регионов московские чиновники оставили без внимания.

Реки мелеют. И речь идет не только о Печоре. Безусловно, это очень важная река, но разговор о большом количестве рек. Они заиливаются, становятся более грязными.

Проблема за последние годы много раз поднималась на самых разных уровнях, вплоть до самых высоких. Говорилось, что нужно обязательно чистить русла, иначе не миновать экологической катастрофы, и невозможно будет пользоваться средствами речного транспорта. Ставился вопрос о необходимости закупки оборудования для проведения дноуглубительных работ на судоходных реках страны.

Увы, пока все разговоры остаются только разговорами. Даже неловко как-то за облеченных властью и полномочиями людей…