Вы здесь

Край вдохновения

Так называлась поездка по самым знаменитым дворянским гнёздам Подмосковья

Состав группы – исключительно дамы за пятьдесят. Из мужчин – шофёр с длинной до пояса косичкой да юноша с монгольским разрезом глаз.
Когда водитель, обернувшись, спросил, есть ли среди нас пенсионеры, туристки дружно подняли руки. Оказалось, информация нужна была для приобретения льготных билетов в музеи).

Остановка первая: Мураново

Автобус мчит нас, а за окном радужная картина: стада коров, коз, лошадей и стерегущие их пастухи.
Мураново – одно из немногих дворянских гнёзд, не разорённых войнами, революциями, перестройками. Усадьба (или дом поэтов) связана с двумя известными именами: Баратынского Евгения Абрамовича и Тютчева Фёдора Ивановича.
Баратынский – истинно русский поэт, казалось, должен витать в облаках, а оказался рачительным хозяином. Высаживал деревья, ухаживал за парком, изготавливал кирпичи для хозяйских нужд. В то же время начал собирать философскую энциклопедию на французском языке, которая очень пригодилась впоследствии Тютчеву – дипломату, цензору. Это он, великий русский поэт, для которого поэзия была всего лишь для души, отказал, будучи цензором, в издании «Капитала» Карла Маркса на русском языке: «Пожалуй рановато для России».
Вот так-то. Кроме того, Фёдор Иванович обладал уникальной памятью.
Дом видел цвет русской интеллигенции XIX века, прочувствовал дух поэзии ушедшей эпохи. История таких известных родов России, как Энгельгардты, Баратынские, Тютчевы самым тесным образом связана с музеем-усадьбой Мураново имени Фёдора Тютчева.
Усадьба отличается богатым внутренним убранством. Впервые здесь я встретилась с понятием «каминная» мебель, которая отлично сочеталась в интерьере с белым камином. «Камины служат только для красоты, для тепла от них мало толку», – считалось в XIX веке. А как в нынешнем столетии? Не знаю. Не грелась, не любовалась, не растапливала.
Хозяева же усадеб XIX века удовольствия топить камин никому не уступали, наслаждались сами. Оказывается, после грандиозных событий (война 1812 года, восстание декабристов) дворяне искали смысл жизни в изящном быте, хорошем вкусе, в поэтической, музыкальной домашней атмосфере. Чай в те времена считался дорогим напитком, прислуге заваривать его не доверяли, а кофе до 1812 года вообще популярностью не пользовался.
Стены мурановской усадьбы слышали голоса Ф. И. Тютчева, Н. В. Гоголя, Дениса Давыдова, С. Т. Аксакова, В. Ф. Одоевского, А. Н. Майкова, Я. П. Полонского.
Проходя по комнатам этого уникального дома, ощущаешь, что всё так и было много-много лет назад. Те же часы, картины, мебель, тот же воздух аристократии, интеллигентности, духовности. Рядом с удобством и практичностью – красота и торжественность. Здесь, в старинной русской усадьбе, особо остро чувствуется, как искусство глубоко проникает в быт, который своей изящностью и простотой поднимается до уровня искусства.
Выходит, что у современного дизайна глубокие корни, и не исключено, что интерьер нынешних домов и квартир будет изучаться нашими потомками. Отражает ли он дух, проблемы и суть нашего времени, как когда-то интерьер усадеб XIX века? Ведь дом – это место откуда человек смотрит в мир, пытаясь осмыслить процессы, происходящие в конкретной стране и во всём мире.
А нам, сегодняшним жителям России, насладиться, понять и почувствовать время можно только в настоящих дворянских усадьбах, таких как Мураново. Цель моего очерка – не описать всё детально и скрупулёзно, а добиться, чтобы читателю захотелось всё увидеть своими глазами, проникнуться к красоте, атмосфере XIX века. Тем более что сохранившиеся усадьбы воплощают в себе жизнь, вкусы и идеи своего времени искренне, тепло и талантливо.

Музей-усадьба Абрамцево

Абрамцево – это место, где Аксаков написал сказку «Аленький цветочек», Гоголь впервые прочитал «Мёртвые души», Репин создал своё знаменитое полотно «Не ждали», Серов очаровательную «Девочку с персиками», а Васнецов «Алёнушку» и «Богатыри». Иван Сергеевич Тургенев просто приезжал в гости.
На стенах уникальной усадьбы с затеями висят подлинники Поленова, Сурикова, а камины украшены руками Врубеля.
Среди владельцев усадьбы – люди яркие и неординарные: Сергей Тимофеевич Аксаков и Савва Иванович Мамонтов.
Девизом обитателей и гостей дома были слова: «Жить деятельно, художественно, ярко, искать свой, русский стиль в искусстве».
Вообще-то Аксаков, несмотря на то, что написал одну из лучших русских сказок, был матёрым чиновником, занимал высокие посты на государственной службе. Ему было 52 года, когда он купил Абрамцево и только тогда начал заниматься писательской деятельностью. Воспитали с женой десять детей, которые стали в своё время известными людьми.
Усадебная жизнь помогла стать Аксакову писателем. А что? Тишина, покой, домашним хозяйством заняты слуги… Пиши, твори, созидай в этом прекрасном уединённом уголке.
Так что и ты, уважаемый читатель, даже после пятидесяти, вышивай, сочиняй, кулинарствуй, пой, танцуй, ищи и находи себя.
В то время был распространён термин «аксаковская репутация», что значит честность, порядочность, равнодушие к материальным благам (ну, это понять можно: усадьба роскошная и уютная. Цены на ЖКХ не зашкаливают, счётчики не тикают).
Несмотря на то, что Аксаков начал писать поздно, прославиться он успел при жизни, публика его сочинения принимала восторженно.
Многочисленные знаменитые гости Аксаковых спорили, рассуждали, верили в великое будущее России (интересно, соответствуем ли мы их представлениям о нас, о потомках? Устроило ли их наше настоящее, то есть их будущее?).
Знаем, что Абрамцево – обычное дворянское поместье, оставило мощный след в культуре России середины XIX века. Благодаря тонкому вкусу, личностному обаянию, прекрасному литературному языку одного из его владельцев – Аксакова Сергея Тимофеевича – страстного во всём, за что бы он ни брался.
После смерти писателя Абрамцево приходит в запустение до тех пор, пока не было продано Савве Ивановичу Мамонтову, крупному промышленнику, строителю железных дорог, известному меценату, с фигурой ладной, богатырской. Мамонтов также обладал талантами музыканта, певца, скульптора, художника, драматурга, актёра, режиссёра.
Как это всё могло ужиться в одном человеке? Диву даюсь. Чуть позже я поехала по железной дороге, которую строил Мамонтов. Путь мой лежал в Каргополь через Няндому. Так вот, имя Мамонтова в Архангельской области священно. Это он построил Северную железную дорогу, населённый пункт Няндома, в котором дома были с ваннами, горячей и холодной водой. И это почти век назад! Кроме того, Мамонтов строил вагоностроительные и судостроительные заводы, а также чугунолитейные, горнорудные, лесопромышленные предприятия.
В 1870 году Мамонтовы купили Абрамцево. Купили дорого, очень уж понравилось живописное место, а ещё больше «аксаковский дух», которым спустя годы всё ещё дышал знаменитый дом.
У Саввы Ивановича была одна потаённая мысль: превратить Абрамцево в один из культурных центров России, где можно было бы деятельно, художественно жить. Кто только ни бывал у Мамонтовых в Абрамцеве: Репин, Врубель, Поленов, Васнецов, Антокольский, Серов. Все были тепло приняты, вкусно накормлены, вдохновлены на творчество.
«В Абрамцево хозяева были свободны в создании своей модели жизненного пространства в соответствии с собственными представлениями», – прочитала я в одном из путеводителей. Ну что же, оно и понятно. Мамонтовы – люди далеко не бедные, вот и создали своё пространство, как оказалось, и для нас тоже: любуемся, чуть-чуть завидуем, бережно храним.
В 1887 году в столовой абрамцевского дома молодой, двадцатидвухлетний В. А. Серов написал портрет двенадцатилетней дочери Мамонтовых Веры, и … в историю русской живописи навечно вошла картина «Девочка с персиками».
У Мамонтовых родилось пятеро детей: Сергей, Андрей, Всеволод, Вера, Александра, первые буквы их имён составляют имя отца – Савва. Это не случайность, а символ особой семейной цельности и ценности, абсолютного авторитета, преклонения, уважения и преданности Савве Ивановичу Мамонтову.
Усадьба жила разнообразной, интересной жизнью: домашние спектакли, первая в России частная опера, музей народного искусства. Была открыта лечебница, школа, столярная мастерская.
Савва Иванович имел способность возбуждать и создавать вокруг себя энтузиазм. Вот и во мне Савва Мамонтов пробудил огромное желание узнать о нём побольше и этим знанием поделиться с тобой, мой преданный читатель.
Впоследствии, в разные годы, в Абрамцево располагался Дом отдыха, в годы Великой Отечественной войны – госпиталь. Сейчас это Государственный историко-художественный и литературный музей-заповедник «Абрамцево», который живёт яркой, насыщенной жизнью.
… В этой поездке мне запомнились слова гида: «Повлиять на возраст мы не можем, а вот на внутреннее духовное развитие – вполне».
Вот и едут на экскурсии дамы серебряного возраста… молодеть хотя бы душой.

Татьяна Окладникова