Вы здесь

Глубина не гарантирована

В порту Нарьян-Мара ведется разгрузка теплохода «Балтийский»

Проблема обмеления Печоры вновь обострилась. В конце июля уровень воды в реке опустился ниже нормы. Как и год назад, Печорский речной порт временно прекратил отгрузку строительных грузов в направлении НАО. В связи со сложившейся ситуацией специалисты Нарьян-Марского морского торгового порта рекомендуют перевозчикам оперативно переключиться на более надежную транспортную схему Архангельск – Нарьян-Мар.

Отправка барж с крупными строительными грузами из Печорского речного порта для нашего округа была приостановлена во второй половине июля. Начальник погрузочно-разгрузочного района Нарьян-Марского торгового порта Константин Конев, к которому мы обратились за комментариями, разъяснил, что вместо необходимых 130 сантиметров уровень воды в реке в районе торгового порта города Печора сейчас опустился до 120 сантиметров. Грузы в порту в Коми отгружаются, но баржи в путь не выходят. Не рентабельно.

– Отгрузка строительных грузов и отправка барж по Печоре при таких уровнях воды становятся экономически невыгодными, – объясняет Константин Пет-рович. – Причина в высокой стоимости дизельного топлива. По самым оптимистичным прог-нозам грузопоток по Печоре может возобновиться не ранее середины сентября, когда уровень воды поднимется вновь до уровня 130 сантиметров. Специа-листы морского порта советуют строительным компаниям и предпринимательским структурам в связи с падением уровня воды в Печоре изменить логистику доставки своих различных грузов и переориентироваться на более надежную линию Архангельск – Нарьян-Мар.

Морем – надежнее

По мнению независимых экспертов, данный маршрут по «большому морю» не только более надежен, но и значительно (почти на сутки) быстрее, чем по Печоре. Тем более, что доставка грузов по реке, особенно в так называемый период «низких летних меженных уровней», становится очень затруднительной. Особенно остро эта проблема встает перед судами с осадкой более одного метра.

– Подобная ситуация, когда падает уровень реки Печоры и прекращается отгрузка из Печорского речного порта, повторяется из года в год, – рассказывает Константин Конев.

Многих перевозчиков история учит, и они уже изменили логистику доставки своих грузов. Но часть из них все еще ориентируется на речной путь. В результате каждый год повторяется ситуация, когда в начале осени начинается ажиотаж с отправкой срочных строительных грузов морем в последний момент, что приводит к простою судов под выгрузкой.

Стройматериалы «застряли»

Несмотря на то, что маловодье пришло к нам в этом году почти на 20 дней позже, чем в прошлом, приостановка отгрузки вполне может сказаться серьезным образом на реализации нескольких строительных проектов.

Самым пострадавшим «игроком» в ежегодной речной лотерее в этом году может оказаться строительная компания «Версо-М». Как сообщили «НВ» по телефону в ОАО «Печорский речной порт», именно ее строительные грузы сейчас застряли в речном порту города Печора. Их отправка станет возможной лишь через месяц. А это очень важные для любой стройки стройматериалы: пеноблоки, сваи, плиты – все необходимое для монолитного строительства.

Между тем, напомним читателям, что именно «Версо-М» ведет сейчас строительство социально важного для округа жилого комплекса по улице Авиаторов. Сдача в эксплуатацию крупного жилого объекта, в соответствии с контрактом, запланирована на конец нынешнего года. Так что сейчас каждый день дорог строителям. Между тем, как мы видим, Печора становится с каждым годом все капризнее и вполне может внести свои коррективы в их планы. Ведь забыл о ней человек и давно перестал ухаживать.

В настоящий момент в 120 километрах выше по течению реки при помощи двух земснарядов ведутся дноуглубительные работы. Все работы осуществляет ФГУ «Печорское государственное бассейновое управление водных путей и судоходства». Однако многие компетентные специалисты, с кем удалось пообщаться при подготовке текста, уверены, что пара земснарядов ситуацию на реке не изменит к лучшему. Заниматься проблемой обмеления Печоры необходимо комплексно, а не локально (как в настоящий момент).

В день, когда готовился материал, в нашем порту шла полным ходом разгрузка теплохода «Балтийский-108», пришедшего из Архангельска через Баренцево море. Капитан судна Николай Шепель из капитанской рубки наблюдал за работой.

– Грузы, отправленные морем из Архангельска, по всем нормативам всегда аккуратно скомпонованы, никакого хаоса на борту, что в результате увеличивает темпы при их разгрузке, – рассказал «НВ» капитан теплохода. – Согласен, тариф у морских перевозок выше, но риска, что твой груз «завалится» где-то в Печорском порту, практически нет.

В завершение отметим, что перевозка частного автотранспорта на баржах по реке, несмотря на падение уровня воды, пока будет продолжена. В этом мы убедились сами. Своей очереди на разгрузку в этот июльский день ждал в акватории морпорта плотно заставленный автомобилями паром из Щельяюра. Этой барже летняя низкая межень не страшна.


Справка «НВ»

Речной порт в городе Печора является единственным в Печорском речном бассейне пунктом прямой перевалки грузов с железнодорожного на водный транспорт. Печорская нефтебаза, в свою очередь, осуществляет залив нефтепродуктов непосредственно в суда.