Вы здесь

Деревня на Мезенском зимнике

Трава по пояс

На аэродромной площадке Вижаса, расположившейся чуть поодаль от деревни, нашему Ми-8 удалось сесть лишь с третьей попытки. Некошеная трава по пояс не сразу позволила пилотам посадить вертолет. Траву косить на вертолетной площадке, как объяснили нам вижасцы, некому, да и нечем фактически. Старенький мотоблок в деревне есть, но денег, выделяемых Заполярным районом, чтобы кто-то на нем работал, по словам сельчан, маловато.

– Осенью вроде-то как полегче было. Сама ногами снег утаптывала на взлетной площадке. А ведь уже старенькая стала, годы не те, – рассказывает начальник авиаплощадки в Вижасе и по совместительству староста деревни Вера Васильевна Михеева. – Технику бы нам приобрести для скашивания травы в деревне. А если не будет аэродрома, значит вся деревня заглохнет. Он сильно зарастает кустарником, ивой, местами даже ель проросла. Нужно косить три полосы, а средств нет.

Действительно, если так и дальше дела пойдут, то вскоре Вижас останется вообще без связи с материком. Летом в отсутствие зимника деревню связывают с Большой землей три рейса в неделю: два транзитных в Нарьян-Мар и один в летний период по понедельникам в Архангельск. Да и то, архангельский борт садится, если есть пассажиры. А это бывает не так часто.

Сами вижасцы косить траву на своем аэродроме не торопятся. «Вон в Оме и в Снопе скосили, так им очень мало заплатили, копеечки», – объяснили они гостям из окружного центра на встрече в сельском клубе.

Схожая ситуация и с деревенской свалкой. Притаилась она на краю села и с каждым годом становится (что вполне объяснимо) все больше и больше. Поскольку техники в деревне никакой нет, за исключением нескольких мотоциклов и снегоходов, то и убирать свалку нечем и некому.

– Свалка не убирается вообще. Это большая проблема для нас, – объясняет староста деревни Вера Васильевна. – Растет с каждым годом. Техники нет, бульдозер всегда в Оме. Он сможет прийти к нам только в зимний период по зимнику. И к тому времени все уже замерзает. И мы не знаем, что делать.

Председатель правления Ненецкого окружного союза потребительских обществ депутат Наталья Кардакова на встрече с вижасцами резонно замечает:

– Почему вы не берете инициативу в свои руки? Это же ваша деревня. Вот вы говорите, что необходимо скашивать траву. Но у вас муниципальное образование, и все полномочия у главы муниципального образования. Мы же ежегодно выделяем деньги на благоустройство сельских населенных пунктов, а они не осваиваются. Необходимо самим быть более активными.

По внимательным лицам вижасцев видно, что вроде и согласны они со словами Натальи Александровны, однако… С техникой вроде как сподручнее. А если она вдруг появится в деревне, то кто ею будет управлять? Это тоже проблема, такая же большая, как трава на вертолетной площадке.

Кто откроет заколоченные ставни?

В деревне Вижас, расположенной посреди знаменитого Мезенского зимника, сегодня проживает 56 человек. Почти все с фамилией Михеевы. Испокон веков так было. Ныне Михеевых становится все меньше, разъезжаются люди с этой красивой заполярной фамилией. Деревня стареет, и не ясно, как это исправить. Хороший добротный дом-пятистенок можно купить тысяч за двести рублей. Есть и дешевле...

Уезжать люди стали лет пятнадцать назад, когда ликвидировали местную школу-семилетку, а еще через пять лет закрылся и детский сад. Начальная школа с заколоченными ставнями до сих пор стоит на краю деревни, как укор потомкам. Между тем, в летний сезон деревенские улицы оживают от детского смеха: в гости к бабушкам и дедушкам прибывают внуки и внучки из Омы и Нарьян-Мара. Этим летом население Вижаса увеличилось на восемнадцать маленьких Михеевых.

Географическая удаленность деревни – не единственная, но самая большая головная боль и для сельчан, а еще больше для руководства окружного потребсоюза. Перебоев с доставкой всего необходимого нет, но усилия приходится прикладывать немалые.

– В таких маленьких населенных пунктах, как Вижас, торговые точки окружного потребсоюза работают с убытком, – рассказывает Наталья Кардакова. – Очень сложная транспортная логистика. Товары приходится завозить авиацией. Зимой стараемся привозить по зимнику. Раньше товары доставляли один раз в год в период навигации. Дело еще в чем: если раньше сроки хранения продуктов были отдельные и ГОСТы были отдельные, сейчас этого нет. Мы заво-зим те же йогурты, у которых срок хранения по три месяца, а сельчане говорят, что детям хотелось бы что-то другое. Вполне понятны желания и потребности сельчан, но как их удовлетворить – вопрос очень сложный.

В настоящий момент в Архангельске для Омского сельсовета строится быстроходный катер, который займется доставкой продуктов первой необходимости, свежих овощей и фруктов для деревень Вижас и Снопа. По словам Натальи Кардаковой первый платеж уже прошел, и, если навигация в этом году будет чуть длиннее, то новое судно на деревенском причале сельчане увидят уже осенью.

С ближайшей оказией из Омы многие вижасцы ждут новые стеклопакеты, да и многое другое, что заказали в сельском потребсоюзе. «До штормов обязательно завезем», – обещает руководство окрпотребсоюза. Почти все дома в Вижасе обшиты добротным сайдингом. Это сразу бросается в глаза. Много теплиц.

– Зимой проблем с доставкой не возникает, – говорит председатель совета Омского потребительского общества и депутат МО «Омский сельсовет» Татьяна Михеева. – Зимой вездеходами возим продукты каждую неделю: огурцы, помидоры, свежие овощи и фрукты, даже виноград с мандаринами. Летом доставляем продукты по реке Вижас.

Но в этом году самоходная баржа «Северянка», по словам Татьяны Михеевой, не смогла прийти ни в Вижас, ни в Снопу. Дно у нее совсем проржавело. И потому сельчанам остается надеяться только на новый катер.

На сельской околице

Обеспечение вижасцев свежим хлебом – главная забота в настоящее время для муниципального руководства. Сейчас хлеб выпекается на дому местным индивидуальным предпринимателем. За 10–15 буханочек в день, испеченных для сельчан, окрпотребсоюз платит Наталье Андреевне Михеевой 25 тысяч рублей. Плюс ко всему оплачивает аренду и обеспечивает дровами. Но и этого хлеба через год-полтора может не быть. Собралась пекарь на пенсию.

– Хлеб – это стратегический продукт, который все равно мы будем выпекать в вашей деревне, – обращается Наталья Кардакова на встрече в стареньком деревенском клубе к вижасцам. – Другой вопрос, как мы это будем делать. Поэтому у меня к вам большая просьба – найдите среди своих пекаря. Мы готовы обучить. Поймите, что это вы для себя будете делать. Решите на своем сельском сходе. Как вы решите, так мы и сделаем.

Когда-то пекарня в деревне была. Добротная пекарня. Да ликвидировали ее, некому было работать, она стала убыточной. Была в Вижасе и молочная ферма. Сто дойных коров и больше ста телят держали в деревне. Сейчас ни одной бурёнки, лишь два коня осталось: Имбирка (черный, как осенний вечер) и Факел.

– Коля коней держит, – рассказывают сельчане. – А раньше такая маленькая деревня сто дойных коров держала. Сейчас люди по одному, да по двое живут. Деревня превратилась в дачный поселок. Это летом-то людей много. А зимой вообще никого. За день можешь никого не увидеть, разве что в магазине.

Проблему с питьевой водой в деревне решают сообща. Пробурили в 500 метрах от деревни скважину, но пить из нее «не можно». В местной земле много железа, и вода ржавая на вид, фактически не пригодна для питья. «Век пили с реки, так и будем пить», – говорят вижасцы. У большинства протянуты от реки-тёзки до избы добротные водопроводы с насосами. Осенью сообща прорубают проруби в реке. Между тем, староста деревни Вера Васильевна Михеева, обращаясь к депутатам, попросила включить деревню Вижас в окружную программу «Чистая вода».

В день, когда мы были в Вижасе, в деревне отмечали золотую свадьбу. Старейшие почетные жители Леонид Владимирович и Галина Николаевна Михеевы прожили вместе в родной деревне ровно пятьдесят лет. Сейчас переехали в Нарьян-Мар, но отпраздновать сообща со всей многочисленной родней решили в родном Вижасе.

О древней деревне на Мезенском зимнике в Заполярном районе не забыли. Заместитель главы администрации района по социальным вопросам Виталий Брезкин рассказал сельчанам, что уже в будущем году в деревне начнутся работы по строительству нового клуба. Кроме того, у руководства в Нарьян-Маре есть планы по улучшению ее водоснабжения и технического обеспечения. О деревне на зимнике помнят, и это внушает немного оптимизма.