Вы здесь

Майские указы: ход исполнения

  Встреча президента РФ Владимира Путина с представителями организаций  инвалидов

Казенное учреждение НАО «Центр занятости населения» предоставило редакции «НВ» информацию о реализации указов президента РФ от 12 мая 2012 года № 597 и № 606 по состоянию на 31 июля 2015 года.

С 2012 по 2015 год в регионе должно быть оборудовано (оснащено) 39 специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов. На 31 июля 2015 года создано 30 рабочих мест – то есть 77%. Оборудование рабочих мест для трудо-устройства незанятых инвалидов осуществляется в рамках региональной программы «О мероприятиях по содействию трудоустройству отдельных категорий граждан, проживающих на территории Ненецкого автономного округа, на 2013–2015 года», утвержденной постановлением администрации НАО от 7 сентября 2012 года, с учетом рекомендаций индивидуальных программ развития о противопоказаниях и доступных условиях и видах труда, разработанных в установленном порядке органами медико-социальной экспертизы.

На 2015 год запланировано создание 11 рабочих мест на условиях софинансирования за счет средств федерального и окружного бюджетов. На реализацию этих мероприятий в 2015 году выделено средств на общую сумму 1 миллион 209,4 тысячи рублей, в том числе из федерального бюджета 759,6 тысячи рублей, из окружного – 449,8 тысячи. Израсходовано было 138,6 тысячи рублей (131,67 тысячи – федеральные средства), что составляет 12% от суммы, запланированной на 2015 год.

Размер возмещения затрат работодателей на оборудование (оснащение) одного такого рабочего места в 2015 году составляет 72,9 тысячи рублей.

Рабочие места для инвалидов

С 1 января по 30 июня 2015 года оборудовано два рабочих места (18% от планового показателя). В конце марта 2015 года были заключены договора на оснащение рабочих мест для трудоустройства двух инвалидов с ООО «Нарьян-Марремстрой» и ООО «Авантаж», трудоустроено семь человек, имеющих инвалидность.

С 28 апреля 2014 года вступил в силу закон НАО «О квоте для приема на работу инвалидов на территории Ненецкого автономного округа», согласно которому работодателям, численность работников у которых превышает 100 человек, устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере 3% среднесписочной численности работников. В рамках реализации этого закона создано 98 квотированных рабочих мест для трудоустройства инвалидов, 67 инвалидов трудоустроены на квотированные для них рабочие места.

Из квотированных рабочих мест 22 являются свободными, при этом девять рабочих мест заняты гражданами, не имеющими инвалидности. Семь окружных организаций отчитались об исполнении квоты для приема на работу инвалидов.

Управлением труда и социальной защиты населения разработана дорожная карта «Создание условий для повышения уровня занятости инвалидов, в том числе на оборудованных (оснащенных) для них рабочих местах, и повышение эффективности реализации мероприятий по содействию трудо-устройству инвалидов, на 2014–2015 годы». Контрольными показателями исполнения данной дорожной карты во втором квартале 2015 года являются следующие:

  • создание четырех специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов;
  • трудоустройство четырех незанятых инвалидов;
  • направление на профессиональное обучение двух инвалидов;
  • содействие самозанятости двух инвалидов;
  • информирование о положение на рынке труда четырех инвалидов;
  • проведение двух ярмарок вакансий для инвалидов.

На 1 августа 2015 года в Центре занятости населения зарегистрированы 19 незанятых инвалидов.

Где нельзя работать инвалидам

Основные противопоказания к работе в индивидуальной программе реабилитации для инвалидов – тяжелый физический и значительный нервно-психический труд. Также встречаются противопоказания, связанные с работой в запыленных или загазованных помещениях, с работой, связанной с частым подъемом и спуском по лестнице, с подъемом и переносом тяжестей, с длительным пребыванием на ногах, в вынужденном положении тела, в неблагоприятных метеоусловиях, с работой на высоте, в наклон, в условиях повышенной влажности с материальными ценностями, в обычных производственных условиях. Наиболее распространенные рекомендации связаны с работой в специально созданных условиях, с работой сторожем, вахтером, слесарем-инструментальщиком, легкими подсобными работами. В некоторых случаях возможен труд небольшого объема, связанный с профессией (продавец, документовед), административно-хозяйственный труд.

В 2015 году Центром занятости, Ненецким отделением Всероссийского общества инвалидов и Обществом слепых были подписаны соглашения о сотрудничестве в рамках деятельности по оказанию государственных услуг Центра занятости населения гражданам с ограниченными возможностями здоровья.

Основная проблема, связанная с трудоустройством инвалидов, – ограниченное число подходящих вакансий, значительная часть которых – низкооплачиваемая. Вакансии для желающих работать на дому практически отсутствуют.

Кроме того, трудовые рекомендации в индивидуальной программе реабилитации (ИПР), которую инвалид в обязательном порядке представляет в Центр занятости, ограничивают количество вариантов подбора вакансий в связи с состоянием здоровья соискателей, и имеющиеся в ИПР ограничения по условиям труда не отвечают интересам работодателя. Препятствием к трудоустройству данной категории граждан является и отсутствие необходимого образования, которое могло бы обеспечить подбор вариантов подходящей работы, рекомендованной в ИПР.

Отсутствие специальных рабочих мест, приспособленных для труда инвалидов, а также отсутствие у работодателей экономической заинтересованности в использовании труда инвалидов, является еще одним препятствием при трудоустройстве данной категории граждан.

Работодатели зачастую отказывают инвалиду в приеме на работу в связи с наличием психологических особенностей соискателя, которые необходимо учитывать, включая проблемы социальной адаптации инвалидов в трудовом коллективе.

В связи с вышесказанным среди работодателей существует практика заполнения рабочих мест, квотированных для инвалидов, гражданами, не имеющими инвалидности.

Трудоустройство женщин

В рамках реализации комплекса мер, направленных на создание условий совмещения женщинами обязанностей по воспитанию детей с трудовой занятостью, а также на организацию профессионального обучения (переобучения) женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет и планирующих возвращение к трудовой занятости, в 2014 году при содействии Центра занятости нашли работу (доходное занятие) 25 женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет и завершивших профессиональное обучение в 2014 году.

В 2014 году завершили профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование 50 женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет и планирующих возвращение к трудовой деятельности (из них 38 женщин направлены на обучении в 2014 году). Объем финансирования за счет средств окружного бюджета составил 984,3 тысячи рублей.

В текущем году в округе продолжается реализация мероприятий, способствующих трудоустройству женщин, имеющих детей в возрасте до 18 лет, в том числе женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет.

С 1 января по 31 июля 2015 года в Центр занятости за содействием в поиске подходящей работы обратились 117 женщин, имеющих несовершеннолетних детей, из них 29 женщин, воспитывающих детей до трех лет. Государственную услугу по содействию в поиске подходящей работы получили 145 женщин, имеющих несовершеннолетних детей.

В 2015 году в Центре занятости запланировано оказать услугу по профессиональному обучению и получению дополнительного образования семи женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. На реализацию данного мероприятия в 2015 году запланировано 110 тысяч рублей.

Трое женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, прошли профессиональное обучение по программе «Бухгалтерский учет на предприятиях малого бизнеса» в Нарьян-Марском социально-гуманитарном колледже. На эти цели было израсходовано 59,7 тысячи рублей (54% от суммы ассигнований).

Как в случае с трудоустройством инвалидов, разработана дорожная карта «Создание условий для совмещения женщинами обязанностей по воспитанию детей с трудовой занятостью, а также для организации профессионального обучения и дополнительного профессионального образования женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, на 2014–2015 годы».