Вы здесь

Нас услышали

Нормы всем известного федерального закона о Фонде содействия реформированию ЖКХ, наконец, смягчили в пользу северных территорий. В декабре 2013 года для регионов Крайнего Севера были отменены условия предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда, касающиеся наличия в муниципалитетах 80 процентов частных коммерческих управляющих организаций и организаций коммунального комплекса, а также наличия ТСЖ в 10 процентах домов.

Впервые предложение о смягчении данных условий было озвучено губернатором Ненецкого автономного округа Игорем Фёдоровым еще в октябре 2011 года на заседании Госсовета, который тогда проходил в Нарьян-Маре.

Потом этот вопрос неоднократно поднимался и на федеральном уровне. В частности, глава нашего региона в июле 2013 года выступал по этому поводу с докладом и на заседании президиума коллегии Министерства регионального развития Российской Федерации.

В своем докладе губернатор предложил отменить для регионов Крайнего Севера существующие условия предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда, а также в рамках действующей Стратегии развития Арктической зоны преду-смотреть особый механизм обновления и модернизации объектов жилищно-коммунального комплекса с сохранением приоритета за муниципальными и государственными организациями коммунального комплекса.

На самом деле, выполнять на Крайнем Севере те условия, на которых Фонд предоставлял финансовую поддержку для проведения капитальных ремонтов многоквартирных домов, было достаточно проблематично.

Ведь восемьдесят процентов предприятий коммунального комплекса, в том числе и ресурсоснабжающих, то есть тех, кто работает по утвержденным тарифам на оказываемые услуги, должны были быть частными. На долю предприятий с участием муниципалитетов и государства отводилось не более 20 процентов.

В случае нарушения установленных Фондом соотношений по количеству частных управляющих организаций и организаций коммунального комплекса, а также по количеству ТСЖ, муниципальные образования должны были бы вернуть все средства, выделенные Фондом на капитальный ремонт многоквартирных домов за 2009 – 2012 годы, а это довольно значительная сумма.

В 2013 году в Нарьян-Маре насчитывалось десять коммунальных предприятий и, по условиям Фонда, восемь из них были частными. Это соотношение удавалось поддерживать благодаря тому, что услугой по вывозу и размещению стоков из выгребных ям и септиков занимались частники. Ведь на эту услугу также устанавливались соответствующие тарифы, поэтому частники относились к разряду коммунальщиков.

Однако принятие нового закона о водоснабжении осложнило ситуацию.

С 2014 года государственному регулированию тарифов стало подлежать только централизованное водоотведение, а вывоз нечистот из септиков и выгребных ям в одночасье попал в разряд жилищных услуг.

Таким образом, процент частных коммунальных организаций стал у нас меньше на 80 процентов. Поэтому если бы сегодня условия для районов Крайнего Севера не были отменены, то городу пришлось бы возвращать в Фонд все деньги, выделенные на капремонт, начиная с 2009 года.

– У нас были попытки заключать концессионные соглашения, передавая объекты коммунального хозяйства частным компаниям. В Российской Федерации существует специальный план по привлечению частных инвестиций в ЖКХ, чтобы коммунальное хозяйство постепенно переходило в руки частного бизнеса. Однако положительными результатами похвастаться мы не можем, – комментирует ситуацию заместитель начальника Управления строительства и ЖКХ НАО Елена Агафонова. – Например, частная компания «Юшел» по ряду причин расторгла концессионное соглашение в разгар отопительного сезона, и только благодаря муниципальному предприятию «Севержилкомсервис» нам удалось избежать чрезвычайных последствий.

В настоящее время передавать в концессию или долгосрочную аренду объекты энергетики и коммунальной сферы администрации муниципальных образований округа не планируется. Это связано с особенностями Крайнего Севера, где деятельность частных организаций коммунального комплекса крайне затруднительна в силу своей нерентабельности и высокого износа объектов коммунальной инфраструктуры.

Территориальная расположенность за полярным кругом, низкая плотность населения (0,24 человека на квадратный километр), отсутствие развитой транспортной инфраструктуры, наличие всего одного города и одного поселка городского типа, суровые климатические условия, отсутствие конкурентной среды в отрасли жилищно-коммунального хозяйства НАО, требующей значительных финансовых вложений, – не самая благоприятная обстановка для развития прибыльного частного бизнеса в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Прибыльным и интересным для бизнеса этот вид деятельности в условиях Крайнего Севера еще долго не будет. Практически все ресурсоснабжающие организации у нас субсидируются из бюджета и, по сути, сводят концы с концами, поскольку тарифы на коммунальные ресурсы имеют свои предельные значения, установленные государством, а вклад частного инвестора будет иметь достаточно длительный период окупаемости, то есть окупить свои затраты частным коммунальным компаниям в наших северных широтах будет крайне затруднительно.

Это делает невыгодным для бизнеса данную сферу деятельности. Поэтому основным гарантом безаварийного прохождения отопительного сезона остаются муниципальные и государственные предприятия, которые содержат и отвечают за безопасность всех объектов жизнеобеспечения, таких как водопроводы, котельные, тепловые, электрические, канализационные сети. А государство, в свою очередь, может поддерживать их и инвестировать средства в их развитие.

Смысл финансовой поддержки Фонда состоит не только в том, чтобы помочь регионам осуществить капитальный ремонт многоквартирных домов, но и содействовать реформированию сферы жилищно-коммунального хозяйства.

То есть Фонд, выделяя деньги, ставит регионам условия, выполнение которых способствует проведению реформ в жилищно-коммунальном хозяйстве. Общий смысл этих реформ, определенный государством, заключается в модернизации ЖКХ путем привлечения частных инвестиций в этот сектор экономики. Ведь ЖКХ настолько запущенная и финансовоемкая отрасль, что ни один бюджет ее не вытянет. Только частный бизнес и экономические рычаги частных инвесторов могут это исправить.

Однако для Крайнего Севера выполнение этих условий практически невозможно, а передача коммунального сектора в частные руки может иметь чрезвычайно неблагоприятные последствия.

Поэтому и были приняты изменения в федеральное законодательство, нормы которого отныне освобождают муниципальные образования, расположенные в районах Крайнего Севера, от выполнения ряда условий, среди которых и условие по достижению определенного процента частных организаций в коммунальном комплексе.

Фото из архива «НВ»