Накануне нового учебного года в Нарьян-Маре прошло традиционное августовское совещание. Это каждый раз уникальное событие, которое десятки лет перед 1 сентября объединяет на одной площадке педагогов со всех уголков округа.
Издавна просвещению отводилась огромная роль, поэтому августовские совещания имеют статус мероприятия общегосударственного. Именно образование, формирующее общество, его будущее – всегда являлось предметом заботы государства. Программу его развития диктует общество, сама жизнь!
По мнению педагогов, в последние годы в российском просвещении изменилось многое. Они считают, что формировать программы, определять будущее страны на протяжении последних лет доверяли «реформаторам», далеким от образования.
Мы говорили перед совещанием с учителями нынешними и ветеранами педагогического труда о том, с чем пришлось столкнуться нашей школе в период так называемых демократических перемен в обществе. У меня есть свой десятилетний педагогический опыт, анализирую ситуацию – и задаю те же вопросы.
Например, как можно было доверить формирование образования в Новой России сначала Владимиру Филиппову, который ни дня в своей жизни учителем не работал, но ввел ЕГЭ, создал платные вузы и школы, отменил школьную форму, доверил самим школам составлять учебные программы и выбирать учебники. А затем – министру Андрею Фурсенко, инженеру по специальности, перешедшему в образование из министерства промышленности. И далее – Дмитрию Ливанову, которого до вступления в новую должность больше интересовала физика металлов. Большинство из тех, кому все эти годы было доверено формировать образование в России, опыта работы в вузах и школах не имели, как и педагогического образования.
Возможно потому, что у руля российского образования оказались «перспективные менеджеры международного уровня», пропала из системы духовность, а точнее, душа.
Теперь учителя надеются, что с назначением на пост нового министра Ольги Васильевой, педагога по профессии, школьное и вузовское образование повернется лицом к ученику и учителю. За несколько месяцев работы ей удалось начать процесс по возврату того лучшего, что было в образовательной системе нашей страны раньше. Хотя… это очень трудно, потому что ломать – не строить!
Учитель вечно молод
и сердцем, и душой!
На совещание в Нарьяне-Мар съехались представители школьных и дошкольных учреждений из большинства населенных пунк-тов НАО, а также пришли учителя и руководители городских школ, детских садов, учреждений среднего профессионального образования и филиала САФУ.
Несмотря на проблемы, с которыми приходится сталкиваться в процессе работы, педагоги были в приподнятом настроении, что всегда бывает на августовских совещаниях после летнего отдыха. Они радовались встрече друг с другом, обнимались с коллегами, по которым явно соскучились за летние месяцы.
Холл ДК «Арктика» гудел как улей. Глядя на происходящее, я еще раз убедилась, что учителя не стареют душой, а потому мало меняются внешне.
– Молодые, веселые, добрые, красивые, подтянутые, нарядные и общительные, – именно такую характеристику дали своим наставникам городские мальчишки и девчонки, с музыкального приветствия которых и началось августовское совещание-2017.
Расходы на образование практически
не изменились
Первым поздравил педагогов с новым учебным годом губернатор НАО Игорь Кошин. Со сцены ДК «Арктика» во время Августовской конференции педагогов глава региона выступил не просто с традиционным для таких случаев приветствием, а с докладом на тему «Образование будущего».
В своем докладе губернатор раскрыл основные перспективы развития образовательной системы на территории региона. Речь шла о переходе на так называемую подушевую систему финансирования учреждений образования, о демографических тенденциях, о степени востребованности окружных выпускников на рынке труда.
Говоря о проведенных в последние годы реформах в сис-теме окружного образования, губернатор подробно остановился на целях, ради которых проводились преобразования:
– Мы сократили количество управленцев всех уровней, чтобы в условиях упавшего бюджета сохранить зарплату педагогам и воспитателям. В учреждениях прошли объединения юридических лиц, чтобы сохранить все востребованные образовательные услуги. Результатом реформы стала единая образовательная среда с минимальным количеством звеньев, где понятно, кто за что отвечает.
Он подчеркнул также, что даже в финансово-сложном 2016 году, когда бюджет округа не получил треть своих доходов, расходы на образование практически не изменились. Сегодня это практически треть всего окружного бюджета – 4,9 млрд рублей.
– В этом году ситуация с доходами стала выправляться. Первое, что мы сделали – 1 миллиард рублей направили на стройки. Убежден, что новые сады и школы – это главные инвестиции в будущее, которые мы можем сделать, – отметил губернатор в своем выступлении.
Говоря о профессиональном образовании, глава НАО рассказал о привлечении потенциальных работодателей к процессу обучения на всех стадиях: прохождение практики, оснащение учебных заведений, оплата обучения необходимых специалистов. Количество заключенных соглашений (на сегодня их уже 63) говорит о том, что этот процесс поставлен на поток.
– Была идея объединить все три окружных учебных заведения профобразования, но после встреч с коллективами мы от нее отказались и направили финансирование на развитие каждого. Чтобы понять, какие специальности наиболее востребованы, мы вывели ТОП главных. Это позволит готовить именно тех специалистов, которые сразу с учебной скамьи смогут найти работу, – отметил Игорь Кошин.
Еще одна тема, которую затронул в своем докладе губернатор, введение софинансирования дополнительного образования. При котором 80% всех расходов на посещение ребенком кружка или секции покрывает окружной бюджет, оставшиеся 20% оплачивают родители.
– Время доказало: родители и учащиеся стали ответственно относиться к выбору кружков, и их качество также выросло. В прошлом на технические кружки у нас приходился всего 1 %. Сейчас исправляем эту несправедливость. Дети сегодня другие, им уже неинтересно только вышивать или заниматься спортом, они хотят открывать для себя новый мир с учетом технического прогресса. Мы обязаны предоставить им такие возможности, – считает глава региона.
В заключение Игорь Кошин поздравил всех работников образования с наступающим новым учебным годом:
– У нас впереди много задач, еще больше – вызовов. Но мы все должны помнить, что являемся строителями. Строим мир будущего, где дети становятся счастливыми. И мы вместе с ними.
В этот день о нелегком педагогическом труде, об учителях нынешних и ветеранах говорили заместитель председателя Соб-рания депутатов НАО Татьяна Бадьян, уполномоченный по правам человека Лариса Свиридова, уполномоченный по правам ребенка в НАО Римма Галушина.
Они подчеркнули, что в школьном образовании решающую роль всегда играло живое слово учителя. Эту составляющую ничто не сможет заменить!
Приняв пожелания доброго пути в Новом учебном году, большой школьный корабль НАО отправился в очередное плавание. Счастливого тебе пути, добрый Корабль детства!