Отрывок из очерка Анны Сулентьевой
Сегодня я снова побывала в родном стойбище. Свиделась с родителями и всеми своими братьями и сестрами. Успела порыбачить с отцом на нашем озере, на большом тагане готовила уху, слушала, как в детстве, напевы матери. И хотя это был только сон, проснувшись, моя душа пела. Или пел мой огонь в костре?
Наша семья была крепкая. Отец, когда грянула война, ушел на фронт. Как все ненцы был отличным стрелком, награжден боевыми наградами. После ранения вернулся в родную Канинскую тундру и взял в жены нашу маму. Здесь на вольных тундровых просторах появились и мы, дети: пять сыновей и пять дочерей.
Отец учил нас охотиться, следить за снаряжением. Мы знали, как готовить капканы, снимать ржавчину, выветривать их на улице, чтобы старые запахи не спугнули зверя. Если ходили на рыбалку, то учил чистить снасти. Знали, как быстро развести костер, приготовить пищу и сохранить в ней все ценные свойства. И мальчиков, и девочек родители воспитывали ровно, всё говорили спокойным тоном. Не помню, чтобы наши родители подняли руку на нас. Мама нас, девочек, учила: «Все должно красиво быть подано, красиво сделано, чтобы красиво выглядело. Для женщины важно, чтобы семья видела свою маму красивой, доброй, заботливой, кормящей, чистоплотной. Какое время дано вам – в пользу жизни своей и своих детей вы должны употребить. Постоянно вы должны учиться чему- то. Так как ребенок обязательно повторит то, что он видел в своей семье». Всему нас научила мама: шить, готовить, быть настоящей ненецкой женщиной.