Вы здесь

Соявы яда’ – Нюдя я

Елена Талеева (справа). Ямал стал для неё второй родиной / фото автора

Тюку ирий’ юдимдей толыркана Елена Михайловна Талеева хасуюр’’ пода’ пангусь.

Тохолкода, этнограф, ям’ теневана, общественной, государственной манзаи’’ минревы.

Манзаравы пода’ Ямалкана ваераць. Пыда нюмда’ Ямалкана, Таймыр’ няна, маня’’ округханана илена’’ ненэця’’, учёной’’ теневадо’.

 

Нюдя я – соявы яда’

 

1935 по’ хор’’ ирий юдимдей толыркана Нюдя явна тыдо’ пэрць мюсермы Михаил Иванович, Прасковья Игнатьевна Ледковха’ мякана не нюди’ соявы. Соявэмда Елена Михайловна тарем’ ваде’’ӈадась.

– Мань ӈэрёй някуна, несэй ян’ мюсевана’’ ёльцяӈгана соявэдм’, нини’’ тэтнава’’ яляхана. Тарем’ ӈэдалёсь, небями’ лэркабт едермы. Тарцям’ намдась мюсерта нултадо’, мядм’ мяра’’. Нись’ пон ӈацекы тёрм’ намда’’…
Хасава нями’ мюд’ пуняна ӈэдалысь, ханда’ малясь, ӈахакуна хаёвысь. Вэсако хасава’’, ёнена вахалъяд’: – Саӈговата не ӈацекым’ минревэн’, ханар’’ тахаравы... Тарця’ вади’’ намдась хасава ӈацекы пысамъй, ханзер’’ пыда саӈговота, ӈайбей, тёрда я’’авлы.

Тарем’ Ледковха’ не нюди’ соявы. Ӈокханда тет нюди’’ӈэвысь, сидя нюдякоданди яӈгумэхэ’. Тамальӈгана ненэця’’ саӈговоць илець. Тарем’ ӈод’’, пыдо’ сяхаӈгарт нисеты’’ хусарку’’.

Саӈговоцеты, ӈавар’’ нисеты тэвор’’, ханьтасеты’’, сайнормахад ӈацекы’’ нися’ нись’ ту.

– Тарця сер’’ хибяри’’ хамадабидось, тоенана серу’’ ӈобкана пирдалебидонзь. Тенев, ӈоб’ пиркана мякана хибяри то, няньдамда ханзь, небява’’ пудана нянь’ пелям’ нянда ми’’ӈадась. Пуданамдо’ тярпасеты - Елена Михайловна вада’’.

 

Тохолкодаӈэ’ хантадм’

 

Нерде’ не ӈацекы Табседахана тоходана пядась, тикахад Няръяна март’ тэвыць. Школамда’ ёльце’’махад тоходанавась Ленинград’ март хаясь, институт’ ӈэрм’ ненэцие’’ факультетхана ненэця’ вада тохолкодаӈэ тоходанась.

1961 похона округан’ манзараванзь тось, ӈацекы’’ тохоламба харвабцода танесь. Округна’’ школахана тохолкода’’ манзая яӈгувы. Воспитательӈэ нивы харва. – Мань тохолкодам’ - мавы!

Пон’ нись ибедор’’, пыда Ямал’ окронон’ падарм’ падвысь. Сян’ яля’’ ваерась юн’ то, манзараванзь хаӈадо’.1961 по’ пилю’’ ирийхана таня хаясь.

 

Манзаравы пода’’

 

Тарем’ Саляхардан’ тэвыць. Иба, хаярэко яля’ некоця сейм’ маймбте. Таминда окроно’ няюв хая, ерводо’ Костецкой Валентин Иванович ӈатевэдась. Педучилище ервота Карс Вениамин Александрович’ ӈод’’ таняна мэвысь. Ӈобкана училищен’ хэвыць.

Салехард’ маркы педучилищехэна илебэй ненэця’’ нянэй вадан’ ӈацекы’’ тохолабись. Ӈокаюв’ тохоламбавыда’ тенад яханандо’ ӈацекы’’ тохолаби’’.

Манзаяда теневана тохолкодам’ отдел’ образования ервота’’ сэвтэдонзь, методкабинет’ методистӈэ’ ханадось. Пыда округ’’мана’’ ӈэӈалёрць пядась, школаха’ тэворӈась, тохолкоди’’ манзаравам’ манэ’’сарӈась, нядабись.

Тикахад окружком’ партии не’’ серу’’ тасламбада отделкана манзарась. 1985 похона музеян’ харвась манзараванзь тэвыць.

Елена Михайловна тохолкода’’ манзаяна тарана’’ учебник’’, учебной пособия’’ хамадабсеты’’. Издательство «Просвещение» мят’ тэворцеты. Падвы’’ манзаида Ямалкана, Таймыркана, маня’’ округханана’’ теневыдо, тарця манзая’’ поӈгана 3 класс « Ненэця вада» учебник.

Илеванда ямбан’ Елена Михайловна Талеева хусувэй серт’ ивъер’ сырцеты, нямбара, ӈока хибярим’ нядавы. Хой’ илм’, ненэця’’ ил’ мэсым’, вадако’’, сё’’, традиция’’ теневанась. Хибяри’’ нянда’ маймбась турцеты’’, ӈатесетыдо’, ӈобкана танеда серудо’ таслабсеты’’.

Елена Михайловна хибяри’’ ихина пили’’ илеӈгу, тенеӈгува’’.

 


 

Перевод на русский язык

Место рождения – Малоземелье

10 октября – день памяти известного краеведа, этнографа, педагога, активного общественного деятеля.

В этом году Елене Михайловне Талеевой исполнилось бы 90 лет.

Вся трудовая деятельность нашей землячки прошла в Ямало-Ненецком автономном округе.

Имя её широко известно на Ямале, Таймыре, в сообществе северных учёных.

 

Малоземелье – место рождения

 

Она родилась в 1935 году в Малоземельской тундре в семье кочевых оленеводов Михаила Ивановича и Прасковьи Игнатьевны Ледковых. Дата рождения в метрике была записана приблизительно. Об этом известно из воспоминаний Елены Михайловны.

– Я появилась на свет во время кочёвки, перехода на новое место стоянки, в горячую пору для оленеводов. У мамы раньше срока начались схватки. Пришлось остановиться, поставить чум. Вскоре на всю округу раздался громкий плач… тут старший брат подъехал, он отстал от всех из-за поломки нарты. А старики, увидев парня, пошутили:

– Так вот почему у тебя нарты сломались. Ты вёз девочку, а она же тяжёлая…

Подросток очень удивился тогда:

– Как это тяжёлая, она же маленькая и вон как сильно кричит!

Так в семье Ледковых появилась дочь. В семье между старшим сыном и Леной было ещё двое детей, но они к моменту рождения девочки уже умерли. Трудные были годы, хотя, как говорила Елена Михайловна, среди нашего народа никогда не услышишь: «Ой, как тяжело!»

– И голод, и холод пришлось пережить, и гибель отца на войне. Люди были понимающие, сообща преодолевали трудности, никогда не жаловались. Смутно помню, когда в чум пришёл человек, попросил хлеба, мама половину последней буханки отдала ему. Делились последним, как могли поддерживали друг друга, – вспоминала землячка.

 

Буду учителем

 

Учёба для девочки началась в посёлке Табседа, потом Елена продолжила обучение в Нарьян-Маре. Уже в школе мечтала о профессии учителя.

После окончания школы  она поступила в Ленинградский педагогический институт имени А.И. Герцена, на факультете народов Севера получила специальность учителя родного (ненецкого) языка.

В 1961 году молодой специалист вернулась в округ. Горела желанием обучать детей земляков русскому и родному ненецкому языку. Вакансий в школах округа на тот момент не оказалось. Ей предложили поработать воспитателем, но девушка категорически не согласилась.

– Только учителем! – возразила она.

Проявила характер, отправила телеграмму в соседний Ямало-Ненецкий национальный округ и вскоре получила приглашение на работу.

 

Становление и признание

 

В надежде, что вернётся на малую родину, в августе 1961 года Лена отправилась на Ямал.

Салехард встретил необычной для наступающей осени погодой – плюс 28 градусов. Было тепло, солнечно и радостно на душе. Девушка сразу же направилась в окроно.

– Пришла, присела на стульчик в приёмной, стала ждать. Открывается дверь, выходит худощавый высокий мужчина. Это был Валентин Иванович Костецкий, заведующий. Он сразу же обратил на меня внимание, говорит: «Вы, наверное, Ледкова Елена Михайловна?» «Да», – ответила я и шустро спросила: «Вы примете меня?» «Нет», – услышала в ответ. Я опешила, растерялась, неужели возвращаться обратно? Добавился к нам ещё один мужчина. «Мы вас ждали, сейчас идите в педучилище и оформляйтесь преподавателем ненецкого языка. Вот ваш директор – Вениамин Александрович Карс». Так состоялась первая встреча с людьми, сыгравшими важную роль в моей судьбе, – спустя годы, с улыбкой вспоминала Елена Михайловна

Затем более десяти лет она обучала будущих педагогов родному языку в салехардском педучилище. Не счесть, сколько её учеников до сих пор преподают в ямальских школах.

Грамотного учителя заметили в окроно и предложили работу методиста. Тогда неугомонная Елена Михайловна за короткий промежуток времени побывала во многих национальных школах округа, на местах оказывала методическую помощь учителям.

В начале 80-х годов отличник просвещения перешла на работу в окружком партии, возглавила отдел по работе среди женщин. В 1985 году Елена Михайловна продолжила трудиться в окружном краеведческом музее. Тогда объездила все сёла и посёлки Ямала, много общалась с людьми, ведущими традиционный образ жизни. Наладила тесные связи с музеями соседних регионов, активно сотрудничала с коллегами, часто приезжала в Нарьян-Мар.

Где бы ни трудилась Елена Михайловна, она всегда оставалась педагогом, работала над изданием учебников и учебных пособий для преподавателей ненецкого языка. Была одним из авторитетных авторов издательства «Просвещение». Из-под её пера вышли замечательные труды, которые известны на Ямале, на Таймыре, у нас в округе. Её учебник по ненецкому языку для учащихся третьих классов выдержал порядка десяти изданий.

И сегодня актуальны научные исследования Елены Михайловны, они отличаются основательностью, точностью, достоверностью изложенного материала.

Редкий знаток народного творчества, обрядов, традиций была частым гостем в Институте народов Севера, тесно сотрудничала и с учёными, и с преподавателями, посещала издательство «Просвещение».

Слушать Елену Михайловну Талееву было одно удовольствие, обсудить наболевшие проблемы и личные трудности. Её чувство юмора, терпение и сердечная доброта всегда притягивали людей…