Вы здесь

Опыт эксплуатации «Приразломной» выявил «дыры» в законодательстве, констатирует полпред президента

21 апреля 2014 - 17:41
Нарьян-Мар, 21 апреля.

Опыт эксплуатации платформы «Приразломная» показал, что в действующем законодательстве достаточно серьезных пробелов, отрицательно сказывающихся на работе шельфовых проектов, отмечает полномочный представитель президента в Северо-Западном федеральном округе Владимир Булавин.

«Например, поскольку платформа расположена за пределами 12-мильной зоны, каждая поездка на нее (не говоря уже о доставке грузов и вывозе продукции) становится формально актом пересечения государственной границы», – пишет полпред в своей статье «Арктические перспективы Северо-Запада», опубликованной в журнале «Северо-Запад: стратегия партнерства».

По его словам, вопросы развития Арктической зоны Российской Федерации (АЗРФ) имеют приоритетное значение для Северо-Западного федерального округа. Сейчас в границах предполагаемой АЗРФ на Северо-Западе проживает около 1,5 млн человек, причем, значительная часть из них – в моногородах. В регионе реализуются десятки инвестиционных проектов в сфере нефтегазового комплекса и транспортной инфраструктуры. «Недра севера европейской части России (включая ее шельфовую зону) – это огромная кладовая ископаемых богатств, освоение которых стратегически важно для всей страны», – подчеркивается в статье.

В ней также с сожалением говорится, что пока не удалось полностью выделить АЗРФ в качестве самостоятельного объекта государственной политики, закрепить на уровне федерального нормативно-правового акта ее границы. В частности, не утвержден подготовленный Министерством регионального развития РФ проект государственной программы социально-экономического развития АЗРФ на период до 2020 года.

«А ведь проект этот предусматривает существенный объем финансовых средств, направляемых на реализацию в АЗРФ инвестиционных проектов. В первую очередь, в таких знаковых для Арктики отраслях экономики как нефтегазовый сектор и транспортная инфраструктура. За счет новых инвестиций предполагается рост добычи нефти на 28%, газа – на 15%, увеличение суммарной пропускной способности российских морских портов в Карском, Печорском, Баренцевом морях до 150 млн тонн в год», – отмечает полпред.

Сейчас, напоминает он, в границы планируемой Арктической зоны целиком включены два субъекта РФ на Северо-Западе – Мурманская область и Ненецкий автономный округ. Архангельская область относится к ней частично (в состав АЗРФ входят семь муниципальных образований). Решается вопрос о включении в Арктическую зону муниципального образования «Городской округ Воркута» Республики Коми.

По словам Владимира Булавина, на арктических территориях Северо-Запада реализуется около полутора десятков крупнейших инвестиционных проектов в сфере разведки и добычи полезных ископаемых. Месторождения Тимано-Печорской нефтегазовой провинции обладают запасами нефти и газа в несколько миллиардов тонн условного топлива. На шельфе Баренцева, Печорского и Карского морей разведаны 25 месторождений нефти и газа. Тимано-Печорский бассейн вместе с шельфом Баренцева моря формируют единую нефтегазовую суперпровинцию.

В статье отмечается, что особое значение для арктических регионов приобретают вопросы развития транспортной инфраструктуры. При этом, констатирует Владимир Булавин, сегодня в Мурманской области 39 населенных пунктов из 145 не имеют выхода на автодороги с твердым покрытием, в Архангельской области – 1807 из 3951, в Ненецком автономном округе – 30 из 35. Недостаточно развита и сеть железных дорог, по-прежнему невысоким остается объем местных авиаперевозок.

«Тем большее значение для СЗФО приобретают перспективы реализации таких глобальных транспортных проектов как строительство железнодорожной магистрали «Белкомур», железных дорог Сосногорск – Индига, Воркута – Усть-Кара, автодороги Сыктывкар – Ухта – Печора – Усинск – Нарьян-Мар, развитие портовых комплексов в Мурманске и Архангельске, строительство портов в Варандее, Индиге и Беломорске и многое другое», – подчеркивает полпред.

По его оценке, доля транспортных издержек в стоимости конечного продукта в АЗРФ доходит до 60% (в среднем по стране – 10%). В этой связи требуется разработка и реализация мероприятий по развитию единой Арктической транспортной системы Российской Федерации, ориентированной на круглогодичное функционирование. Она должна включать в себя Северный морской путь и тяготеющие к нему меридиональные речные, железнодорожные и автодорожные коммуникации, а также аэропортовую сеть.