Вы здесь

Развитие туризма: дело власти и бизнеса

Вице-губернатор Галина Медведева отчиталась перед депутатами окружного собрания по итогам туристического года в НАО. Приведенные цифры внушают оптимизм, однако успокаиваться рано: проблем остается еще очень много.

Их решение потребует как большого профессионализма со стороны власти, так и активного участия бизнеса. Общественные организации, СМИ и простые жители тоже не должны оставаться в стороне: ведь на кону перспективный источник повышения доходов округа.

Самое главное достижение: в 2015 году Ненецкий округ, наконец, появился на карте направлений массового туризма. Власти не жалели усилий, чтобы представители туриндустрии приехали в Нарьян-Мар, посмотрели красоты, которыми богат регион, и стали предлагать их своим клиентам.

Эта задача решается достаточно успешно. Весной в округ приехала глава Ассоциации туроператоров России (АТОР) Майя Ломидзе. Она участвовала в работе форума дружбы «НАО – Ворота в Арктику». Увидев, что отношение властей округа и лично губернатора Игоря Кошина к развитию внутреннего туризма самое серьезное, М. Ломидзе помогла организовать поездку в Нарьян-Мар представителей ведущих туроператоров страны.

Их визит был хорошо организован: постарался и Туристический культурный центр, и гостиницы города, и местные предприниматели, и департамент образования, культуры и спорта, который устраивал круглые столы и помогал налаживать связи между заинтересованными сторонами. Рекламно-информационный тур назывался «Доступная Арктика», его целью было представить возможности НАО именно для массового туризма. Представители туроператоров – большие профессионалы в своем деле, от их зоркого взгляда не укрылись многочисленные недостатки и проблемы, мешающие НАО оказывать туристам качественный прием.

Внимание было обращено, прежде всего, на непрозрачность формирования цены тура – ведь массовый турист в России сегодня имеет возможность выбрать, куда ему поехать, поэтому стоимость поездки должна быть для него привлекательной. Конкурентоспособную цену нужно предлагать не в ущерб качеству, потому что турист ждет услуг определенного уровня, и за качественные услуги он готов платить.

Показательный Новый год

Представители туроператоров оставили свои рекомендации, на которые стоит обратить самое пристальное внимание, но главное – в ходе визита были установлены важные контакты, которые позволили уже в новогодние праздники принять первые группы, собранные при содействии москвичей.

По оценкам предпринимателей, только одна группа из 14 человек за четыре дня праздников потратила на сувениры, оленину, рестораны порядка 500 тысяч рублей – не считая оплаченной ими стоимости самого тура. Другая группа в 17 человек оставила за те же праздники в Нарьян-Маре не меньше. При хорошей постановке дела этот поток может вырасти многократно, и несложно подсчитать порядок доходов, которые получат предприятия НАО и, следовательно, казна округа.

Визиты этих групп показали также, что в НАО едут сегодня туристы, уже много видевшие и много где бывавшие. Все наши гости ездили уже по десяткам маршрутов внутри России, бывали в десятках стран мира, включая самые экзотические, не понаслышке знакомы с сервисом самого высокого уровня. Прием таких групп накладывает на наших предпринимателей, туроператоров, власти большую ответственность: здесь тот случай, когда именно первые ласточки могут сделать погоду.

Сарафанное радио работает порой куда эффективнее обычной рекламы, поэтому нужно собирать отзывы туристов о поездках и обязательно учитывать их замечания и предложения в дальнейшей работе.

Если судить по отзывам новогодних групп, они не были разочарованы замечательной заполярной природой, северным сиянием. Особенно им понравились поездки к оленеводам, наблюдение за бытом северян, общение с местными жителями, которые рассказывали им о традициях и обычаях коренных малочисленных народов. Приятно удивила гостей и кухня нашего региона, такого богатства блюд из оленины мало кто ожидал. Представляется, что именно на создание стандарта обслуживания туристов и нужно обратить особое внимание – необходимо сделать так, чтобы и впредь никто из них не уезжал из Нарьян-Мара разочарованным.

Внимание властей

Все предпосылки для ускоренного развития туризма в НАО есть, и одна из них – изменившееся за последние пару лет отношение властей к туристической отрасли.

Правительство России сегодня озабочено импортозамещением и не выпускает внутренний туризм из своего поля зрения. В январе в Сочи прошло совещание, в ходе которого премьер Дмит-рий Медведев поручил принять меры по его поддержке. Поручения касаются всех основных слабых мест отрасли, среди которых запредельные порой цены на транспорт, устаревшая или вовсе несуществующая инфраструктура, а также плохое продвижение туристических продуктов на российском и мировом рынках.

Министерство культуры, которое с недавних пор курирует отрасль через подчиненный ему Ростуризм, разработало свой комплекс мер. В частности, предлагается оказывать финансовую поддержку туроператорам по образцам, применяемым в других странах, субсидировать чартерные перевозки, увеличить инвестиции в развитие инфраструктуры туризма и его маркетинг. О чартерах в Нарьян-Мар можно только фантазировать, но некоторыми программами федерального центра округу не грех воспользоваться.

Надо отметить, что власти Ненецкого округа хорошо осведомлены об инициативах Ростуризма и стараются принимать в них участие. Правда, результаты этих начинаний далеко не всегда очевидны. Например, подробная информация о десятках туристических объектов и маршрутов НАО на русском и английском языках была включена в конце 2015 года в мобильный путеводитель TopTripTip, который частная компания «Аппреал» продвигает на рынке при содействии государства. Это пока новый для рынка продукт, и такие его конкуренты, как Trip Advisor, куда более популярны, так что эффективность размещения именно там данных об объектах округа остается под вопросом. Впрочем, информации удалось собрать много, она всегда может быть использована и в других подобных проектах.

Вице-губернатор Г.Б. Медведева также упомянула в своем отчете, что округ вошел в проект «Серебряное ожерелье России». В его рамках 11 регионов страны разрабатывают совместные маршруты и взаимно продвигают друг друга.

«Серебряное ожерелье» – это своего рода продолжение «Золотого кольца». Предполагается, что массовые туристы должны иметь возможность посетить не только всемирно известные города Центральной России, но и проехать по менее известным маршрутам Новгородской Руси, из которых, собственно, «Сереб-ряное ожерелье» и сформировано. Попадание НАО в этот проект можно объяснить тем, что Печорский край исторически близок к Новгородским землям.

Однако на практике участие в «Ожерелье» может помочь развитию туризма в НАО разве что в смысле обмена опытом. Ведь трудно представить себе маршрут, в ходе которого туристы посетили бы Нарьян-Мар после, допустим, Пскова или Вологды. Мешает плохая транспортная доступность НАО и сверхвысокая стоимость авиабилетов в 83-й регион.

Галина Медведева перечислила много мероприятий, связанных с туризмом, в которых округ участвовал или которые организует. Среди них и соревнования на снегоходах, и традиционное состязание оленеводов «Сямяхат мерета», и другие события. Не хватает, впрочем, хотя бы краткого анализа календаря праздников, фестивалей и других событий НАО и предложений по его доработке. Календарь бы показал, в какие дни и месяцы стоит организовать дополнительные события, куда нужно направить усилия и ресурсы с тем, чтобы на протяжении всего года туристы могли найти для себя в округе что-то интересное.

«Няръяна вындер» продолжит разговор о проблемных точках развития туристической отрасли в регионе в одном из ближайших номеров.