Вы здесь

О хлебе насущном...

В Ненецком округе завершился период навигации и настало время подвести ее итоги. О том, насколько успешно проведена кампания по доставке продуктов питания в населенные пункты округа, как в ближайшее время изменятся сельские магазины и какие новшества ждут покупателей на селе, нам рассказала председатель правления Ненецкого окружного Союза потребительских обществ Наталья Кардакова.

– Наталья Александровна, можно ли назвать навигацию нынешнего года успешной для окружного Союза потребительских обществ, и удалось ли доставить в села запланированный объем продуктов?

– В этом году навигация открылась позже обычного: в предыдущие годы наши суда начинали ходить уже в конце мая, а в этом году первое судно отправилось только 17 июня. Тем не менее, во всех населенные пунктах, где функционируют наши общества, обеспечена продовольственная безопасность. На сегодняшний день в села завезено около четырех тысяч тонн продуктов, 40 процентов этого объема нам удалось завезти зимником, остальные 60 – в летний период. В навигацию мы стараемся максимально обеспечить села на западе округа, зимой – восточные, Харуту и Хорей-Вер. Проблем с отсутствием продовольствия не возникнет и в период межсезонья, необходимые продукты в труднодоступные села мы будем доставлять авиатранспортом. К тому же, у нас всегда имеется стратегический запас основных продовольственных товаров, таких как крупа, макаронные изделия, растительное масло, сахарный песок, чай, то есть тех продуктов, без которых человек не сможет прожить в условиях Крайнего Севера. Мы запасаем переходящие остатки продуктов, но уже в меньших объемах, поскольку сейчас в зимнее время существует транспортное сообщение со всеми окружными селами, кроме Индиги. Но даже когда в начале января в Индиге сгорела пекарня, люди не остались без хлеба – его завозили на снегоходах и вездеходах из Нижней Пеши. Сейчас пекарня в поселке функционирует, она расположена в здании бывшей столовой, конечно, условия там далеки от идеальных, но современное оборудование и ответственная работа пекарей позволяет обеспечить население хлебом.

– Потребительским обществам предоставляется окружная субсидия на частичное возмещение затрат по доставке товаров и по производству хлебобулочной продукции. Пожалуйста, расскажите об этой программе.

– Да, поддержка со стороны окружных властей существует. В 2010 году разработана программа «Поддержка сельского потребительского рынка на территории НАО на 2011-2015 годы». В соответствии с этой программой нам предоставляются субсидии в размере 80 процентов по доставке основных продуктов. Многие сейчас задаются вопросом, почему не снижаются цены, раз большая часть по доставке продуктов возмещается. Но в данном случае учитывается то, что нам необходимо оплачивать погрузочные и разгрузочные работы, труд продавцов. Кроме этого наши сотрудники получают полный соцпакет, отпускные, мы своевременно и в полном объеме платим налоги. От этого и зависит цена на продукты в наших магазинах. Так же нам возвращается часть затрат по производству хлеба и хлебобулочных изделий. Могу с уверенностью сказать, что Ненецкий округ – один из очень немногих регионов России, где с 2010 г. цена на хлеб не поднималась, и сегодня составляет 32 рубля за килограмм на основные сорта хлеба. Это хорошая помощь и поддержка как производителей хлеба, так и населения, все-таки самый необходимый продукт – это хлеб. И мы постоянно стараемся увеличить ассортимент булочных и кондитерских изделий.

– Модульные магазины, которые сегодня появились во многих селах округа, тоже удалось приобрести с помощью этой программы?

– Да, часть затрат на приобретение модулей и техники тоже покрывается окружной субсидией. Центральный союз потребительских обществ ставит вопрос об эффективности работы, но достичь ее можно только в больших населенных пунктах, а у нас в 19 поселениях проживает менее 300 человек, при этом в некоторых населенных пунктах износ зданий магазинов составляет 100 процентов. Поэтому у нас была разработана и принята окружная программа по развитию торговли. Эта программа позволила нам в прошлом году приобрести 15 единиц техники, три модульных здания магазина, а в этом году – 11 единиц техники и 19 модулей магазинов. Материальная база постоянно обновляется, большой плюс этих магазинов в мобильности, их можно установить практически в любой точке и обеспечить шаговую доступность к торговому павильону. Люди, живущие на селе, должны обслуживаться в хороших условиях, чтобы наши деревни не опустели, и не уезжала молодежь. Во многих населенных пунктах появились кафе, куда можно прийти отдохнуть, организовать праздники и другие мероприятия. В Индиге мы установили модульное кафе, оно неплохо зарекомендовало себя в условиях Крайнего Севера, вскоре такие же модули появятся и в других поселках. Еще одно новшество, уже полюбившееся сельским жителям, банковские терминалы – совместный проект нашей системы и Сбербанка. У многих сейчас есть карточки, ими удобно расплачиваться в магазине. Да и для продавцов эта система удобнее, деньги практически сразу поступают на счет организации, не надо ждать рейсового самолета, чтобы отправить выручку. Такие терминалы уже работают в Неси, Оме, Нижней Пеше, Индиге, Хорей-Вере, Красном, Оксино. В ближайшее время они появятся в Харуте и припечорских селах.

– Недавно у вас появилось еще одно новшество: стала продвигаться автоматизация торговых процессов на селе. Каких результатов уже удалось достичь?

– Пока мы делаем только первые шаги в этом процессе, но уже вполне уверенно. Понятно, что в магазине, оборудованном кассовыми аппаратами и считывающими устройствами, приятнее работать и приобретать товар. Все товары занесены в компьютерную базу данных, на каждую упаковку нанесен штрих-код, поэтому перепутать ценники невозможно. А продавец по базе данных может точно определить количество оставшегося товара. Сейчас такое оборудование уже осваивают в Оме, в ближайшее время будет установлено в Неси. Этот проект направлен на повышение конкурентной способности торговой деятельности потребительских обществ.

– Насколько остра сегодня проблема кадров, есть ли нехватка специалистов?

– Да, к сожалению, мы испытываем кадровый голод. Найти работников на селе сложно, нам не хватает продавцов, еще больше мы нуждаемся в пекарях. Печь хлеб – тяжелый труд, и не для каждого посильный. Сегодня мы закупаем электропечи для пекарен, это облегчает работу, женщинам не приходится больше таскать уголь. Ставим вытяжки, чтобы в помещениях было не так жарко. С появлением в селах кафе понадобились повара и технологи. Привлечь в округ специалистов проблематично, поэтому мы организуем обучающие курсы в селах. Уже два раза к нам приезжала технолог из Йошкар-Олы, обучала сельских пекарей выпекать булочные и кондитерские изделия. В июне организовали занятия для продавцов, чтобы наши специалисты знали и применяли на практике прогрессивные формы торговли, правильно выставляли товар в магазине, были приветливы с покупателями. Для управляющего состава тоже существует образовательная программа, руководители местных потребительских обществ должны владеть современными методами управления коллективом и уметь организовать сплоченную команду.

В общем, мы стараемся сделать все, чтобы людям жить было интереснее и удобнее – ведь по прежнему потребкооперация в НАО остается центром общения на селе.