В декабре минувшего года в НАО приехал работать новый начальник дорожной полиции майор Александр Стрепетилов. На недавней встрече с журналистами газеты он рассказал о своих первых впечатлениях об округе, ситуации на наших дорогах и главных проблемах дорожных полицейских в регионе.
Александр Стрепетилов родился и вырос в Горно-Алтайске. Службу начал в 2001 году стажером дорожно-патрульной службы, затем работал инспектором, прошел все карьерные ступени, зарекомендовал себя хорошо, и в 2009 году был назначен начальником отделения ГИБДД Горно-Алтайска.
– Город у нас тоже маленький, около 60 тысяч жителей, и тоже является столицей субъекта Федерации. Так что, сходство с Ненецким округом есть: две маленьких региональных столицы. Я женат, у меня трое сыновей, все учатся в школе. Семью в Нарьян-Мар пока не перевез, но планирую, жена согласна и меня поддержала. Назначение в НАО мне очень интересно: дорожная ситуация, климат, специфика – это для меня совершенно новый опыт, – начинает рассказ Александр Стрепетилов.
– Как вам наш Нарьян-Мар?
– Сразу понравился: небольшой уютный город, с доброжелательным населением. Удивило, как много у вас машин. Мне коллеги в Горно-Алтайске говорили: а зачем там вообще начальник ГАИ? Город маленький, ехать некуда, кругом тунд-ра… На практике оказалось совсем не так. Плотность транспорта, особенно в сравнении с плотностью дорожной сети, у вас – очень большая. Количество автомобилей возрастает на тысячу единиц ежегодно. В начале 2013 года их было 17 тысяч, в начале 2014-го – уже 18 с лишним. Очень моторизованный регион.
– Хорошо живем, значит?
– Живем-то мы лучше в личном плане, машины покупаем, а вот инфраструктура остается на прежнем уровне. Дорог явно недостаточно. Существующие дороги с потоком не справляются. И в час пик – утро, обед и вечер – это особенно заметно. В случае ДТП – на мосту и возле него – движение от Искателей в город парализуется. И здесь же проходит единственный путь в аэропорт. Люди могут опоздать на самолет. Единственное решение – устройство дополнительных путей. В администрации округа мы на эту тему общались. Проект обустройства объездных дорог есть, теперь вопрос касается финансирования.
– С глобальными задачами понятно. А чем будете заниматься сейчас, в ближайшее время?
– В первую очередь, меня интересует стабилизация обстановки с ДТП, снижение их количества и, конечно, уменьшение числа травмированных и погибших на дорогах. В прошлом году стало больше дорожно-транспортных происшествий, возросло число раненых на дорогах. В 2013 году в ДТП погибли трое, в 2012-м их было четверо. В чем причины? Вот смотрите: раньше человек всю жизнь копил на машину, потом соблюдал все требования, правила, был очень дисциплинированным, потому что машина досталась ему большим трудом, вторую уже не купишь. А сейчас возможность приобрести или поменять автомобиль есть у большей части населения, это касается и молодежи, а вот дисциплина вождения у них отсутствует. Молодому человеку кажется, что курсы он прошел, всему научился, правила, в общем-то, знает, и может ездить. Но опыта у него еще нет, да и стиль вождения зависит от человека, от его менталитета, воспитания. Мы в своей профилактической работе должны это учитывать.
– Актуальна ли для НАО проб-лема поборов на дорогах? Здесь это редко встречается, город маленький, все друг друга знают, но эпизоды все же были…
– Во многом это зависит от самих водителей. Если бы водители не давали денег, чтобы уйти от законной ответственности, то и повода взять бы не было. Часто водители сами рады дать взятку. А законом ответственность предусмотрена как для того, кто дает, так и для тех, кто берет. Конечно, вымогательство взятки со стороны сотрудника недопустимо. Я не в праве никого осуждать и подозревать, но те, кто будет замешан в чем-то, в законном порядке понесет ответственность. И от таких кадров мы будем избавляться. Мы собирались с личным составом на беседу, я думаю, мою позицию все поняли – ни одного расхождения с законом о полиции в деятельности нашего подразделения быть не должно. Нарушений законодательства мы не допустим.
– Как вы оцениваете техническую оснащенность своего подразделения?
– Сегодня каждый служебный автомобиль оборудован видеорегистратором, который записывает происходящее как снаружи, так и внутри машины. Карты памяти с записями сдаются по окончании смены, командиры смотрят не только за поведением сотрудников, они также следят за их работой. Если есть нарушение, а сотрудник не прореа-гировал – это тоже неправильно. Скоро, кстати, все автомобили ГИБДД будут оборудованы планшетами с базами данных по транспорту. Планшеты у нас уже есть, сейчас устанавливаем на них программное обеспечение. На территории города установлены пять комплексов фото- и видеофиксации, все работают, постановления по итогам их работы выписываются регулярно. Информацию снимаем ежедневно. Если нарушил – «письмо счастья» придет обязательно. За прошлый год мы выписали более 2 000 постановлений по этим комплексам. В этом году будет установлено еще четыре комплекса.
– Насколько дисциплинированы пешеходы в Нарьян-Маре?
– Надо сказать, что в вашем городе, как правило, не бывает больших скоростей, все ездят неспешно. И это несколько притупило чувства пешеходов, они не уделяют должного внимания правилам. Думают: все равно машина успеет остановиться. Но так бывает не всегда. Много раз видел, как пенсионеры переходят дорогу там, где им удобно. Да и молодежь хороша – капюшон натянут, ему практически ничего не видно, а он идет по обочине да еще по мобильному разговаривает, и вдруг резко сворачивает и переходит дорогу. Так до беды недалеко! Вообще, надо работать над разграничением транспортного и пешеходного потоков, оборудовать тротуары, где их нет, тогда будет резкое снижение дорожного травматизма. Нужно качественно менять инфраструктуру, в том числе, например, строить надземные переходы, чтобы не было соблазна перебегать дорогу в неположенных местах.
– Разогнаться у нас можно на зимнике. Как планируете построить работу там?
– Да, многие водители хвастаются, что гонят под 90 и 100 километров в час. И с такой скоростью летят многотонные КамАЗы, а не легковушки. Контроль за сезонными дорогами должен быть очень серьезным. На зимник я выезжал уже дважды. Один контрольный пост у нас расположен в поселке Харьягинский, на границе с Коми. В случае ДТП на зимней автодороге или на месторождении сотрудники именно этого поста выезжают на место происшествия. Нами разработан план работы на зимнике, и уже состоялся выезд по обеспечению безопасности движения, мы работали с инспекторами, выявляли нарушения, смотрели, в каком состоянии находится транспорт юридических лиц, проверяли дальнобойщиков в ночное и дневное время. И огласка на зимнике сразу же пошла, что сотрудники ДПС работают, так что водители с нарушениями уже не поехали, да и скорости поубавили. План есть, будем по нему выезжать, работу на зимнике продолжим в обязательном порядке.
Фото Елены Бобровой