Вы здесь

В одну телегу впрячь не можно?...

Устали, однако...

В мае 2014 года среди жителей округа проводился опрос на тему, как должны проходить соревнования на снегоходах и гонки на оленьих упряжках: «два в одном» или в разные дни? Сколько участников – столько и мнений: одни за проведение в одно время, другие – против. В основном за «два в одном» были те, кто любит шум, яркое красочное шоу, праздник в самом широком смысле этого слова. Те, кто никогда не был в тундре, не знает ни законов, ни уклада жизни тундровиков, видит только то, что на поверхности: вереницы упряжек, перегоняющих друг друга.

Действительно, со стороны оленьи гонки выглядят эффектно. Зрителям кажется, что громкие крики каюров, погоняющих животных, это крики радости, удали, восхищения от быстрой езды. На деле же эти душераздирающие вопли рассчитаны лишь на то, чтобы испугать и без того напуганных оленей. Животные в стрессовом состоянии. Бегут из последних сил в страхе от криков, боли, наносимой хозяином или хозяйкой тяжелым хореем по чему попало. Многолетние наблюдения за всем этим толкают на мысль, что некоторые молодые оленеводы смотрят на оленей только как на средство передвижения, забыв, что это живые существа, чувствующие боль и страх, усталость, голод, что олени достойны сострадания и жалости, они безропотно служат человеку, дают все, что нужно для жизни в тундре.

И многим невдомек, что после этих гонок, по словам одной из участниц, загнанные олени уже не могут использоваться в хозяйстве как ездовые. Против объединенного шоу высказываются представители коренной национальности.

Ольга Латышева: «Это совершенно разные мероприятия, снегоходы – это спорт, а оленеводство – традиционный образ жизни».

Иван Ледков: «Буран-Дэй» и «Сямянхат мерета» объединять ни к чему. Гонки на оленях – это уникальные соревнования, отражающие самобытность ненецкого народа».

Александр Белугин: «Праздники все же лучше проводить отдельно, в два дня. Проще из «Буран-Дэя» убрать оленьи упряжки».

Есть еще мнение тех, кто родом из тундры, единое мнение старшего поколения нашего народа: выдуманные соревнования в городе совершенно не нужны. Надо прекратить мучить оленей и отрывать людей от весенних забот. Ни одному ненцу не пришло бы в голову организовывать какие-то соревнования на оленьих упряжках весной, да еще ехать в Нарьян-Мар за десятки–сотни километров. Сколько можно писать, говорить, доказывать, что весна для оленеводов и оленей – самое трудное время года: олени истощены, им трудно доставать корм из-за постоянной перемены погоды. То оттепели, то заморозки, твердый заледенелый наст, отсутствие проталин оставляют их полуголодными. А оленеводам нужно спешить к местам отелов, поэтому в марте происходят постоянные ямданки, а на пути столько преград. Тундровикам не до праздников весной! У ненцев не было такой традиции. Это искусственно созданное властями Ненецкого, Ямало-Ненецкого округа, Мурманской области и Республики Коми мероприятие.

День оленя в Ненецком округе был впервые проведен в августе 1932 года. До создания колхозов ненцы-частники жили обособленно друг от друга. Конечно, ездили в гости к родственникам, в деревни за продуктами, там гостили у знакомых «на фатерах». Отмечали какие-то даты в семье: рождение ребенка, свадьбы, но это только в кругу близких родственников. А чтобы собираться вместе на праздник из разных стойбищ, такого раньше не было.

Какой же вывод? День оленя – это советский праздник, установленный окружными властями для удобства проведения итоговых собраний, политических мероприятий, просчетов. Именно в это время (в августе, а не в марте или апреле) после деловой части проводились различные национальные соревнования, в том числе и гонки на оленьих упряжках. Традиционно запрягали по пять-шесть специально обученных, красивых, упитанных одномастных быков. Это не нынешние упряжки по три тощих, жалких, уставших от долгого пути оленя. За 83 года существования Дня оленя этот праздник стал традицией. А откуда же пошли гонки нарьянмарские, кто их автор?

Первые соревнования были организованы в Нарьян-Маре 22 апреля 1999 года. Организатором их был глава округа Владимир Бутов. Тогда впервые на Качгортинской курье сошлись вместе «Бураны» и олени. А затем, как по эстафете, эти гонки стали переходить от одного губернатора к другому. Менялись названия, появились соревнования на приз Артура Чилингарова, затем «Буран-Дэй»... Каждый руководитель вносил свою лепту. Возникает вопрос: не лучше ли оленеводам участвовать в соревнованиях на снегоходах, чем гонять по тундре тощих, голодных оленей? Приехали в Нарьян-Мар, поучаствовали и уехали назад, как это делают жители окружных сел. Иногда кажется, что оленьи упряжки рядом с шумными, ревущими, пугающими стремительностью железными конями никому не нужны, и пригоняют их сюда только для того, чтобы придать празднику национальный колорит, развлечь горожан и гостей.

Организаторы уверены, что гонки на оленьих упряжках проводятся чтобы показать образ жизни, культуру и традиции нашего народа. Культура – понятие обширное. Хочется спросить: что нового представители других народов узнают о ненецкой культуре на этих гонках? Видят ли они красивую национальную одежду и обувь, нарядные женские и изящные легкие мужские нарты, гладкие крашеные, изготовленные по всем канонам хореи с наконечниками? И, наконец, на каком языке разговаривают ненцы, слышна ли здесь ненецкая речь? Ничего подобного вы тут не увидите и не услышите. Нарты тяжелые, грубые. У некоторых – сделанные наскоро из сырого дерева с использованием капроновых веревок. По словам пожилого оленевода, молодые не умеют и не хотят учиться делать нарты. Упряжь – тоже из капроновых веревок.

Вопрос к организаторам: прописаны ли какие-то требования к приезжающим на гонки? Судя по тому, на каких оленях, на каких нартах, в какой одежде и т.д. приезжают на соревнования оленеводы, можно сделать вывод: никаких общих требований к участникам не предъявляется. Получается, все равно – как, на чем, на каких оленях, в какой одежде... Лишь бы приехали. При таком отношении к серьезным вопросам мы не только не сохраним настоящую культуру, но и опошлим ее, потеряем, погубим. Очень хочется, чтобы этот материал прочитали организаторы очередных гонок на оленьих упряжках в Нарьян-Маре и, наконец, поняли, что не было и нет такой традиции у ненецкого народа проводить подобные соревнования в это время года.


Тему, поднятую Валентиной Ханзеровой, комментируют люди, хорошо знающие тундровую жизнь.

Матвей Чупров, депутат Архангельского областного Собрания:

Люди и олени нужны друг другу

– Хорошую тему поднимает Валентина Артемьевна Ханзерова. Мы давно говорили, что гонки надо разделить: снегоходные и оленьи проводить отдельно друг от друга. Не надо смешивать два больших красивых праздника, каждый из которых сам по себе замечателен. И в нынешнем году это наконец свершилось. В ближайшую субботу на юбилейных снегоходных гонках на приз Артура Чилингарова оленьи упряжки будут только катать желающих, а не соревноваться под рев снегоходов.

А вот читать о том, что тунд-ровики своих оленей безжалостно загоняют, было обидно. Отношение к оленю у пастухов особое. Олень – это жизнь, это все, что дает человеку возможность жить в тундре. С другой стороны, это животное, которое служит человеку, на котором он ездит, дрессирует его, а при дрессировке одними лишь лаской и любовью не обойдешься. И весь процесс обучения ездовых оленей – это процесс воспитания, порой довольно жесткого. Он начинается с того момента, когда молодого быка отловили в стаде, одели на него веревку, а он упирается, не понимает, что с ним происходит, что теперь его свобода будет ограничена. Рассуждать о том, гуманно это или безжалостно, на мой взгляд, не стоит, ведь когда-то, давным-давно, кому-то было угодно сделать так, чтобы человек и олень жили вместе. Наверное, высшие силы распорядились так, чтобы олень стал тем прирученным животным, которое помогает человеку. Как, например, собака, которую мы порой держим на привязи, ограничивая ее свободу. Если говорить, что таким образом мы мучаем животное, издеваемся над ним, можно уйти в никуда. Исторически тундровики всегда ездили на оленях. И не только в стадо, но и охотились на них, загоняли песцов. Если оленеводу нужно ускорить движение, значит, нужно подгонять ездовых.

Теперь по поводу времени проведения оленьих гонок. Понятно, что весна – это подготовка к отелу. Но это и единственное время, когда оленеводы из разных хозяйств, разных тундр могут собраться вместе. Зимой это нереально – слишком короткий день. Летом бригады находятся далеко друг от друга – даже День оленя зачастую празднуют отдельно в разных бригадах. А встретиться тундровикам хочется, им есть о чем поговорить, посоветоваться. Это не только соревнования, это процесс, который обеспечивает развитие. Выявляется лучшая упряжка, лучший передовой – тундровики видят, к чему надо стремиться, узнают, как готовиться к победе. К тому же на гонки ездят далеко не все, а те, которым хочется показать свое мастерство, свою удаль, попробовать свои силы. Это замечательный праздник, который по праву стал традицией нашего округа.


Валентина Ледкова, СПК «Ерв», неоднократная победительница гонок на оленьих упряжках:

Своих ездовых знаю лично

– На мой взгляд, гонки на олень-их упряжках не надо совмещать со снегоходными. С другой стороны, в снегоходных участвуют, в основном мужчины, а они хотят посоревноваться и там, и здесь. Мое мнение – правильно, что из «бурановских» гонок убрали упряжки, а вот апрельскую «Сямянхат мерету» трогать не надо.

Я с 17 лет участвую в гонках на оленях. Ни одного соревнования не пропустила. Каждый раз делаю это с удовольствием, и не только ради самих состязаний. Для нас очень важно, что гонки дают возможность пообщаться с тундровиками из других бригад и хозяйств. Встречаемся мы редко, даже если живем в одном поселке – то мы приезжаем домой, а они отправляются в тундру, то наоборот.

Вообще, тундровики ждут нарьян-марских гонок, и к оленям, которых подбирают для участия в соревнованиях, отношение особое. Мы, например, в прошлом году своих на машине в Нарьян-Мар везли – берегли их, чтобы они ноги не растянули на большом расстоянии. И обратно на транспорте доставили – они усталые после соревнований. Пищу с собой везем – специально собираем ягель, запасаем два-три мешка.

Мы с супругом Александром Михайловичем немало земель на оленях проехали. И в Нельмин Нос на них добираемся, и в Хорей-Вер. Один тундровик сказал: «Нет таких людей, которые больше, чем вы, на оленях по тундре проехали». Не каждый хор может стать ездовым, а уж для участия в гонках отбираем самых лучших. Смотрим телосложение, характер, повадки. Выбираем самых скоростных. Они с молоду в стаде видны. У оленеводов на этот счет глаз наметанный, могут сразу определить, кто во что горазд.

Среди оленей есть, так сказать, профессиональные гонщики, они участвуют в соревнованиях до самой старости. Конечно, после выступления им дается «отпуск» – их не запрягают месяц, а то и два. Потом они работают наравне со всеми ездовыми. А вот самых красивых и быстроногих тундровики берегут и запрягают только в особых случаях. Гоночные олени всегда у пастухов в любимчиках. И сам олень знает, кто сзади него на нар-тах сидит. Если посторонний, может его игнорировать. Я своих ездовых, на которых на гонках выступаю, лично знаю, а они меня. Поэтому и не подводят. Вот и на прошлой «Сямянхат мерете» моя упряжка пришла первой. И одежда моя была признана самым красивым национальным нарядом – выступала в панице, которую моя мама шила, а шапка с медными украшениями мне еще от прабабушки досталась. Думаю, что именно эта шапка и принесла мне победу. Ну и олени не подвели.