Вы здесь

С пылу, с жару

Свои первые пирожки пекарь высшего разряда Нарьян-Марского горпо Нина Коткина испекла под присмотром мамы, когда была еще школьницей. С тех пор немало воды утекло. И вот уже двадцать лет она радует нарьянмарцев ватрушками, рыбниками, рогаликами, плюшками и пирогами. Словом, всем тем, что можно испечь из дрожжевого теста.

С Ниной Игоревной мы встретились в пекарском цехе в конце ее рабочего дня, который приходится на полдень, ведь режим у пекаря не такой, как у большинства из нас.

– Встаю в три часа утра, потому что на работу надо к четырем, – с улыбкой объясняет моя собеседница. – Мы приходим на работу, надеваем спецодежду, изучаем заявки, делаем замес теста и заготовки. К девяти часам утра основная часть готовой продукции уже должна поступить на прилавки.

Она говорит, что давно уже приспособилась к необычному распорядку дня. И даже наоборот, находит в нем свои преимущества.

– В 12 часов дня я обычно уже дома, и, получается, целый день в моем распоряжении. Отбой – в девять вечера. Муж и сын относятся с пониманием, стараются вечером не мешать и не шуметь, а утром я хожу по квартире на цыпочках, чтобы их не разбудить, – продолжает Нина Коткина.

Родом она из села Несь, вместе с братом и сестрой-двойняшкой выросла в крепкой деревенской семье: мама была ветеринаром, отец работал приемщиком заготпункта.

Нина Игоревна с ностальгией вспоминает детство:

– Мама всегда отлично готовила и очень вкусно пекла, мы с сестрой любили сидеть рядом и наблюдать за ней. Можно сказать, она и натолкнула нас на мысль пойти в общепит. Теперь Ольга работает поваром, а я – пекарем. Кстати, нашей мамочке 71 год, и она до сих пор балует нас пирожками с мясом и ватрушками с картошкой. Они у нее по-прежнему необыкновенные!

Есть еще один интересный факт из жизни Нины Игоревны. После окончания восьмилетки она пошла было учиться на кондитера, но потом поняла, что возиться с пирожками и дрожжевым тестом ей нравится гораздо больше.

– Я не могу объяснить почему. Просто тесто – оно живое и отзывается на настроение: если ты чем-то огорчена, то и выпечка получится так себе. А если, замешивая тесто, улыбаешься, песенку напеваешь, пироги будут – хоть куда, – делится главным секретом пекарского мастерства Нина Коткина. – Я и начинающим пекарям-практикантам всегда говорю: «Дурное настроение оставляйте за дверями цеха». В нашем деле главное – не теория, а практика. Знакомая меня недавно спросила: «Неужели тебе не надоело изо дня в день печь одни и те же пирожки?» Я удивилась: «Разве можно не любить свое дело?» Усталость в конце рабочей смены я, конечно, чувствую, но это – приятная усталость, значит, я удовлетворена выполненной работой.

Всякое, конечно, случается. Даже у самого лучшего пекаря пирог может подгореть или не пропечься как следует. С одной стороны, это, конечно, дело житейское, а с другой – большая досада. И, если вдруг такое происходит, Нина Игоревна сильно расстраивается. Однако, в конце концов, все можно исправить и сделать так, чтобы покупатель остался доволен. На то она и профессионал.

Нина Коткина признается, что сама редко ест свои булочки.

– Стараюсь беречь фигуру, – смеется она.

А вот ее 18-летний сын Иван, который учится в техникуме и скоро станет спасателем, и дня не может прожить без вкуснейших маминых пирожков.