Вы здесь

С верой и правдой

В рамках подготовки к 400-летию протопопа Аввакума в Нарьян-Маре прошел съезд староверов-поморцев Ненецкого автономного округа.

Юбилей духовного лидера старообрядчества будет отмечаться в 2020 году, причем не только на региональном, но и на федеральном уровне. По поручению президента Владимира Путина организацией юбилея Аввакума занимается Министерство культуры РФ. Создан специальный комитет и утвержден план мероприятий.
О том, какие события пройдут в нашем регионе в рамках 400-летия священномученика, подробно рассказал на съезде председатель комитета культуры и туризма департамента образования, культуры и спорта НАО Сергей Кулаков, отметив, что часть рекомендаций к федеральному плану поступила от старообрядческой поморской общины Нарьян-Мара.
– Все предложения, которые мы направляли, вошли в план, – рассказал Сергей Кулаков. – В сентябре планируем открыть выставку-презентацию книги краеведа Александра Чупрова «Люди-ти живут. Староверы на краю земли Ненецкого округа». Уникальность этой монографии в том, что она открывает малоизвестный пласт истории Нижнепечорья: поиск староверами своего места в обществе, этапы развития и современное состояние старообрядчества.
Кроме того, в округе создан оргкомитет по проведению юбилея. Округ ждут сначала Малые, а затем Большие Аввакумовские чтения, встреча староверческих родов, запланировано издание альманаха «Староверы Заполярья, потомки Аввакума». В городище Пустозерск на предполагаемом месте казни будет проведена реставрация памятного знака и креста.
В юбилейный год пройдут несколько выставок, в том числе межрегиональная «Протопоп Аввакум: жизнь, творчество, вера» и краеведческая «Древлеправославие на Крайнем Севере: иконы, рукописные книги, личные вещи староверов, предметы культа». Знаковым событием станет финальный федеральный форум «Наследники Аввакума», который пройдет в столице НАО.
Съезд староверов-поморцев проходил в храме Богородицы Казанской и Святителя Христова Николы Чудотворца. В окружную столицу на несколько дней съехались делегаты российских старообрядческих поморских общин, церковнослужители, духовные отцы и члены старообрядческой поморской общины Нарьян-Мара. Накануне прошло заседание Совета общины, а затем всенощная и утренняя службы в старообрядческом храме на улице Первомайской.
Сейчас в России более 200 старообрядческих общин. Еще десятки таких же сообществ разбросаны от Бразилии до Австралии, куда многие староверы переехали в разные годы, спасаясь сначала от царских гонений, а затем от давления советской власти. Гость съезда из Республики Коми, известный меценат, попечитель Усть-Цилемской и Пижемской Поморской общины Вальтер Фот рассказал о своем проекте по реконструкции земляной тюрьмы, в которой много лет просидел протопоп Аввакум. Финансирование проекта меценат взял на себя.
– Идея витала давно, первоначально мы хотели воссоздать только яму, земляную тюрьму, в которой томились Аввакум и другие узники, – рассказал автор проекта. Но, чтобы облегчить визуальный осмотр, решили воспроизвести не только яму, но и возвести под крышей сруб с интерьерами XVII века. Эту работу начнем уже грядущим летом. На следующий год привезем и соберем сруб.
Официальный статус общины староверы Нарьян-Мара получили в 1998 году. Основатель – отец Пётр (Ляпунов) за эти годы лично крестил несколько сотен человек. А всего в общине сейчас состоят около семисот древлеправославных верующих.
В рамках съезда староверы-поморцы совершили поездку в городище Пустозерск – святое для каждого из них место. Именно здесь провел свои последние дни протопоп Аввакум, противник богослужебной реформы патриарха Никона и идейный вдохновитель старообрядцев. В Пустозерске – месте своей ссылки – он написал знаменитое «Житие», а в 1682 году, после того как провел 14 лет в земляной тюрьме, был заживо сожжен.
Единоверцы протопопа приезжают сюда каждый год со всего мира. Как рассказал Сергей Кулаков, в прошлом году это намоленное место посетили свыше 600 человек. Основная часть туров была организована музеем-заповедником «Пустозерск» и Нарьян-Марской старообрядческой общиной. Вот и в этот раз, добравшись на вездеходах до городища, участники съезда совершили крестный ход, провели службу в часовне, а затем традиционную трапезу.