Вы здесь

Мы – лидеры в освоении Арктики

Своим видением развития арктических территорий с читателями «НВ» поделился депутат Государственной думы Сергей Коткин. В редакцию газеты участник арктического форума прибыл сразу из столицы Поморья.
И встреча с журналистами, которая состоялась в рамках региональной недели, носила неформальный характер. За чашкой чая Сергей Коткин рассказал о впечатлениях от форума «Арктика – территория диалога».

Шок от возможностей

– На форуме был впервые. Очень впечатлен размахом мероприятия, масштабностью и актуальностью вопросов, поднятых на разных уровнях, – отметил Сергей Николаевич. – Самое главное, что Арктика не осваивается в одиночку, и надо уметь договариваться, в том числе и с иностранными партнерами. Начиная с освоения природных ресурсов и развития транспортных коридоров до науки и экологии.

Но то, что наше государство является лидером в освоении Арктики, – в этом нет никаких сомнений. Более 2 млн человек живет в Арктической зоне нашей страны. Россия занимает первые позиции в танкеростроении и освоении Северного морского пути. В рамках форума удалось побывать в Центре судоремонта «Звёздочка», где ремонтируют и изготавливают подводные лодки и корабли. Знаменитое северодвинское предприятие посетил впервые и в хорошем смысле был шокирован нашими возможностями. Поразил размах и размер судов. А также стопроцентное качество продукции и уникальность предприятия, которому нет равных в мире. И главное – много заказов. Ведь многие государства начинают создавать ледокольный флот для того, чтобы везти грузы по Северному морскому пути.

С освоением арктических территорий связано множество широкомасштабных проектов. К примеру, строительство железнодорожной магистрали «Белкомур», а также глубоководного района морского порта Архангельска. Потенциальный инвестор – компания из Китая – также принимала участие в форуме.

Хорошие перспективы строительства завода по производству сжиженного газа в Индиге и дороги на материк. Такие глобальные, стратегически важные и перспективные проекты надо реализовывать. Иначе мы можем потерять Арктику.

Только самолетом можно долететь

– Мы должны понимать, что мы будем делать с Севером, – отметил в ходе встречи Сергей Коткин. – Если развивать Арктическую зону, то мы должны знать, какие шаги необходимо предпринять. Обязательно должно быть федеральное финансирование, но в рамках чего? Надеюсь, что после арктического форума будут приняты основополагающие документы, без которых невозможно работать дальше. Так, в ходе совещания, которое состоялось на архипелаге Земля Франца-Иосифа, президент поручил председателю кабинета министров Дмитрию Медведеву ускорить доработку новой редакции госпрограммы социально-экономического развития Арктики. Напомню, что комитет Госдумы по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока рассматривал новую редакцию госпрограммы РФ по социально-экономическому развитию Арктической зоны до 2020 года. Тогда на заседании проект документа, в котором содержатся семь подпрограмм, был принят за основу, но отправлен на доработку с конкретными предложениями.

В частности, программа развития Арктической зоны РФ содержит материалы о развитии судоходства, ледокольного флота, снегоходной и болотоходной техники, однако, там нет упоминания о развитии малой авиации, на которой держатся северные территории. К примеру, чрезвычайно актуальна для Ненецкого округа транспортная проблема. Через десяток лет наш регион может остаться без самолетно-вертолетного парка, если не обновлять летную технику. Заканчивается ресурс вертолетов Ми-8, который составляет 35 лет. Нарьян-Марское авиапредприятие впервые за прошедшие десятилетия стало приобретать новую технику. Так, в парке судов уже есть два новых самолета ТВС. Один вертолет Ми-8 купили, еще один вертолет для санавиации на подходе. Но покупать вертолеты и самолеты для предприятия, пусть и с помощью регионального бюджета, весьма накладно, особенно в существующей экономической ситуации. В связи с этим готовим письмо в Минтранс с предложением внести изменения в постановление правительства № 1212 о правилах предоставления субсидий из федерального бюджета на возмещение российским авиакомпаниям части затрат на уплату лизинговых платежей за воздушные суда, получаемые по договорам лизинга или аренды для осуществления региональных воздушных перевозок.

Дело в том, что в соответствии с нынешней редакцией документа, компенсацию лизинговых платежей можно получить лишь при приобретении самолетов, а вертолет не отнесен к пассажирским воздушным судам и считается грузовым транспортом. К сожалению, когда на высоком уровне мы поднимаем вопросы о малой авиации, не всегда находим понимание. Представители ведомств порой даже не в курсе, что в Арктике мы перевозим на вертолетах не только грузы, но и пассажиров. Считаю, что в рамках программы по развитию Арктической зоны РФ нужна самостоятельная подпрограмма по развитию транспорта и транспортной инфраструктуры на Севере.

Найти концы

– Северные территории очень ждут принятия закона об Арктической зоне РФ, – продолжил депутат Госдумы. – В частности, документ устанавливает понятийный инструментарий по будущим опорным зонам, то есть проектам планирования и обеспечения комплексного развития арктических территорий, где будут развернуты механизмы частно-государственного партнерства. Таких опорных зон предлагается создать восемь. Пока же закон об Арктической зоне РФ гуляет по коридорам власти. И функции единого документа выполняют порядка 500 существующих сейчас правовых актов.

Добавлю, что развитие Арктики тесно связано с решением социальных проблем в регионе. Но льготы для северян, которые были в советское время, потихоньку сходят на нет, – отметил Сергей Коткин. – Об этой ситуации особо никто не говорит, но этот

вопрос необходимо поднимать на всех площадках. Увы, депутатов, которые этим занимаются на уровне Госдумы, пока немного. Честно говоря, у меня порой не хватает сил и полномочий, а объединить усилия с другими «северянами» в Госдуме пока затруднительно по ряду причин. Иногда трудно найти концы среди бюрократических хитросплетений.

Еще одна проблема – программа переселения северян в климатически благоприятные зоны. Она отчасти заморожена. Если раньше хотя бы по 10 млрд рублей выделяли в целом по стране, то сейчас финансовые средства на переселение сократились в пять раз.

Еще одна проблема, которую необходимо решить, – пересмотреть минимальный размер оплаты труда (МРОТ), который сегодня одинаков по всей стране. Но уровень жизни в Нарьян-Маре и в той же Туле различаются, это совершенно разные условия жизни, разные цены на товары и услуги. – Мы предлагаем, чтобы величина МРОТ для районов Крайнего Севера увеличивалась на климатический коэффициент.

Оказывается, по существующему законодательству, в населенном пункте, где проживает менее тысячи человек, не должно быть Дома культуры. С другой стороны, в программе стратегического развития Арктики декларируется совершенно иное. Говорится, что необходимо развивать населенные пункты, культуру и прочее. Охватить все сложно, но надо работать, собираться, обсуждать. Сдвинуть ситуацию с мертвой точки возможно только объединив усилия.

Услышать простых людей

– Депутатский прием веду в Москве и здесь, в округе, во время региональной недели, – рассказал Сергей Коткин. – Люди приходят с разными проблемами. В основном это вопросы жилья и социальных льгот. Например, многодетную мать лишили регистрации в Москве, она обращалась в разные инстанции, и кроме отписок – ничего. Как оказалось, в столице за помощью предпочитают обращаться к депутатам-северянам как к людям неравнодушным и ответственным. С одной стороны, это большая ответственность, с другой – дополнительная нагрузка. А также своеобразный критерий – чем больше обращений к депутату, значит, он действительно работает.

Здесь, в Нарьян-Маре, проблемы у людей, в общем-то, такие же: жилье и социалка. Держу на контроле проблему регистрации маломерных судов жителями НАО,

с которой обращались ко мне жители Красного. Дело в том, что в настоящее время маломерные суда, которые не используются в коммерческих целях, регистрирует окружной ГИМС. В случае, если маломерное судно используется индивидуальным предпринимателем для получения прибыли (перевозка людей или грузов, рыболовство), то его регистрация должна осуществляться в Речном регистре. Ближайшие к НАО населенные пункты, где есть представители Речного регистра, – Печора (Республика Коми) и Архангельск. Для жителей сельских поселений это становится серьезным препятствием, так как требует существенных временных и финансовых затрат. По сути, это затрудняет в регионе развитие малого предпринимательства в сфере речных перевозок и рыбодобычи.

Также будем вносить изменения в закон об общинах коренных малочисленных народов Севера. Вопрос остается дискуссионным, его не раз поднимали на различных площадках. Дело в том, что оленеводу запрещено быть участником нескольких общин. В этом случае нарушается Конституция, ведь тот же предприниматель в Нарьян-Маре может быть участником нескольких общественных организаций. С другой стороны – многочисленные льготы, которые теоретически может получать оленевод, числясь в разных общинах. Упорядочить эти взаимоотношения станет возможным, когда будет создан единый федеральный реестр коренных народов Севера.

Проблем у Арктики еще много – будем работать…