Вы здесь

Кто расставил сети, тот за все в ответе?

Проблема проникновения сетевых продовольственных супермаркетов в малые города замаячила уже и на горизонте Ненецкого округа. Желание разместить здесь свои торговые точки появилось пока только у «Магнита» и «Бристоля». Кстати, последний, взяв у лояльных предпринимателей в аренду несколько помещений, уже развернул в Нарьян-Маре розничную торговлю алкоголем.

Тема вхождения сетевиков в округ была озвучена на координационном совете по развитию предпринимательства НАО, который впервые прошел в регионе в формате «открытого микрофона».

Обеспокоенность нарьян-марских предпринимателей понятна. По их мнению, сетевые магазины несут угрозу мелкому и среднему бизнесу, в определенной мере затрагивая также интересы покупателей.

– Финансовые возможности крупных торговых сетей позволяют демпинговать цены, так что другим участникам рынка придется просто закрыть свои предприятия. Ну а после «зачистки» рынка, став на территории доминантами, сетевики неизбежно начнут повышать цены, поскольку издержки обращения не позволят им удерживать низкий сегмент цен, – сказала председатель Совета Нарьян-Марского горпо Светлана Паюсова, обращаясь к представителям влас-ти на заседании координационного совета. Она согласна, цены на продукты питания сегодня в регионе достаточно высоки. Однако и транспортные расходы, например, из Архангельска для перевозки скоропортящихся товаров в период распуты составляют 130 рублей на один килограмм. Возмещение же затрат на транспортировку получает лишь потребкооперация, которая работает на селе. Но ведь горожане тоже платят налоги в бюджет, своевременно отчисления в казну города и округа платят те же предприниматели и, наверное, также имеют право на получение каких-то возмещений на транспортные расходы по доставке грузов.

В больших городах с населением от двухсот тысяч и более развитие сетей супермаркетов оправдано. На нашей же территории, включая город и поселок Искателей, где проживает не более 22 тысяч человек, деятельность таких структур приведет исключительно к банкротству действующих розничных магазинов. Все эти «прелести» на своей шкуре уже успели испытать предприниматели Архангельска, Мурманска и Республики Коми. Многие из них, не выдержав конкуренции, закрыли свои предприятия.

Здесь, отчасти, примером может послужить вхождение на наш рынок авиперевозок компании «ЮТэйр». Если вспомнить, в начале своей деятельности она предлагала жителям округа авиа-билеты до Москвы или Питера за четыре, потом за семь тысяч рублей. Буквально года через полтора стоимость билетов стала быстро расти и колеблется сегодня от 16 до 25 тысяч рублей (в зависимости от тарифа) в одну сторону.

Не так давно заходила на рынок бытовой техники НАО и торговая сеть «Техновидео», которая заманивала людей ценами ниже рыночных. Купив по сходной цене холодильник или, предположим, телевизор, впоследствии выяснялось, что это только часть платежа. Тогда на эту удочку попались многие наивные нарьянмарцы.

На самом деле, обеспокоенность местного бизнес-сообщества во многом не лишена оснований. Ведь с приходом сетевиков проблемы возникнут не только у предпринимателей, занимающихся розничной торговлей.

– В сложные условия попадут и наши перевозчики, лишатся рабочих мест сотни водителей, поскольку поставлять товары крупные компании будут на собственном автотранспорте.

– Очевидно, что на этой волне в округе возрастет безработица, – считает Светлана Ефимовна. – Торговые сети, как правило, привозят своих работников, которым не нужно будет платить северные надбавки и оплачивать льготный проезд. Что касается налогов, то округу здесь тоже ничего не светит. Компании зарегистрированы за пределами НАО, а это значит, что пополнять они будут казну другого региона.

Факторов отрицательного воздействия на развитие и без того сложной экономики нашего арктического округа при условии вхождения крупных сетевиков привести можно много. Речь сейчас не об этом.

Малый бизнес просит ограничить сетевиков

Многие из предпринимателей, кто присутствовал на последнем координационном совете, поддержали предложение Светланы Паюсовой – проанализировать ситуацию необходимости вхождения крупных сетевиков и последствий их прихода к нам в регион. Понятно, что прямого запрета не пускать их на нашу территорию на законодательном уровне нет и быть, наверное, не может. Но взять под контроль создавшуюся ситуацию на рынке и подключить необходимые структуры для решения вопроса, то есть, использовать административный ресурс, властям региона ничего не мешает. Это нормальная позиция как государства, так и отдельных регионов, считают предприниматели. Ведь экономика растет не так быстро, появился новый предприниматель, его надо поддержать – это и есть инвестиции в регион.

Законодательные тонкости

Сегодня в российском законодательстве есть ряд нормативных документов, которые должны контролировать сферу мелкорозничной торговли и их конкуренцию с крупными сетями.

Законом о торговле, например, доля присутствия торговой сети установлена в рамках 25 процентов, однако методика расчета этой доли сетевого бизнеса на рынке розничной торговли сегодня несовершенна, не совсем прозрачна и не отражает современных реалий. Все заключения Федеральной антимонопольной службы базируются на основе оборотов розничной торговли в пределах муниципальных образований, информацию о которых сами сетевики и предоставляют. Как только федеральные торговые сети заходят в небольшие регионы, доля их присутствия сразу же приближается к крайней границе дозволенного. Они завлекают покупателей акциями и распродажами, в результате – поток покупателей к малым предпринимателям иссякает. Сетевики могут первоначально распродавать часть товара по закупочной цене и даже дешевле.

– Местные же продавцы себе такого позволить не могут, поскольку это приведет к закрытию их магазинов, которые ранее пользовались большой популярностью у жителей, – считает индивидуальный предприниматель Владимир Волков. – Между тем, присутствие федеральных торговых сетей станет доминирующим и легко превысит установленные законом 25 процентов. О какой конкуренции в таких условиях может идти речь? Ведь небольшое предприятие влиять на рыночную цену не в состоянии. В противоположность этому – монополия сама устанавливает такую цену. И пользуясь своей властью над рынком, назначает более высокие цены, чем это сделала бы конкурентная фирма, имеющая те же издержки производства.

На самом деле все эти нормы права могут носить чисто формальный характер. Каким образом в рамках российского законодательства, не нарушая прав всех участников рынка, можно в нынешних условиях повлиять на ситуацию в целом? Об этом мы поговорили с представителями стороны заинтересованной.

Полномочий по запрету у округа нет

– Для того, чтобы осуществлять розничную продажу на территории округа, индивидуальным предпринимателям или юридическим лицам необходимо получить лицензию. После этого, в соответствии с законодательством, мы должны провести внеплановую проверку объекта. На сегодняшний день никто из представителей крупных торговых сетей к нам не обращался, – говорит начальник отдела по торговле и потребительскому рынку департамента природных ресурсов, экологии и АПК НАО Татьяна Мясникова, комментируя ситуацию.

На координационном совете зашел разговор о том, что кто-то из местных предпринимателей сдал в аренду помещения одной из сетевых компаний, торгующих алкоголем. Однако эта компания за лицензией в отдел не обращалась. Возможно, она получена другим юридическим лицом, которое зашло на наш потребительский рынок в качестве дистрибьютора, предположила Мясникова.

В любом случае сегодня никто без лицензии торговать не сможет, тем более алкоголем, поскольку повсеместно устанавливается система ЕГАИС (единая государственная автоматизированная информационная система), с помощью которой можно оперативно отслеживать движение алкогольных напитков, а также соблюдение правил их реализации.

В ЕГАИС с 1 июля нынешнего года будет концентрироваться и систематизироваться информация о каждой произведенной и проданной бутылке алкогольного напитка, при этом будет фиксироваться не только факт производства, но и перемещение каждой бутылки, начиная с ее выхода с конвейера и заканчивая продажей.

Нынешнее законодательство не позволяет ограничивать вхождение крупных торговых сетей в регионы, в том числе и в небольшие, полномочий о запрете их проникновения у влас-тей округа нет. Конкретные меры могут приниматься только на уровне Федерации. Торговать на территории имеют право как любой индивидуальный предприниматель, так и предприятия в статусе юридического лица.

– Наша задача – следить, чтобы они соблюдали законодательство, и их деятельность соответствовала всем требованиям торговли, а оснований для отказа в выдаче лицензии только на основании того, что это крупный сетевой магазин, у нас нет.

Благоприятная конкурентная среда – задача ФАС

Руководитель УФАС России по НАО Ирина Белоконь считает, что благоприятная конкурентная среда на рынке мелкорозничной торговли – одна из важнейших целей ФАСа. Закон о защите конкуренции позволяет контролировать эту сферу и пресекать недобросовестную конкуренцию, в том числе и крупными участниками рынка.

– На сегодняшний день сетевые торговые бренды пока в округе не представлены, – говорит Ирина Владимировна. – В случае выявления антиконкурентных соглашений или, предположим, злоупотреблений доминирующим положением, ФАС будет выдано предупреждение о прекращении нарушения.

Антимонопольным законодательством в области торговой деятельности органам власти запрещается принимать нормативные акты и решения, устанавливающие запреты или ограничения в отношении свободного перемещения товаров между субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями в границах субъекта РФ, а также дискриминацию хозяйствующих субъектов.

Региональные нормативные акты, содержащие признаки нарушения антимонопольного законодательства, которые могут привести к сокращению или ограничению числа участников товарного рынка, созданию дискриминационных условий, ФАС вправе отменить.

Что думает омбудсмен?

– Мы общались с группой предпринимателей, обозначивших проблему. Более того, я их обеспокоенность полностью разделяю. И повторю то, о чем заявил на координационном совете: для небольших субъектов России агрессивная экспансия торговых сетей приводит в конечном итоге к негативному результату, – считает уполномоченный по защите прав предпринимателей НАО Валерий Чупров. – Другое дело, что противостоять этому крайне сложно. Закон о торговле не допускает, чтобы более 25 процентов розничного рынка было в одних руках. Закон о конкуренции запрещает монопольно низкие цены (есть и такое недобросовестное поведение), чтобы разорить конкурентов. Рычаги контроля за этим – в руках федеральной структуры – ФАС России. Но очевидно, что эти механизмы работают плохо – иначе бы в регионах на сетевой ритейл не приходилось по 70 процентов рынка! Кроме того, механизмы эти антимонопольщики включают постфактум, то есть когда уже появились явные монополисты на региональном рынке. Особо отмечу, что пострадать могут и многие местные производители продуктов, ведь попадание на полку сетевого супермаркета для них крайне затруднительно.

В Госдуме длительное время на рассмотрении находится законопроект, который предлагает ограничить долю сетевиков на региональном (местном) рынке не 25 процентами, а всего лишь 10 процентами, то есть опасность сетевого монополизма видна многим. Однако проект, к сожалению, не стоит в первоочередной повестке законодателей.

– Блок поправок в закон о торговле, разработанный Минпромторгом и направленный на развитие малой и мобильной торговли, тоже ждет своего часа в парламенте. Мы понимаем, что происходит эволюция торговли (я намеренно не говорю – прогресс), она изменяется, появляются новые риски. Завтра, возможно, в набат станет бить и сам сетевик, потому что старую и добрую магазинную торговлю заменит интернет, конкурируя и вытесняя ее лучшими для покупателей предложениями и прозрачными ценами. Выигрывать начнут те магазины, которые используют цифровые технологии, привлекают покупателей неожиданными сервисными услугами, зачастую далекими от самой торговли. Не понадобятся в перспективе людям и огромные по площадям гипермаркеты, – резюмировал Валерий Чупров.

Да, сегодняшняя повестка дня ставит перед местными предпринимателями неожиданный сложный вопрос, ответ на который, как и приемлемое решение, должны найти вместе: и окружной бизнес, и власть. Как говорится, чтобы и овцы были целы, и волки сыты. Для этого нужно просчитать все риски, а не спешить распахивать объятия перед яркими и красивыми вывесками супермаркетов. Собственно говоря, от этого решения зависит и наше с вами покупательское благополучие.