Вы здесь

Студенты летят в лето

Юношей и девушек, обучающихся в Нарьян-Маре, специальным рейсом вертолета Ми-8 развезли на каникулы в родную тундру, в села и оленеводческие бригады.

Пятничным утром в аэропорту Нарьян-Мара было многолюдно: строгие пиджаки командировочных и легкомысленные ветровки отпускников – отдельной группкой. Их владельцы ждут вылета на Большую землю – по западным и южным направлениям. Гораздо больше путешественников в теплых куртках с горбами походных рюкзаков. Мне – сюда: летим на Канин, где сходятся штормы и туманы Белого и Баренцева морей.

Рядом многочисленные свертки, ведра и коробки, как будто все вылетающие решили в одночасье переселиться в Канинскую тундру. Обилие багажа – следствие того, что родственные связи между Канином и Нарьян-Маром крепки и тесны, а вот транспортные – не очень. Поэтому заботливые городские родственники с любой оказией отправляют в тундру бытовую технику и велосипеды, фрукты и овощи, медикаменты и бытовую химию. Чего только тут нет…

Через несколько минут после моего появления в аэропорту под мою ответственность сданы увесистый рюкзак со снедью и переноска для животных. Она не пустует, но внутри не кто-то усатый-полосатый, а пышный букет. Цветы летят в Ому, где празднуют годовщину свадьбы.

Кадры есть, нет жилья

Больше всего летит на лето в тундру будущих медсестер из социально-гуманитарного колледжа. По словам девушек, остаться работать в родной деревне хотелось бы, но сдерживает отсутствие жилья. Именно поэтому большинство выпускников-специалистов ищут работу в Нарьян-Маре или вообще за пределами НАО. Часто приходится слышать, что молодежь не хочет жить в селах, нет кадров, но беседуя со студентами, понимаешь: кадры есть – жилья для них нет.

Катя Латышева учится в социально-гуманитарном колледже на менеджера по туризму – профессия интересная, считает девушка, уроженка Неси. Но в роли проводника туристических групп по родной Канинской тундре пока себя не представляет.

А будущий электрик Роман Бобриков летит в Ому. Но ненадолго: второй год подряд молодой человек по предложению окружного Центра поддержки молодежных инициатив поедет работать в студенческий стройотряд.

– Плохо ли: и отдохнешь, и заработаешь, – рассуждает Роман. – В прошлом году по 20 тысяч получили. Работы было немного, все свободное время отдыхали и загорали. Мне понравилось, в этом году снова поеду.

Роман подталкивает к проходу огромные коробки – вещи старшего брата. Тот возвращается в деревню, устав от городской жизни. Слова о том, что «в городе нечего делать, а дома в деревне хорошо» в тот день звучали не раз.

Полет к новым мирам

Вертолет отрывается от земли, небо очистилось, выглянуло солнце и провожающий город с воздуха смотрится как картинка. Однако большинство пассажиров к таким красотам привыкли и в иллюминаторы особо не смотрят: в руках смартфоны и планшеты, в ушах – наушники. Хотя непонятно, что можно услышать на борту Ми-8 сквозь рев турбин.

Снова обращаю внимание на коробки в проходе – сквозь пленку упаковки просвечивает обложка первого номера журнала «Сава Юн». Издание о жизни коренных малочисленных народов Севера выходит на базе редакции «НВ», и я, имея прямое отношение к его подготовке, радуюсь: красочный журнал увидят в Неси и Оме, Пеше и оленеводческих хозяйствах.

Кроме «Сава Юн», жители Канина получат ежемесячную газету «Нэрм Юн», краеведческую литературу, среди которой «Топонимический словарь» В.А. Ханзеровой, книга «Смысл жизни Александра Выучейского» и другие издания, выпущенные на средства окружной программы по сохранению и развитию культуры КМНС.

Первая посадка в Пеше. Еще в иллюминатор видно – борт встречают: к вертолетной площадке спешат две машины и мотоцикл. Первой по трапу сходит маленькая нарьянмарочка Рита Горбонос. Она прилетела на лето к бабушке с дедушкой, и радостно обнимает родных.

А представители администрации Пешского сельсовета не менее радостно обнимают новые запчасти к давно уже поступившей в пожарную часть мотопомпе. Глядя на то, как глава администрации лично носит в машину металлические хоботки разветвителей, почти физически ощущаю, как растет пожарная безопасность муниципального образования.

Следующий пункт маршрута – Ома: родственники встречают студентов, спешит домой перед трудовым десантом Роман Бобриков, покидают вертолет будущий повар Алёна Артеева и еще группа молодежи. Навстречу им бежит целая толпа, и я начинаю подозревать, что не все это – любящие родственники ребят. Бегущие – не с пустыми руками, некоторые толкают перед собой тележки, доверху груженые коробками и мешками, а кое-кто – и с маленькими детьми на руках.

Добежав до открытой двери Ми-8, люди очень активно набивают салон своей поклажей и сами запрыгивают внутрь. На борту винтокрыла, мягко говоря, не становится просторней...

Взлет – рейс продолжается. «Флэш-карта» моей памяти переполнена эмоциями, впечатлениями, событиями, именами, каждой порой впитываю новый жизненный опыт и пока не знаю, что самые интересные встречи – еще впереди…