Вы здесь

Как немец ненцев изучал

Иоганн Готлиб Георги

Редакция «НВ» нашла в интернете издание 1799 года, в котором описаны все народности современного Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока.

Большое путешествие

Труд этот, с «гравированными изображениями народов и виньетами», как сказано в предисловии, принадлежит перу немецкого путешественника Иоганна Готлиба Георги.

Описание народов Георги было первоначально издано на немецком языке в четырех частях, из коих три были переведены на русский язык и изданы в 1776–1777 годах книгопродавцом К.В. Миллером. Том, повествующий о предках народов Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока появился в России в 1799 году в книжном магазине Ивана Глазунова. Он назывался «Семоядскiе, Манджурскiе и Восточные Сибирскiе народы».

Об авторе известно, что он служил профессором Императорской академии наук на кафедре натуральной истории и химии, был доктором медицины. В России Иоганн Готлиб стал также именоваться на русский манер – Иваном Ивановичем. Данные о рождении ученого разнятся: есть сведения, что родился Иоанн Готлиб 31 декабря 1729 года в Вахгольцхагене, в Померании (по Мейзелю – в Кольберге в 1738 году; по неизданному словарю Казадаева – в 1742 году).

Получив первоначальное образование под руководством отца, пастора в Вахгольцхагене, он поступил в школу главного города провинции. Избрав своей специальностью фармацию, Иоанн Готлиб после нескольких лет занятий ею поехал в Швецию, где изучал медицину в Уппсальском университете и слушал лекции Карла Линнея. В Уппсале Георги получил степень доктора медицины и по возвращении на родину несколько лет занимался фармацией в Стендале. Узнав о предполагавшихся в это время в России Императорской академией наук экспедициях с целью изучения страны, Георги предложил свои услуги и был вызван в Россию в 1770 году.

За четыре года экспедиция побывала во всех уголках империи. Стартовав в Петербурге, исследователи, среди которых, кроме Георги и Фалька, были академик Паллас, студенты Быков, Кашкарев и Лебедев, прошли через Башкирию и Урал, далее вдоль киргизской границы до Омска, а оттуда через Барабинскую степь к Колыванским серебряным рудникам, осмотрели также Барнаульские и Алтайские рудники, исследовали Алтайский хребет.

Продвигаясь все дальше вглубь Российского государства, Георги записывал мельчайшие подробности жизни и быта различных народов. В 1773 году экспедиция понесла невосполнимую потерю: не объясняя причин, покончил с собой академик Фальк. Георги отправил в Петербург его книги, рукописи и вещи, а впоследствии издал описание путешествия Фалька по его заметкам.

Из Казани Георги отправился в Нижний Новгород, Кострому, Ярославль и Ростов, и по большой московской дороге вернулся в 1774 году в Петербург. В продолжение своего путешествия по Волге Георги осматривал различные достопримечательности, изучал быт мордвы, чувашей и черемисов. По возвращении в сентябре 1774 года в Петербург ему за успешное совершение путешествия были пожалованы императрицей Екатериной II золотая медаль и 300 червонцев. Во время своего путешествия Георги собрал массу ценного материала, снял много карт и составил большую коллекцию собственноручных изображений различных народностей.

Ненцы, народы семоядские

Рассказ о предках современных ненцев открывает третий том исследований Георги. «Семояди называются сами Нинесами (людьми) и Хозовами (мужами)». Сразу вспоминается ненецкое «ненэц» – «человек» и «хасава» – «мужчина». «Ежели слово «семояд» произведено от финского языка, то происходит оно, может быть, от «Самеанды», названия Лопарской страны или от слова «соома», означающего «болото», потому что в пустыне их есть обширные болота», – полагал Георги.

«По последней переписи в Архангелогородском наместничестве находилось около 936 семей, кои составляли 1349 душ мужеского и 1415 женского пола. Семоядь вообще многолюднее отяков, но так же, как те, рассеяна по чрезвычайно обширным своим землям.

Семояди росту самого небольшого, и редко бывают ниже четырех, а выше пяти футов. Впрочем, они коренасты: ноги и шея у них короткие, голова большая, лицо и нос нарочито плоские, нижняя часть лица немало выдалась вперед, глаза маленькие черные, веки продолговатые, губы тонкие, ноги маленькие, кожа смуг-лая; волос, кроме головы нигде нет, как потому, что худо растет, так и потому, что оба пола смолоду рачительно его вытеребливают, впрочем он у всех черный и жесткий.

Женщины их постатнее, ростом ниже и черты лица у них понежнее, но так же, как и мужчины, некрасивы. Детей рожать начинают очень рано, но они не очень плодородны, и с тридцатого году перестают уже рожать. Сие само состояние женского пола и суровый пояс их страны, конечно, причиной тому, что они малорослы и худо размножаются, ибо ничто другое приращению их не препятствует. Обыкновеннейшие болезни их – горячка и лихорадка, которые хотя и много между ними свирепствуют, однако ж мало от них умирают. Цинга им совсем неизвестна. Они доживают до 60 и до 70 лет, но далее того весьма редко.

Семояди отважные, дикие и не столько благонравны и послушны, как привыкшие больше к россиянам отяки, притом они суеверны, не чужды природных дарований, ни к воровству, ни к убийствам, ни к мщению не склонны, и ни к чему не пристрастны нимало.

Промыслы их состоят в звериной и рыбной ловле, да в содержании оленей. Сколь прилежно упражняются они все вообще зимою в зверином промысле, столь рачительно производят и летом рыбную ловлю. Они не меньше отяков в том искусны и заимствуют от сего промысла для нужд своих всякие выгоды.

Семояди вообще скудны, однако ж почти у всякого есть по 20 или 50, а у иных по 100 и по 500 смирных оленей, а у некоторых до 2000. Сии олени полагаются россиянами ценою от 5 до 10 рублей.

Женщины упражняются по примеру отячек и других соседних народов в шитье одеяния, в выделке кож, в сушении рыбы и во всем прочем до хозяйства их касающемся. Где растет крапива, там прядут они ее как башкирки и другие, но не для тканья, а употребляют пряжу свою единственно на нитки, сети и веревки.

Вера их языческая по шаманскому толкованию. Они веруют в Бога (самоедский – Нум), который все создал и не может быть изображен ни в каком виде; а между тем имеют многих полубогов, которые смотря по обстоятельствам делают людям добро и зло. Сих изображают они куклами человеческого вида, с сими полубогами имеют отношения их священнослужители и призывают их по шаманскому обычаю стуча в волшебный барабан, умилостивляют их жертвами и подарками, спрашивают у них о будущем, получают чрез них искусство лечить больных. Сии священнослужители от семоядов уважаются очень много, не смотря на всю их о самих себе беспристрастность».

Цветы памяти ученого

Обширный труд этот и до сих пор не утратил значения, несмотря на иногда неверное разделение народов на племена. Этот первый опыт этнографического описания России содержит много ценных сведений о сибирских инородцах и интересных наблюдений русских нравов и обычаев XVIII века. Екатерина II велела напечатать это сочинение за счет кабинета, но в пользу автора, и подарила ему золотую табакерку.

В середине января 1776 года Георги был назначен адъюнк-том Императорской академии наук по химии. В 1781 году ему поручено было заведование академической химической лабораторией. Кроме своих обязанностей по академии, Георги еще занимался медицинской практикой и считался в Санкт-Петербурге одним из лучших медиков. В середине февраля 1783 года Георги был избран академиком по кафедре химии. В 1799 году он произведен в чин коллежского советника, а в 1802 году награжден орденом Святой Анны II степени. За различные опубликованные труды Георги неоднократно получал награды, в том числе трижды – от Академии наук. В его честь вывезенные из Мексики цветы названы «георгинами».

Умер Иоганн Готлиб Георги от водянки в Санкт-Петербурге 27 октября 1802 года.