Вы здесь

Велосипедные страсти

  Водители-профессионалы не случайно называют велосипедистов «хрустиками» –  на ажурном транспортном средстве среди машин надо быть очень осторожными

Лето – время велосипедов, скутеров и мотоциклов: «покатушки» – это весело, интересно и полезно, но только при соблюдении всех правил дорожного движения и неукоснительном обеспечении безопасности.

Велосипед – не игрушка

Насколько знают правила велосипедисты и «наездники» других двухколесных транспортных средств, корреспондент «НВ» выяснял у них самих и наблюдал на улицах Нарьян-Мара. От перекрестка улицы Ленина с улицей 60 лет СССР до поселка Искателей повстречалось несколько ребят на велосипедах в возрасте от 10 до 17 лет.

Мальчишки и девчонки в большинстве своем знали основные положения Правил дорожного движения – что пешеходный переход нужно пересекать пешком, сойдя с велосипеда, на проезжей части придерживаться правой обочины, следить за ситуацией на дороге и тому подобные простые правила. А на вопрос, рассказывали ли им родители и педагоги о ПДД, все отвечали утвердительно.

Но тут же подростки эти правила и нарушали: выезжали на проезжую часть, не имея на это право в силу малого возраста, пересекали дорогу верхом на велосипеде, создавали опасность ДТП. Выезд на проезжую часть на велосипеде лицами, не достигшими 14-летнего возраста, является нарушением ПДД и наказывается административным штрафом для родителей (законных представителей, опекунов).

Надо сказать, что и встречавшиеся взрослые велосипедисты отнюдь не служили примером неукоснительного соблюдения правил. Езда по тротуару при наличии возможности свободно двигаться по краю проезжей части не кажется взрослым «дядям и тетям» на велосипедах чем-то неподобающим – то есть с пунктом 24.2 ПДД они явно не знакомы.

По словам заместителя командира отдельного взвода дорожно-патрульной службы окружного отдела ГИБДД Владимира Кудрявцева, дети и подростки, в силу особенностей психологии своего возраста, не так внимательны, как взрослые. А для того чтобы грамотно управлять даже таким простым транспортным средством, как велосипед, необходимо знать и правила, и его особенности, техническую сторону вопроса.

Ребятам также не хватает самоконтроля и опыта поведения в стрессовых и опасных для жизни ситуациях. Поэтому именно дети на велосипедах зачастую становятся виновниками мелких и крупных ДТП. К счастью, в этом году аварий с участием «пострадавших» велосипедистов в Ненецком округе не зарегистрировано. Но в любом случае зафиксированное нарушение ПДД детьми грозит административной ответственностью для родителей.

Без прав – никуда

С апреля 2015 года вступили в силу поправки к Правилам дорожного движения, согласно которым для управления скутерами и мопедами требуются водительские права категории «М». Корреспондент «НВ» стал свидетелем того, как сотрудники ГИБДД остановили двух подростков на скутере. Оба молодых ездока были в шлемах, скутер двигался с допустимой скоростью, но юноши все равно нарушили правила – ведь теперь на скутерах можно передвигаться только одному водителю, пассажиры не допускаются, даже если транспортное средство двухместное.

А главное – у подростка не оказалось водительского удостоверения. Он заявил, что не знал о недавних поправках в ПДД, но сотрудники ГИБДД сообщили юному гражданину, что незнание закона не освобождает от ответственности. Скутер по документам оформлен на дедушку подростка, а значит, дедушка тоже несет ответственность как лицо, передавшее управление транспортным средством гражданину, не имеющему водительского удостоверения.

Передача владельцем транспортного средства (скутера, мотоцикла) гражданам моложе 16 лет и не имеющим водительских удостоверений категории «М», является административным правонарушением и наказывается штрафом в размере от 5 до 30 тысяч рублей, в зависимости от обстоятельств.


Кстати

В российских ПДД, в отличие от ряда европейских стран, пока не содержится конкретного указания об обязательности использования шлема велосипедистами. ГИБДД неоднократно заявляло о намерении добиться включения такой нормы в правила, но пока безрезультатно. Тем временем печальная практика происшествий с участием велосипедистов показывает, он необходим не менее, чем ремень безопасности в авто. Только шлем убережет самую ценную часть тела – голову, от серьезной травмы, которую можно получить, просто упав с велосипеда на поребрик. Увы, в Нарьян-Маре велосипедисты хоть и выжимают подчас под 30, но шлемы не используют, не берегут себя люди…


«Железного коня» угнали

Стоит задуматься и о защите своих двухколесных спутников от похищения. Оставляя велосипед на лестничной площадке в жилом доме, на территории детских учреждений, торговых объектов и в других подобных местах, владельцу необходимо оснастить транспортное средство хотя бы минимальным противоугонным оборудованием. Самый простой вариант – цепь или стальной тросик с замком. Пристегивать велосипед нужно правильно – блокируя не только одно из колес, но и второе, и раму с трансмиссией. Иначе можно найти неповрежденный замок, надежно охраняющий одно колесо – все, что осталось вам на память о былом дорожном товарище.

Поэтому цепь или тросик должны быть достаточной длины, а для пристегивания надо выбирать прочные элементы ограждений, поручней и перил, которые не могут быть разрушены ворами проще, чем сама цепь.

Родителям необходимо проводить с детьми профилактические беседы о правилах поведения и безопасности на дороге при покупке велосипеда, а также о бережном отношении к имуществу.

По данным окружной полиции, в Нарьян-Маре за первое полугодие текущего года похищено 16 велосипедов, четыре скутера и четыре мопеда. Но нарьянмарцы все равно продолжают оставлять велосипеды и мопеды без присмот-ра, часто просто на улице рядом с жильем, наивно полагая, что в небольшом населенном пункте «все честно» и никто ничего не крадет.

#: