Вы здесь

В гости к мамонту. Прогулки по Салехарду

Мамонт Митя встречает гостей Салехарда / ФОТО АВТОРА

Ямальская ямданка. Часть вторая.

Продолжение. Часть 1 в № 37 от 11 апреля

Столица Ямало-Ненецкого округа – единственный в мире город на широте Полярного круга. Салехард удивляет национальным почерком, яркой архитектурой, древностью и современностью.

Изучать новые точки на карте страны лучше всего с друзьями. На счастье, таковых у меня по всей стране много. Вот и Салехард я увидела глазами краеведа Германа Бардина.

 

Избранный Ямалом

 

С Германом мы познакомились в Мурманске на конференции, посвящённой оленетранспортным батальонам Великой Отечественной войны. Культуролог, музейщик, историк запомнился необычными для столь молодого человека серьёзностью и основательностью взглядов и мышления.

В Салехарде выпускник Курганского университета оказался в момент, когда понял: молодость проходит, а он так ничего и не сделал, чтобы удивить мир.

Амбициозную задачу пришлось выполнять в условиях, доселе неведомых. Долгая зима с непродолжительным световым днём, морозы и метели, комариное лето и прочие прелести заполярного житья-бытья.

– Дал себе зарок – не уходить в отпуск год, – вспоминает Герман. – Когда же всё-таки улетел на Большую землю, то через пару недель понял – хочу обратно! Не человек выбирает Ямал, а Ямал выбирает человека!

Карьера избранника складывается извилисто, но неуклонно идёт в гору. Музеи Ивана Шимановского и Юрия Неёлова, молодёжный центр. В 2021 году Герман вошёл в рейтинг выдающихся молодых людей Ямала, в 2023 году стал призёром окружного конкурса экскурсоводов.

С таким продвинутым гидом мы и отправились на прогулку по Салехарду. Вместе с нами ямальскую столицу узнавали подшефные подростки из Волновахи. Молодёжный центр регулярно устраивает для ребят из Донецкой Республики образовательные каникулы.

 

Не край, а начало

 

Знакомство с городом начали с музея первого губернатора ЯНАО Юрия Неёлова. Созданное на личные средства главы регио­на учреждение можно назвать Ямалом в миниатюре.

Основные вехи истории, природа, люди, богатства недр, заповедные места, климат и прочие национально-региональные особенности показаны наглядно, интерактивно, с выдумкой.

– У нас очень тепло! – предупреждают сотрудники, и это ценно, когда на улице мороз за тридцать с ветром. Позже понимаю, что тепло – это и по-домашнему сердечный приём, заинтересованность в посетителях.

Шагаем по светлым залам с картами, схемами, фотографиями, находим много общего с Ненецким округом. Фигуры оленей, схема чума, ненецкие куклы уко и подробный путеводитель по разным типам нарт. Радуемся, увидев на большой карте огонёк с надписью: «Нарьян-Мар».

Из зала в зал звуком, картинкой, цифрой проникаемся трансформацией поселения времянок и бараков в столицу богатейшего края. Под финал экскурсии попадаем в настоящий кинотеатр. На кадры анимационного тематического фильма чутко реагирует интерактивная панель, где отображаются объекты, маршруты, значки месторождений.

Рефреном по музею проходит цитата Юрия Неёлова: «Ямал – не край земли, а её начало».

В книге отзывов оставляем восторженную запись. Хочется остаться и ещё раз пройти дорогами ямальской истории. Тем более что посещение музея, по обязательному условию основателя, для всех бесплатное.

 

Куй счастье, пока горячо

 

Обдорский острог, положивший начало современному Салехарду, для Германа Бардина – что дом родной. Здесь он проводит экскурсии для многочисленных гостей, облачаясь в костюм служивого человека 17-го века, активничает в клубе исторической реконструкции «Обдор».

Среди единомышленников – Николай Зайцев. Бывший флотский электромеханик с выходом на пенсию занялся кузнечным делом. Заходишь в его вотчину, что уютно спряталась за частоколом острога, и будто в прошлое переносишься.

Живой огонь в горне, наковальня, молот, ну и сам кузнец-молодец – пресловутая косая сажень в плечах, глаз горит, на голове чёрный берет (то ли десантник, то ли художник), на рукаве формы – знак гильдии кузнецов России. Чисто Микула из гоголевской рождественской ночи, только постарше.

Рядом с мастером – старательный подмастерье. Мальчишка тараторит без умолку, дополняя наставника:

– Учиться кузнечному делу можно всю жизнь! Кузнецы бывают ремесленники, оружейники и художники!

– Я ремесленник, – подтверждает Николай Сергеевич. – Обучаю мальчишек. Это ведь мужское занятие, это в крови. Делаем с ними кочерёжки, совки огородные (внуки бабушкам в подарок везут, те очень радуются), гвоздодёры, подставки для авторучек и телефона, подсвечники, брелоки. Чем мельче изделие, тем кропотливей работа. Однажды бабочек ковали для питерского реабилитационного центра. Гильдия сделала железное дерево и посадила туда бабочек со всей страны. Наши там теперь тоже есть.

Помимо искусства ковки по металлу подопечные Николая Зайцева учатся с ножами обращаться.

– Каждую пятницу ребята приходят. Метаем ножи, стреляем из лука, – «Микула» берёт похожий на охотничий нож и уверенно бросает его в пенёк на полу. Тот, как по маслу, входит в податливое дерево, а мы боязливо отходим в сторону.

– Давайте монетку с вами отчеканим, – предлагает мастер, кладёт в специальную нишу заготовку, закрывает, вручает тяжеленный молот. – Бейте!

Поднимаем молот вместе, в четыре руки, опускаем с оттяжкой. На выходе монетка: с одной стороны – башня Обдорского острога, с другой – герб Салехарда с гордо вышагивающей лисицей.

На прощание упоминаем Нарьян-Мар и тут же получаем песенную ответку от кузнеца: «Нарьян-Мар, мой Нарьян-Мар, городок не велик и не мал…».

Придётся вернуться, чтобы песню допеть и подкову на счастье выковать.

 

Вечный храм на вечной мерзлоте

 

Храм святых апостолов Петра и Павла – первое каменное строение на Ямале 1893 года рождения. Амбициозные обдорские купцы, когда на постройку скидывались, всё просчитали и решили: быть храму не деревянному, а каменному! Пусть и подороже обойдётся, зато на века встанет. К тому же удачно выяснили, что местная глина для изготовления кирпича в целом пригодна.

Вопрос на засыпку от Германа:

– Почему семь русских архитекторов над храмом старались, но ничего у них не вышло?

– Вечная мерзлота! – хором с волновахскими мальчишками кричим мы.

Так и есть. Не было ни методик, ни технологий строительства в естественном морозильнике. Проблему решил немец Готлиб Цинке. Навострился иноземец строить церкви и храмы в Тобольской губернии и метод свой на Ямале применил.

Возведённые предшественниками и осевшие от подтаявшей мерзлоты стены снёс подчистую, приказал землю по периметру перекопать и стал ждать. Когда земля оттаяла, её смешали с опилками и мусором. На воздушной подушке возвели храм. О качестве строительства говорит тот факт, что первые трещины в стенах пошли лишь век спустя.

А вот трещины в духовных устоях были те ещё! В 20-е годы прошлого века воинствующие атеисты снесли колокольню, растащили церковное имущество. В храме устроили овощехранилище, электростанцию, а потом детско-юношескую спортивную школу. Почти сорок лет будущих чемпионов незримо благословляли на время задвинутые на задворки истории святые апостолы Пётр и Павел.

Сегодня храм работает по назначению. Заходим, ставим свечки за здравие и упокой, желаем стоять в веках, как и было задумано.

 

Звезда по имени Митя

 

Тема мамонтов на Ямале актуальна. То и дело археологи и простые жители находят останки древних гигантов. Называют находки именами изыскателей или их родных. Так, шерстистую месячную малышку, которую через сорок тысяч лет обнаружил оленевод Юрий Худи в верховьях реки Юрибей, назвали Любой – по имени его жены. До Любы была Маша, но она не так хорошо сохранилась.

Навестить мировую известность, что базируется в музее Шимановского, не получилось. Любаша отправилась в очередной вояж по стране. Людям важно знать, что жизнь была, есть и будет.

Если с Любой не получилось, то к Мите дорога открыта каждому гостю Салехарда. Десятиметровая статуя мамонта с огромными бивнями возвышается на въезде в город возле паромной переправы через реку Обь. Громадину создавала команда скульп­торов, но имя Митя получил от Дмитрия Постникова, который сооружал голову и бивни.

Салехардцы любят домашнего мамонта и разнообразят его напряжённую представительскую жизнь. Под Новый год надевают на него костюм Деда Мороза, в разгар вирусных инфекций заботливо прикрывают хобот медицинской маской и в целом стараются почаще навещать, чтобы тот не скучал.

С недавнего времени Митю стало видно из космоса. Благодаря светоотражающим элементам у посланца ледникового периода засветились бивни, бок и нежное сердце. Непременно навестите звезду, он приносит удачу и гарантирует вечную молодость при условии естественной мумификации в мерзлоте Ямала.

 

Параллель желаний

 

Совпадения неслучайны. Недавно прочитала книгу Виктора Ремизова «Вечная мерзлота» о «мёртвой» сталинской дороге, и вот наяву увидела памятник «501-й стройке».

Около полутора тысяч километров трансполярной магистрали от Салехарда до Игарки должны были соединить европейскую часть страны с дельтой Енисея. Грандиозный проект закрыли после смерти Сталина. За шесть лет построили 1100 км из запланированного пути. Паровоз на вечной стоянке напоминает о событиях, связавших рельсами и шпалами тысячи граждан страны-победительницы.

В парке Победы Герман удивляет цифрой. Во время Великой Отечественной войны салехардский рыбоконсервный завод отправил на фронт 22 миллиона банок консервов.

– Надеемся, что в ближайшее время Салехарду присвоят звание «Город трудовой славы». Заявка отправлена на рассмотрение, горожане ждут результата, – поясняет наш эрудированный гид.

Возможно, именно это желание избранник Ямала Герман Бардин загадывает, когда, взявшись с нами за руки, в который раз проходит через полярный круг под стелой «66-я параллель».

– Здесь мечты сбываются, – обещает он в начале ритуала, и мы торопимся придумать самое-самое.

– На сто процентов сбываются, но для этого надо вернуться в Салехард! – добавляет с улыбкой после того, как дружный хоровод официально переходит заветную параллель.

Теперь точно вернусь!

 

Продолжение следует.

 

Интересные факты о Салехарде от Ямал-медиа

ϖ Солнце светит 1500 часов в год, снег лежит 210 дней, отопительный сезон длится более 280 дней, полярный день длится около 30 суток.

ϖ В некоторых деревянных домах Салехарда до сих пор пользуются привозными газовыми баллонами при том, что на Ямале ежегодно добывается 80% природного газа России.

ϖ Один из самых северных пляжей мира находится в Салехарде на берегу реки Полябты.

ϖ Территория парка Победы в Салехарде занимает 19 гектаров – это крупнейший мемориальный комплекс Уральского Федерального округа.

ϖ Телеканал «Россия 1» посвятил Салехарду и Ямалу два выпуска программы «По секрету всему свету».