Вы здесь

Меховые послания прошлых веков

Жительница Омы в канинской национальной одежде

Каждому человеку хорошо известна поговорка: «По одежке встречают…». Но для большинства наших современников эта фраза значит только то, что одежда в нашей жизни играет своеобразную роль индикатора, с помощью которого мы без особого труда можем определить социальный статус человека и его материальное положение.

 Время вносит свои коррективы, размывая национальные, пространственные и географические границы. Сегодня одежда благополучных во всех отношениях граждан не зависит ни от национальной принадлежности, ни от страны, в которой этот человек проживает. Но так было не всегда.

Прочитай судьбу рода по ремню

А вот наши далекие предки умудрялись с помощью нарядов передавать и получать вполне исчерпывающую информацию о представителях того или иного семейного клана.

Смелость, трудолюбие, сила, ловкость, достаток, умение хорошо охотиться, название родового тотема – все это находило отражение не только в имени, но и в одежде наших предков.

Сейчас другие времена: «дети разных народов» ходят в одинаковых костюмах и платьях, говорят на одном и том же языке, имеют одинаковые специальности, носят одинаковые имена и фамилии, поэтому одежда нынче утратила то символическое значение, которое она имела раньше.

А национальная одежда – просто декорация или театральный антураж, к которому обращаются в дни национальных праздников или (упаси боже!) межнацио-нальных конфликтов.

Сегодня традиционную национальную одежду представителей народов Земли в первоначальном, нестилизованном виде можно найти разве что в этнографических музеях. Когда неискушенные люди начинают знакомиться с этой информацией, они нередко бывают шокированы тем, что народы планеты умудрялись использовать для изготовления своих нарядов в прошлом. В ход шли и кишки сивуча, и мочевой пузырь моржа, и рыбья кожа. Думаю, не стоит сейчас вдаваться в пугающие подробности. Я хочу обратиться к самым безобидным, но от этого не менее экзотическим одеждам аборигенных народов России.

Узнай, какого я рода-племени

О том, что одежда является неотъемлемой частью культуры того или иного народа, доказывать не нужно. Если говорить о многочисленных народах, населяющих сегодня Европу, любой мало-мальски разбирающийся человек сможет по кокошнику, косе и сарафану определить национальность женщины, безошибочно назвав ее русской.

То же самое и с мужчиной в клетчатой юбке и коротком черном жилете и шляпе с полями: мы смело припишем его к шотландскому роду-племени и не ошибемся.

А вот с аборигенными, древнейшими народами планеты все обстоит не так просто. Вряд ли кто из жителей России, где сегодня проживает основная масса коренных малочисленных этносов Земли, без труда отличит по одежде энца от нанайца, ульчи от чукчи или нигидальца, эвенка от алеута, а саами от манси и ненца.

Поэтому нередко весьма культурные и вроде бы просвещенные мужи, например, при создании фильмов, где должны присутствовать или просто промелькнуть на горизонте представители того или иного этноса, допускают непростительные ляпы. Например, создает режиссер фильм о чукчах, а показывают чум и ненцев, занимающихся хозяйственной деятельностью. При этом автор текста смело называет чум ярангой, а малицу – кухлянкой.

Между тем каждый из аборигенных народов имел в недалеком прошлом настолько уникальную по оригинальности, сложности исполнения и красоты одежду, что ни один фрак, френч, фетровая шляпа или кружевные панталоны, столь популярные у европейской знати средних веков, с нею не могли конкурировать.

Кто сегодня может предположить, что яркие, расшитые узорами наряды ульчей и нанайцев шились из рыбьей кожи? Умельцы на протяжении веков использовали для этих целей специально выделанную кожу рыбы-кеты, при этом сама кета должна была быть возрастом не старше трех лет. Именно в это время кета меняла окрас своих плавников, кожа ее становилась прочной и эластичной.

Сегодня в музее Хабаровска сохранены наряды «гольдской знати» (гольды – так раньше назывались эти народы в царской России). С помощью тончайших сухожилий «рыбья одежда», сшитая триста лет назад, до сих пор сохраняет свои формы и необычную экзотическую красоту.

Возьмем, к примеру, одежду аборигенов Алеутских и Командорских островов: алеутов, телинкитов. Их одежду шили из шкурок птиц, мужские плащи мореходов – из кишок сивуча, обувь – из горла и трахеи моржей и китов, она была непромокаема и совершенно не подвергалась влиянию соленой воды.

Костяные шлемы алеутских воинов были настолько красивы, оригинальны и прочны, что соседи-японцы давали за них четырех наложниц или новую лодку, для морских охотников это была равноценная плата.

А вот сегодня из 650 алеутов, живущих в России, сшить национальную одежду – атапаск – вряд ли кто-нибудь смог бы.

Возьмите одежду северных саамов: здесь каждая деталь кожаной одежды выверена и прописана. На груди большая брошь – ее размер соответствует уровню жизни человека. Кожаный пояс с овальными украшениями указывает на то, что его хозяин или хозяйка не замужем или не женат. Количество серебряных бляшек на поясе говорит о возрасте хозяина. В общем, надел наряд и можешь о себе ничего не говорить: твоя одежда все за тебя расскажет.

Если обратиться к ненецкой одежде, то и тут каждая паница (пенко – из камусов, тулуп-паны из полугодовалых оленят, хоба-паны из шкур молодого оленя – няблюя, таряв-паны – беличья паница) или нойця – летняя суконная женская одежда, каждый мужской пояс – ни, каждая малица – это не просто удобное обмундирование, это произведение искусства, несущее в себе исчерпывающую информацию о хозяине наряда.

Как жаль, что сегодня все это безвозвратно утрачивается.

Ненецкая одежда – письмена предков

Конечно, никто не будет спорить, что время идет вперед, меняются жизненные ориентиры и то, что было нормой 200–300 лет назад, сейчас вряд ли актуально, тем более для кого-то явится законом.

Так было в прошлом, когда каждый ненецкий род имел свои традиционные родовые знаки, узоры, символы, которые, как и саамские наряды, могли рассказать о многом.

Сейчас это забылось. И ненцы охотничьих родов Ного (песцового племени), Яв-тысыев (жителей морского побережья) украшают свой наряд хорламбэями, использовавшимися в прошлом лишь ненцами тундровых оленеводческих династий. Традиционные «хадалама’’», символизировавшие морские волны, ими сейчас используются очень редко.

Нынче представители самодийских династий Явтысых, Яунгад (Явга -морская раковина), живших в далеком прошлом на берегах морей и занимавшихся морским промыслом, не задумываясь наденут на себя наряды представителей оленных тундровых родов и будут в них щеголять.

Число оленьих рогов в узорной живописи на паницах, количество треугольников в форме чумов традиционно указывали на многочисленность и древность рода, на число хозяйств в стойбище.

Ни один элемент наряда, ни один узор на рукавах или подоле женской паницы не был вшит в общую конструкцию просто так, ради красоты. Все имело свой глубинный смысл, все несло информацию о человеке и его родовой принадлежности и семейном положении.

По тому, как сшита мужская одежда и обувь, как украшена малица, как выглядит шапка мужа или сына, в тундре судили еще и о мастерстве женщины. Имена мастериц были на слуху у жителей тундровых стойбищ и дальних становищ.

Когда в том или ином семейном клане принимали решение о сватовстве, мастерство матери-рукодельницы, воспитавшей девушку, ставилось во главу угла, так как обязанностью женщины в тундре было еще и научить дочерей шитью по меху. Ко времени замужества каждая тундровая девушка должна была суметь сшить для себя нарядную паницу, пимы, тучейку и пад. Качество и красота одежды, дань традициям, соблюдение общепринятых законов – все имело решающее значение.

Но поговорим об изготовлении ненецкой одежды. Шить меховые шедевры очень сложно: во-первых, это – ручная работа, шьют паницы только жилами, здесь не должно быть никаких ниток, поскольку одежда должна служить своим хозяевам долго.

Самой сложной по конструкции и, без преувеличения сказать, самой красивой является пенко-паны – паница, сшитая из оленьих камусов (шкура, снятая с ног оленя, сейчас из нее шьют только пимы и заготовки).

Нетрудно представить, сколько труда и терпения должно быть у женщины, чтобы сшить верхнюю зимнюю одежду, используя грубый мех и жесткую мездру оленьих камусов. Кто из наших земляков носит пимы, знает, какой это прочный мех.

Пенко-паны практически полностью состоит из тончайших узоров, где белый и черный камус чередуется с яркими суконными вставками. Естественно, узор индивидуален и привязан к тому или иному ненецкому роду.

Пенко-паны – самая долговечная одежда, сейчас на Канине можно увидеть паницы, сшитые женщинами более ста лет назад, и они до сих пор не утратили своей яркости и красоты.

Пенко-паны, так же, как и таряв-паны (беличья паница), считаются в тундре нарядной одеждой. Для повседневной носки чаще всего использовались тулуп-паны или хоба-паны. Они менее яркие и менее украшенные, хотя тоже не лишены своеобразия и узорной графики. Чаще всего на них вы увидите прямые симметричные линии, суконные врезки и чередование шкур белого и черного цвета – вот и весь набор. Выкройка мало чем отличается от современных меховых изделий, так любимых модницами во всех уголках мира.

Здесь и сейчас, и в прошлом – главным являлась практичность паниц. Кстати, все виды ненецкой женской одежды были двусторонними: внутренняя часть – ЯНД’’ – была тоже меховой, сшитой из шкуры годовалого оленя и носилась мехом внутрь. Так что женщине в этой одежде было тепло в любую стужу.

Ой, а что у тебя на голове?

Для женщин во все века головные украшения имели огромное значение: шапки и налобные повязки, платки, завязанные определенным образом, несли вполне конкретную информацию о той или иной представительнице женского пола.

Например, для народа коми до сих пор вполне различимыми являются уборы ной юр или баба юр, для русских женщин (в зависимости от местности проживания) – кокошники и кички, коруны и косники, шлыки и убусы. И все это – головные уборы молодых незамужних девушек, и они давали исчерпывающую информацию не только о месте жительства, но и определяли возрастной ценз представительниц прекрасного пола.

Признаться, когда на меня обрушилась вся эта уникальная информация, я просто растерялась. Ведь сейчас в той же России кокошники носят просто так, чтобы символизировать свою национальную принадлежность: бабушки в кокошниках в составе русского народного хора – обычная картина современной культуры нашего государства.

У нас в Ненецком округе картина отличается немногим. В прошлом в ненецких тундрах головные украшения также подчеркивали статус женщины и имели информативный характер.

Например, содыр’’ – замшевая или суконная полоска, украшенная бисером или символическими (родовыми) узорами, являлась не только украшением представительницы того или иного ненецкого рода, но и служила своеобразным оберегом, поскольку на ней изображались родовые знаки.

По содыр’’ можно было узнать, из какой семьи и из какого рода эта девушка. Именно девушка, поскольку только незамужние имели право носить это головное украшение.

Сейчас на концертах содыр’’, который почему-то даже в среде ненцев называют сюдора, что совершенно неверно, носят женщины, которым далеко за… Или маленькие девочки, которым еще расти да расти до того времени, чтобы привлекать к себе внимание кавалеров. Но такова уж наша сегодняшняя действительность: мы отошли от традиций, превратив символ юности в простое украшение на лбу.

После замужества женщина надевала другой головной убор, он назывался пэяд’’. Сшитый из дорогого сукна или парчи, он напоминал невысокую корону.

Пэяд’’ не носили постоянно, так как в повседневной жизни, когда хозяйка чума должна была хлопотать у очага, ходить за водой и дровами, колоть лед на реке, растапливать снег, варить пищу, обшивать и одевать детей и мужа – он был не очень удобен. Но вот по праздникам, при поездке в деревню или в соседнее стойбище без пэяда’’ женщина показаться не могла.

Косы, а у ненецких женщин раньше всегда были длинные волосы, аккуратно складывались в корону, а поверх надевался пэяд’’. Всем посторонним по этому головному убору было понятно, что перед ними замужняя женщина.

Особой любовью у женской и девичьей половины оленеводческих стойбищ пользовалось еще одно украшение – та’’ня’. Накосницы, украшенные медными амулетами, серебряными шариками, колокольчиками и дисками в форме монет, также служили оберегами от злых духов и недобрых людей, а еще несли информацию о родовой принадлежности женщины. Нередко эти украшения с кос переносились и на головные уборы, ими украшались шапки – не’ сава.

В общем, ни один элемент одежды ненцев не использовался просто так, ради красоты, он всегда имел практическое значение и заключал в себе большое информационное поле.

Сейчас в наших тундрах осталось мало людей, кто бы мог с полной достоверностью изложить, а точнее, растолковать глубинный смысл «меховых посланий наших предков». Кто смог бы объяснить каждому из нас, чем отличается национальная (изначальная, а не стилизованная) одежда 98 предков наших народов: ненцев, хантов, манси, русских, удмуртов, марийцев, чувашей, хантов, татар, бурятов, ульчей – перечислять можно долго.

Приглядитесь, узнайте, проследите долгий путь своих предков от прошлого до настоящего времени, а хадалама’’, хорламбэй’’ и мадава’’ нам в этом обязательно помогут.