Вы здесь

Легенда о корабле, или Как «Михаил Сомов» превратился в «Михаила Громова»

"Ледокол - постер фильма"

Знакомый жителям НАО дизель-электроход стал героем блокбастера.

Позавчера, 20 октября, в российский прокат вышел фильм-катастрофа «Ледокол». Кинокритики дружно называли его одной из самых ожидаемых премьер нынешней осени. Это основанная на реальных событиях история антарктической эпопеи научно-экспедиционного судна ледового класса «Михаил Сомов» (в фильме – «Михаил Громов»), которое давно знакомо жителям НАО.

Съемки проходили в Мурманске, Хибинах, Севастополе и Санкт-Петербурге. В Мурманске снимали на атомном ледоколе «Ленин» (местами он очень похож на НЭС «Михаил Сомов»). Его задекорировали бутафорским снегом и парафином, в общей сложности использовали 12 видов синтетических снегов, 7 тонн парафина и такое же количество бумаги.

Вообще фильм сделан с размахом – одна сцена другой эффектнее. Тут вам и крушение вертолета, и огромный айсберг, неуклонно надвигающийся на корабль. Иного и не предполагалось – картина создавалась компанией «Профит», снявшей нашумевшее «Метро», при мощной поддержке Фонда кино и телеканала НТВ.

Авторы фильма утверждают, что стремились к максимальной достоверности визуального ряда. В итоге все детали и штрихи – от кассетных магнитофонов и свитеров полярников до канцелярских принадлежностей и оберток конфет – точно воссоздают антураж 1985 года.

Именно тогда «Михаил Сомов» был зажат тяжелыми льдами и оказался в вынужденном дрейфе вблизи побережья Антарк-тиды у далекого Берега Хобса.

Для спасения «Михаила Сомова» был направлен ледокол «Владивосток». Экспедицию возглавил Артур Чилингаров (с 1993 по 2011 год – депутат Государственной Думы России от Ненецкого автономного округа).

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 февраля 1986 года за образцовое выполнение задания по высвобождению «Михаила Сомова» из ледового плена и проявленные при этом мужество и героизм начальнику спасательной экспедиции на ледоколе «Владивосток» Артуру Чилингарову было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

Участником той спасательной экспедиции был и тележурналист Виктор Гусев, которого ныне в России знают миллионы в качестве популярного комментатора самых главных спортивных событий. А ведь его судьба могла сложиться иначе. Дело в том, что помимо государственной награды – медали «За трудовую доблесть», он тогда получил поощрение от руководства Гостелерадио СССР и был переведен в спортивную редакцию, чего до этого безуспешно добивался 5 лет.

С «Михаилом Сомовым» жителей Ненецкого округа, кстати, связывает не только колоритная личность Чилингарова.

По состоянию на октябрь 2016 года это научно-экспедиционное судно находится в эксплуатации у Северного межрегионального территориального управления Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.

Оно используется для снабжения российских научных экспедиций, доставляет на заполярные погранзаставы и метеорологические станции (в том числе находящиеся на территории НАО) персонал, оборудование и продовольствие, играет важную роль в проведении научных исследований арктических льдов.

В конце августа автору этих заметок довелось побывать на мысе Константиновском, где уже много лет действует морская гидрометеорологическая береговая станция 2-го разряда. Пообщался там с давнишним знакомым, метеорологом Сергеем Нечаевым, допоздна засиделись с ним за беседой, почаевничали. По тем продуктам, что выставил он на стол для гостя, сразу понял – недавно к здешнему берегу подходил «Михаил Сомов».

– Точно! – подтвердил Сергей. – Продовольствием и горючим для генератора мы теперь обеспечены до будущей весны. Но не только поэтому каждое прибытие в наши пустынные глухие места «Михаила Сомова» – это настоящий праздник. Ведь мы знаем многих из его команды, по-настоящему дружны, всегда ждем их и радуемся встречам.


Для справки:

Судно, названное в честь видного океанолога и полярного исследователя, Героя Советского Союза, начальника дрейфующей станции «Северный Полюс-2» и первой Комплексной антарктической экспедиции Академии наук СССР Михаила Михайловича Сомова (1908–1973), имеет следующие характеристики: полное водоизмещение – 14 185 т; длина – 133,1 м, ширина – 18,8 м, осадка в полном грузу – 9,16 м, грузоподъемность – 5436 т. В качестве энергетической установки первоначально стояли четыре дизеля общей мощностью 7200 л.с., но во время капитального ремонта в 1987 году их заменили двигателями финского производства (7420 л.с.). Максимальная скорость – 16,2 узла, дальность плавания – 12500 миль.