Вы здесь

Первый на большом пути

Первый в мире атомный ледокол сегодня – музей на плаву

Ледокол-легенду «Ленин» в Советском Союзе строили четыре года, а затем 30 лет с гордостью наблюдали за его беспримерными походами по Северному морскому пути.

Сегодня первый в мире атомный ледокол, заслуженный ветеран отечественного флота, занимает почетное место у набережной морского вокзала Мурманска. В 1989 году «Ленин», первое в мире надводное судно с ядерной силовой установкой, было выведено из состава флота и спустя некоторое время превращено в музей. Корреспондент «НВ», будучи в служебной командировке на Кольском полуострове, поднялся на его борт.

Ледокол был сдан флоту ровно 55 лет назад, в начале декабря 1959 года. Он первый в мире из надводных судов в начале 70-х прошел севернее Северной Земли, положив начало судоходству в столь высоких широтах в любое время года.

Именно «Ленин» подготовил последующий выход на Северный полюс атомного ледокола «Арктика». Только за шесть первых навигаций «Ленин» прошел во льдах Арктики более 82 тысяч морских миль (более 150 тысяч километров), проведя за собой 457 советских транспортных судов. Всего же вплоть до своей отставки и постановки на вечную стоянку в 1989 году атомоход провел 3700 транспортных караванов с миллионами тонн грузов для Крайнего Севера. Выходив весь предусмотренный проектом ресурс, ледокол навсегда вернулся к родному причалу, позже став арктическим выставочным центром.

Статус музейный, задача историческая

В сумрачный заполярный день в составе небольшой тургруппы поднимаемся по трапу на борт ледокола. Уже несколько месяцев на судне идет капитальный ремонт помещений, приводят в порядок, готовят расширение музейной экспозиции, и потому по будням вход для туристов закрыт. Однако участникам III Мурманской международной деловой недели сделано исключение: гостям форума из Карелии, НАО, Санкт-Петербурга, Республики Саха (Якутия) и ЯНАО решили показать все тайны «Ленина».

Туристов на ледокол начали организованно водить только с 2009 года. Как рассказал гид Константин, до этого момента, начиная с «ухода на пенсию» в 1989 году, ледокол простоял в одном из закрытых мурманских доков совершенно без дела, без каких-либо шансов встретить старость достойно. В какой-то момент даже встал вопрос об утилизации судна, но чиновникам в Москве хватило ума не пустить прославленного ветерана «на иголки».

Несмотря на нынешний музейный статус, некогда могучий ледокол и сегодня живет повседневной морской жизнью. У главного входа в служебные помещения с интересом читаем свежеотпечатанное вахтенное расписание с указанием графика дежурств вахтенного механика, вахтенного электрика и даже вахтенного штурмана. Состав экипажа ледокола в наши дни не велик, но круглосуточную вахту на его борту никто не отменял. А по-другому и быть не могло: получив ранг несамоходного музея, «Ленин» остался большой и очень серьезной машиной.

– Сейчас экипаж маленький, 29 человек, они отвечают за безопасность, порядок и чистоту на борту, – поясняет гид, добавляя, что в первых рейсах в начале 60-х годов численность экипажа доходила до 230–240 человек, но затем была оптимизирована до 180. Примерно 15% экипажа обязательно составляли женщины: в долгих рейсах работали поварами, официантками, медиками и лаборантами, и даже штурманами на вертолетах ледовой разведки, базировавшихся на «Ленине».

«Соня» и «Сделано в СССР»

Купив тут же на борту билеты (недорого, 200 рублей), проходим в самое элегантное и даже изысканное помещение корабля – офицерскую кают-компанию. Мало кто сейчас вспоминает об этом, но ледокол строили в конце 50-х годов силами исключительно советской промышленности. 509 советских заводов, фабрик, НИИ и лабораторий, не используя зарубежные технологии, самостоятельно создали первое в мире гражданское надводное судно с ядерной главной энергетической установкой и автономностью плавания восемь месяцев. Это к нынешним разговорам об импортозамещении: то ли отвыкли работать, то ли кураж уже не тот.

Вот и в кают-компании все: от мелкого шурупа до масштабного панно с изображением Северного морского пути, а также поморов-мореходов, его первых покорителей, было сделано в СССР. Как-то дико и странно на этом фоне выглядит современный плазменный заморский телевизор на одной из стен. Заметив наши удивленные взгляды, Константин шутливо объясняет: «Да эта плазма с 1959 года висит, это не современная разработка, это сверхсекретная советская фирма «Соня», она потом уже пустила корни в Японии...».

Кастро, Никсон и пара нот в вышине

Рядом с кают-компанией – музыкальный салон с прекрасным роялем «Красный Октябрь» – ровесником ледокола. Именно на этом инструменте с корпусом из уникальной карельской березы советский композитор Александра Пахмутова впервые исполнила для моряков свою знаменитую «Усталую подлодку». Больших гостей с громкими именами на первом ледоколе побывало немало: Фидель Кастро, Юрий Гагарин, многие европейские короли, известные артисты и творческая интеллигенция.

Даже президент США Никсон за год до завершения строительства посетил Адмиралтейские верфи в Ленинграде, на которых судно достраивалось. Сопровож-дал его в поездке адмирал Линкольн, которого считают отцом-основателем атомного подвод-ного флота Америки. Тогдашнее руководство СССР дало команду ничего от них не скрывать, видимо, решили произвести впечатление. Две страны только начинали спор за технологическое и военное превосходство. США всерьез рассматривало возможность создания своего атомного надводного флота, однако этого так и поныне не произошло. И Россия, как и СССР, по сей день – единственная страна в мире, имеющая свой собственный атомный ледокольный флот – нам всегда есть чем гордиться.

Экскурсия продолжается: осмотрев кают-компанию, музыкальный салон и курительную комнату со знаменитым шахматным столиком (за которым в одном из рейсов велся полярный радиосеанс шахматной игры с Анатолием Карповым), спускаемся по очень узким трапам на один уровень ниже. Здесь с интересом заглядываем и осматриваем жилую палубу, где находятся столовая и каюты рядового состава ледокола.

В каютах все аскетично: двухярусные койки, металлический умывальник и два шкафчика. Жили по двое. Минутами ранее нам показали жилую каюту старшего механика. И в ней действительно все напоминало домашнюю обстановку: дорогие портьеры, радиоприемник, дубовый стол с лампой, чернильницей. Отдельные от рабочего кабинета спальная, душевая и гальюн. «Такова была установка при проектировании», – отмечает наш гид. – Для старшего комсостава создавался максимум бытовых удобств.

Столовая рядовых членов экипажа и поныне «украшена» советскими агитационными плакатами и цитатами основателя Советского государства. Столы и стулья все без исключения принайтованы – прикручены к палубе на случай сильной качки. Для этой же цели и подъемные бортики на столах, чтобы посуда не соскальзывала. Все преду-смотрено.

– Под нами, на ярус ниже, находится судовой камбуз, – рассказывает гид. – Но с пищей по узким трапам никто не бегал. Блюда поставляли в столовую с помощью камбузного лифта, для удобства в столовой их было два. А уже здесь еду на подносах разносили официантки. И этим же лифтом такая же пища поступала наверх в кают-компанию, которая сейчас над нами. То есть питались все из одного котла.

Столовая одновременно выполняла роль первого в Арктике широкоформатного кинотеатра: окошки киномеханика и экран для проектора до сих пор сохранены. По личному распоряжению руководства Минатомпрома СССР перед выходом в очередной рейс по Севморпути на корабль доставляли лучшие и самые новые отечественные художественные кинофильмы, а также политически правильные зарубежные. Но в связи с тем, что бобины кинопленки были довольно велики, да и фильмов выходило не так много, количество кинолент на борту было ограничено.

– Первые рейсы ледокола продолжались иногда по восемь месяцев, поэтому фильмов не хватало и они надоедали, – делится судовыми байками гид. – И тогда, как рассказывают участники походов, фильмы начинали крутить в обратной перемотке или отключали полностью звук у киноленты и озвучивали уже своими силами, чаще всего под общий хохот. Ну хоть как-то себя развлечь.

Вопреки инструкциям

Морских баек и легенд, связанных с ледоколом «Ленин», очень много. Как достоверных, проверенных историками, так и устных, не отпечатанных и не отписанных в судовых журналах и архивах государственных ведомств. Одна из них напрямую связана с территорией Ненецкого округа.

В декабре 1973 года, во время проводки очередного транспортного каравана, в рубку связи ледокола якобы поступило радиосообщение о том, что в районе полуострова Канин на льдине относит в открытое море трех канинских рыбаков. И уносит их с каждым часом все дальше и дальше от родного берега. Приказа из Москвы оставлять караван и идти на спасение не поступало. Перед атомным ледоколом всегда стояли более серьезные государственные задачи. Но капитан и его помощники, оценив ледовую обстановку как не тяжелую и учитывая, что кроме «Ленина» на помощь прийти некому, решают на сутки оставить караван и выйти навстречу льдине с рыбаками.

Повторимся – ключевым в этой байке является слово «якобы» и потому мы не ручаемся за ее достоверность. Впоследствии этот спасательный поход за рыбаками так и не был занесен в судовой журнал, дабы не злить самоуправством московское начальство. Но, как говорят бывалые моряки, наших рыбаков ледокол «Ленин» все-таки отыскал в Баренцевом море и поднял на свой уютный теплый борт – продрогшими, но живыми.

Почему-то очень хочется верить, что история эта – «всамделишная», потому как не мог такой большой и мощный ледокол бросить хоть кого-то маленького и беспомощного в большой беде. Ведь для этого и строила его вся страна.


СПРАВКА «НВ»

Технические характеристики атомного ледокола «Ленин» были определены конструкторами с учетом жестких требований эксплуатации в условиях Крайнего Севера. Проект атомохода был разработан в ЦКБ-15 (п/я 619) (ныне «Айсберг») в 1953–1955 годах. Главным конструктором был В.И. Неганов. Атомная установка спроектирована под руководством знаменитого Игоря Ивановича Африкантова, а научным руководителем работ был назначен не менее знаменитый академик Александров. Хладостойкая корпусная сталь марок АК-27 и АК-28 была специально для «Ленина» разработана в институте «Прометей». Длина судна составила 134 м, ширина 27,6 м, осадка 10,5 м, водоизмещение 16 тысяч тонн. Мощность главной энергетической установки (ГЭУ) судна на период постройки не имела себе равных. Советский атомный ледокол по своей мощности в два раза превосходил американский ледокол Gletcher, считавшийся крупнейшим в мире. За годы службы «Ленин» сменил две ядерных ГЭУ, совокупная мощность его четырех турбин доходила до 44 тысяч л.с., а скорость хода – до 18 узлов на чистой воде (и два узла – во льдах толщиной более двух метров).